Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_uroka_igra.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:

« ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

6 КЛАСС

ВИД ТЕХНОЛОГИИ: ИГРОВАЯ

Учитель: Родионова

Татьяна Анатольевна

МБОУ  СОШ № 42

г.о. Самара

2013 г.

« Игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт…».

Польский исследователь Стефан Шуман.

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

               Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

              Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

              Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению.  Программа предусматривает 6 часов русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Тип урока:  повторение изученного по теме «Имя прилагательное» в 6 классе.

Цели:

  1. Закрепление знаний, умений, навыков по теме «Имя прилагательное».
  2. Развитие у учащихся интереса к русскому языку.
  3. Развитие у учащихся навыков групповой работы.
  4. Развитие фантазии и воображения.
  5. Воспитание дружелюбия, этических коммуникативных норм.

Оборудование: музыкальное сопровождение, карта путешествия, распечатанные листы с заданиями для команд.

Ход урока

I. Мотивационный этап.

1. Организационный момент

2. Слово учителя. 

    -  Представьте себе, что все вы космонавты - лингвисты, которые отправляются в путешествие по Лингвистической Вселенной с целью как можно быстрее добраться до планеты Прилагательных. Зачем? Чтобы оказать помощь.

II. Ориентационно-целевой этап.

       С планеты Прилагательных поступил сигнал бедствия: злобные космические пираты Лень и Равнодушие заражают планету вирусом незнания, который постепенно уничтожает всё на планете Прилагательных. Прилагательные просят помощи. Необходимо быстро добраться до планеты и найти пиратов, создать вакцину против вируса, используя свои знания и умения по русскому языку, а особенно по теме «Прилагательное», и восстановить всю красоту на планете.

III. Содержательно-операционный этап.

1. Создаём 3 команды космонавтов. Название своих команд соберите из разрезанных букв, выбираем капитанов.

(Весь класс разбивается на 3 команды по рядам «Метафора», «Эпитет», «Сравнение»; выбираются капитаны команд).

2. Во время нашего путешествия необходимо соблюдать игровые правила. Они таковы:

  1. Используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь.
  2. Внимательно слушай учителя и товарища.
  3. Будь доброжелателен.

За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.

3. Команды к полёту готовы. Взлёт разрешён.

4. «Метеоритный дождь».

Слово учителя.

          -   Внимание! Начинается первое испытание команд. Ваш космический корабль попал под метеоритный дождь. Чтобы сохранить обшивку корабля невредимой, необходимо набрать наибольшее количество баллов, выполняя следующее задание: выберите из текста все прилагательные и определите их разряд. За каждое правильно выбранное прилагательное начисляется один балл. Команда, которая выполняет это задание первой, получает дополнительный балл.

Текст задания.

     Может показаться, что наиболее яркие звёзды на небе – те, которые ближе к нам расположены. На самом деле ярчайшие звёзды – это мощные прожекторы. На их фоне теряются маленькие и тусклые звёзды, которые находятся рядом, и таких звёзд много. Для того чтобы их обнаружить, приходится использовать круглые телескопы или применять специальные методы поиска.

5. «Черная дыра».

Слово учителя.

        -  Следующее испытание команд: выход из «черной дыры». Вы супермены, но «черная дыра» затягивает вас. А впереди вас ждут космические пираты.

Они

А вы

Храбрые

 

Упорные

 

Крепкие

 

Быстрые

 

Хитрые

 

Образуйте все возможные формы прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

За каждую форму – 1 балл. Команда, которая выполняет это задание первой, получает дополнительный балл.

6. «Поиск пиратов».

Слово учителя.

              -  Ваши космические корабли приближаются к планете Прилагательных. Теперь командам необходимо обнаружить пиратов Лень и Равнодушие. Для этого нужно найти ошибки в правописании данных прилагательных и записать слова правильно. За каждое правильное слово – 1 балл.

Команда, которая выполняет это задание первой, получает дополнительный балл.

I. Входной, коноплянный, искуственный, сонный, весенний, песчанный, соломеный, полотняный, художественный, ранний, румяный, луный, травяной, стекляный, ржаной, голубиный, овчинный, нефтяной, ледяной, куринный, станционный, картонный.

II. Кавказкий, узский, одесский, сентябрский, комендантский, русский, богатырсский, апрельский.

  1. _____________________
  2. _____________________
  3. _____________________
  4. _____________________
  5. _____________________
  6. _____________________
  7. _____________________
  1. __________________
  2. __________________
  3. __________________
  4. __________________

7. «Изготовление вакцины».

Слово учителя.

   -  Прежде чем высадиться на планету, зараженную вирусом, необходимо изготовить вакцину. Для этого выполните следующие 6 заданий по правописанию прилагательных. За каждый правильный ответ команде начисляется один балл. Команда, которая выполняет все задания первой, получает дополнительный балл.

№1. В какой пословице использована краткая форма имени прилагательного?

Обведите № предложения

  1. Хороший товар сам себя хвалит.
  2. В гостях хорошо, а дома лучше.
  3. Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

№2. Вставьте гласные О или Е.

Холщ…вый, парч…вый, глянц…вая, саранч…вый, беж…вый, пунц…вый, алыч…вый, нож…вой, куч…вые.

№3. Вставьте н или нн

  1. Земля вся в серебря…ом свете.
  2. Луна во всей красе плыла на высоту, таинстве…ым лучом мечтания питая…

№4. С помощью какого суффикса образованы имена прилагательные? Вставьте.

Павел I принялся искоренять из рус…ой армии «суворов…ий дух».

№5. Какие имена прилагательные пишутся через дефис? Обведите № слова.

  1. (Молочно) белый цвет.
  2. (Молочно) овощная диета.
  3. (Молочно) консервный завод.

№6. Раскройте скобки.

Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси и с завистью смотрят на (не)угомонную жизнь на Земле.

8. «Исцеление планеты».

Слово учителя.

     -  Вас встречает планета Прилагательных. Вы победили космических пиратов, изготовили вакцину против вируса незнания, но эти вирусы успели уничтожить на планете Прилагательных всю её красоту. Последнее задание поможет вам восстановить планету. Вставьте прилагательные из списка в пропущенные места текста, чтобы получился связный весёлый рассказ. Рассказ оценивается по пятибалльной системе. За выразительное чтение рассказа команда получает дополнительный балл.

Список прилагательных: голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый, серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, чудесный, милый, коричневый, малюсенький, крупный, громадный, железный, кирпичный, колючий.

Текст.


На … … планете жили … … человечки, у них были … глаза, … волосы, …уши. Зато очень … характер. Домики у человечков были …, с … крышами. Возле каждого домика сидела … собачка. Собачки на этой … планете были вместо кур, потому что … домики охраняли … дракончики и … страусы. Они сидели на верёвочках и рычали. На … … деревьях пели … песни … мухи. В … лесах водились … слонята, …цыплята, …ёжики и … ящерицы. А на … черепахах … человечки ездили в гости.
Правитель … планеты был человеком … и …, он жил в … … дворце с … окнами и … дверями. У него были … слуги и … сад.

IV. Оценочный этап.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Рефлексия:

– Что тебе не понравилось во время игры?

– Что тебе понравилось во время игры?

– Что помогло победить в игре?

V. Домашнее задание:  придумать сказку на тему: « Имя прилагательное».

Литература:

  1. Леденева В.В., Халикова Н.В. Русский язык. Тесты. 5-7 классы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Рик Т.Г. Русский язык: Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: ООО «Издательство Астрель», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе с применением фреймовой образовательной технологии по теме "Определённо-личное предложение"

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка общеобразовательных школ, преподающих в 8 классе по УМК Н.М.Шанского, но может быть использована и для изучения данной темы по другим ...