Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Хулуева Н.В.

Урок по теме «Буквы О-А в корнях  -раст-, -ращ-, -рос(л)-».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Буквы О-А в корнях  -раст-, -ращ-, -рос(л)-».

Цель деятельности учителя: научить применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-; формировать навык правописания корней с чередованием.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: применять правила правописания букв О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-; уметь отличать слова с ложным чередованием.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета, свободно пользоваться дополнительной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация, выполненная учителем.

Основные понятия: чередование, орфограмма-буква.

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и раз-вивающие компо-ненты, задания и упражнения

Деятельность учите-ля

Осуществляемая деятельность уча-щихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Контроль результа-тов учебной дея-тельности

1. Мотивация к учебной деятель-ности (2 мин.)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка учащихся к усвоению изучаемо-го материала

– Ребята! У нас се-годня необычный урок. У нас гости. Давайте продемон-стрируем, как мы с вами работаем.

– Сколько морфем вы знаете, в каком разделе они изуча-ются?

Игра «Отгадай слово!»

– Какое слово спря-талось? (дерево)

– Без чего дерево погибнет?

– Когда же появля-ется важная ин-формация о слове?

 – Когда мы встре-чаемся с этим сло-вом в жизни?

– Следовательно, у слова несколько зна-чений (см. слайд 1)

Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне непра-вильно, смотри в корень. (см. слайд 2)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: поло-жительно относятся к учению, познава-тельной деятельнос-ти, желают приобре-тать новые знания, умения, совершен-ствовать имеющие-ся.

Познавательные: осознают познава-тельную задачу.

Регулятивные: пла-нируют необходи-мые действия.

Коммуникативные: работают устно.

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учебное действие (5 мин.)

Воспроизведение ранее изученного, установление пре-емственных связей прежних и новых связей, их примене-ние в новых ситуациях. Созда-ние проблемной ситуации, эвристи-ческая беседа, обу-чающая игра.

– Какие орфограм-мы-гласные корня вам известны?

– Как вы считаете, есть ли над чем нам сегодня порабо-тать?

– Найдите на своих рабочих листах дерево, раскрасьте его плоды красным, если уверены в сво-их знаниях на 100 %, оставьте часть яблок зелеными, если в своих знаниях не уверены.

Игра «Третий лишний».

– Определите «лиш-нее» слово (см. слайд 3). Объясни-те свой выбор.

1) прилагать, ло-вить, помирить;

2) усложнить, по-ложить, изложение; 

3) произрастать, по-трясти, излагать;

4) росли, выращен-ный, читать.

– Как вы объясните правописание слов третьего и четвер-того рядов?

Отвечают на вопро-сы, строят понятные для одноклассников высказывания, при-нимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, осозна-ют, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Фронтальная

Личностные: име-ют мотивацию к учебной деятельнос-ти, желание осозна-вать свои трудности и стремиться к их преодолению; про-являют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные дей-ствия в материали-зованной  и умст-венной форме; осу-ществляют для ре-шения учебных за-дач операции анали-за, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливают при-чинно-следствен-ные связи.

Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную зада-чу, осознают недос-таточность своих знаний.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других.

Устные ответы

3. Выявление мес-та и причины за-труднения (4 мин.)

Эвристическая бесе-да.

– Давайте вместе попробуем опреде-лить тему урока и цель (Тема: «Буквы О-А в корнях  -раст-, -ращ-, -рос(л)-)

Формулируют цель учебной деятельнос-ти в диалоге с учи-телем; слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, оп-ределяют тему уро-ка.

Фронтальная

Личностные: осоз-нают свои возмож-ности в учении; спо-собны адекватно рассуждать о причи-нах своего успеха или неуспеха в уче-нии, связывая успе-хи с усилиями, тру-долюбием. 

Регулятивные: пла-нируют необходи-мые действия, опе-рации, действуют по плану. 

Вопросы для уточ-нения информации.

4. Целеполагание и построение проек-та выхода из за-труднения (10 мин.)

Беседа

Письменная работа (упр. 573)

Физкультминутка

– От чего зависит выбор гласных в этих корнях?

– Открываем учеб-ник теории и прове-ряем себя.

– Открываем учеб-ник практики, рас-сматриваем графи-ческое обозначение орфограммы (с. 168)

Работа обучающих-ся на индивидуаль-ных листах с после-дующей проверкой.

– Настало время отдохнуть. Приго-товьте ваши ла-дошки. Я буду назы-вать слова, ваша задача хлопнуть в ладоши, если встре-тилось слово с чере-дующейся гласной:

Удивительный, по-лагать, агроном, прикасаться, заго-реть, помидор, ро-кочет, загар, зорь-ка, расти.

Выполняют задания, строят понятные для слушающих ответы.

Выполняют элемен-тарные физические упражнения.

Индивидуальная, фронтальная.

Индивидуальная

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Регулятивные: пла-нируют необходи-мые действия, опе-рации, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические вы-сказывания.

Письменная работа, устные ответы.

Выполнение упраж-нений

5. Первичное зак-репление (3 мин.)

Работа в парах (от-гадывание кроссвор-да)

– Ребята! Давайте проверим, насколько внимательными вы были в течение уро-ка.

– Каждая пара получает задание: отгадать кросс-сворд.

– Первые пять пар помещают свои ра-боты на доску.

Выполняют задание

Работа в парах

Личностные: име-ют желание осваи-вать новые виды де-ятельности

Выполнение зада-ния

6. Самостоятель-ная работа с само-проверкой (10 мин.)

Выполнение разно-уровневых обуча-ющих упражнений.

Работа обучающих-ся на индивидуаль-ных листах с после-дующей само-проверкой.

Выполняют упражнения.

Индивидуальная

Коммуникативные: формулируют собст-венные мысли, вы-сказывают и обосно-вывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные дей-ствия в материали-зованной  и умст-венной форме; осу-ществляют для ре-шения учебных за-дач логические опе-рации.

Регулятивные: адекватно оценива-ют свои достижения, осознают возника-ющие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Выполнение пись-менных упражнений

7. Включение в систему знания и повторение (3 мин.)

Обобщение полу-ченных на уроке сведений, оценива-ние

– Давайте подведем итог: в каких словах присутствуют кор-ни  -раст-, -ращ-, -рос(л)-? (В словах, связанных с ростом, жизнью, развитием. Корнями жизни на-зывают их.)

– Что нужно нам, чтобы развивать-ся? (Учиться)

– Что нужно дере-ву, чтобы расти?

Отвечают на вопро-сы

Фронтальная

Личностные: пони-мают значение зна-ний для человека

Познавательные: приобретают умения использовать приоб-ретенные знания и умения в практичес-кой деятельности и в повседневной жизни

Регулятивные: оце-нивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собст-венные мысли, вы-сказывают и обосно-вывают свою точку зрения.

Оценивание уча-щихся за работу на уроке

8. Домашнее зада-ние и рефлексия учебной деятель-ности (3 мин.)

Рассказ учителя

Упр. 575 или 577 (по выбору)

– Что нового вы узнали? Понравился ли вам урок?

Определяют свое эмоциональное сос-тояние на уроке.

Индивидуальная

Регулятивные: оце-нивают свою работу

Индивидуальный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"

Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Буквы о - а в корне - раст- - -рос-"

Данная презентация содержит материал для повторения изученного ранее, освоения и закрепления нового материала по теме "Буквы о - а в корне - раст- - -рос-"....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,2) научить умению определять напи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»

Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...