Методическая разработка урока "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок расчитан на учащихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_imya_prilagatelnoe._.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     

Разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное» (6 класс)

Цели урока: Углубить понятие о роли прилагательных в речи;

повторить орфограммы, изученные по теме « Имя прилагательное»;

развивать умение применять правила правописания имен прилагательных; воспитывать любовь к русском языку, внимательное отношение к слову.

Оборудование: учебный комплекс по русскому языку «Русский язык.   Практика. 6 класс» Г.К.Лидман-Орловой, С.Н.Пименовой, «Русский  язык.Теория. 5-9 класс» В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, презентация.

 

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Приветственное слово. Проверка присутствующих на уроке. Проверка домашнего задания. Постановка цели урока.
  2. Беседа с классом.

1)Что вы знаете о прилагательном, как о части речи? Расскажите. Приведите примеры.

2)Часто ли мы употребляем в своей речи имена прилагательные? Почему?

3) Расскажите о своей любимой детской игрушке, используя имена прилагательные.

    3.  Осложненное списывание. Указать  падеж прилагательных и выделить    их окончания. (слайд №2)

На чудесн…й аллее, на зимн..й ели, об интересн…м гербарии, при легк…м прикосновении, безызвестн…   героя, разноцвет… знамени, заботлив..й дочери, зимн…й дорожкой, в осенн… пору,  зимн… пейзажа, радостн… чувству, колоссальн… усилия.

    4. Работа по учебнику.

Упр. 346.
Задание: Замените в данных словосочетаниях зависимые существительные прилагательными.
Магнитофон Тани (Танин магнитофон), воображение Васи (Васино воображение), кабинет папы (папин кабинет), телеграмма мамы (мамина телеграмма), скатерть бабушки (бабушкина скатерть), коготки кошки (кошкины коготки).

5.  Правописание окончаний прилагательных (слайд №3)
 
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1 – для сильных учащихся. Задание: Вставьте пропущенные орфограммы, обозначьте падеж имен прилагательных.

 Подойти к взросл…кенгуру, нет черн… кофе, в горяч… какао, с нов… фамилией, на черн… рояле, сильн… впечатления, на нов… пианино,  в городск…  такси, без сладк… какао.

    Карточка №2. Для слабого ученика. Задание: 1)  Допишите слова. Окончания прилагательных проверяйте вопросами.

Горяч..ми ручьями, по горяч…му  ручью, будущ…му воину, с будущ..ми воинами, могуч..м дубом, под могуч..м дубом, на могуч..м дубе, могуч..ми дубами, могуч.. дерево, горяч..м ключом, поздн..й зимою, в уютн..м кафе, в змн.. стужу.        

         

Минутка отдыха.
- Ребята, давайте с вами откинемся на спинку стула, закроем глаза, представим себе море, белый песок. Представим, как мы ходим по этому песку. Попытайтесь услышать звуки, которые окружают нас на этом прекрасном берегу. А теперь давайте откроем глаза, возьмем ручки в замок и сделаем ими круговые движения. А теперь давайте встанем и пять раз присядем. А сейчас продолжим урок.

6. Работа со словариком.

Записать в словари слова: халат, пуговица, перчатка, костюм, ботинок, пиджак, ремень.

7. Изучение правила правописания О-Е после шипящих в окончаниях существительных, прилагательных. 

Слайд № 4

Алгоритм правила

1.Определи часть речи. Если это существительное или прилагательное, то…

2. Определи часть слова, в которой находится орфограмма. Если орфограмма в окончании…

3.Посмотри, падает ли ударение на окончание?

                ДА                                      НЕТ

                 /                                            \

        О                                            Е
8. Объяснительный диктант. 

Ветер могуч, большого корабля, лучшему другу, воздух горяч, материал линюч, мороз трескуч, хорошего товарища, еж колюч, ландыш пахуч, голос хорош, лицом пригож, воздух свеж, юноша широкоплеч, дуб могуч.

       

9. Изучение основных суффиксов прилагательных.

Слайд №6

( -еньк-, -оньк-, ист-, -н-. –лив-, -чив-)


Занимательная игра «Кто больше?»

Кто больше подберет прилагательных с суффиксами –чив-, -лив-

Приветливый                                              

 Отзывчивый

 Хвастливый                                                        

  Вдумчивый

Шутливый                    

Разговорчивый

Догадливый                

 Забывчивый

Пытливый                                                  

  Обидчивый

Боязливый                

 Вспыльчивый

Завистливый

Задание Решите кроссворд.

1.     Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук)

2.     Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные. (Арбуз) 

3.     Я иду – она идёт, я стою – она стоит. (Тень)

4.     Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как ... (Жираф)

5.     Разноцветное коромысло через реку повисло.(Радуга)

6.     Очаг один, а всю землю греет. (Солнце) 

10. Синтаксический разбор предложения.

Ранней весной снежная пелена мокреет, покрывается хрупкой стеклянной корочкой, а из водосточных труб свивают сосульки. (повест., невоск., 2 гр.осн. – ССП, 1 предл. –двусоставное, 2 предл. – двусоставное, распр., осложнено однор.членами.)

         орроо ололоо , ололоо       , а    ололоо  орроо

10. Подведение итогов урока.

- Ребята, скажите вам понравился сегодняшний урок?
- Что именно вам понравилось?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие виды работы мы выполняли?

Домашнее задание: §98, упр. 352.