Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-».
Цель деятельности учителя: научить применять способ действия при выборе гласных О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-; формировать навык правописания корней с чередованием.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: применять правила правописания букв О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-; уметь отличать слова с ложным чередованием.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета, свободно пользоваться дополнительной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация, выполненная учителем.
Основные понятия: чередование, орфограмма-буква.
Сценарий урока
Этапы урока | Обучающие и раз-вивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учите-ля | Осуществляемая деятельность уча-щихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Контроль результа-тов учебной дея-тельности |
1. Мотивация к учебной деятель-ности (2 мин.) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка учащихся к усвоению изучаемо-го материала | – Ребята! У нас се-годня необычный урок. У нас гости. Давайте продемон-стрируем, как мы с вами работаем. – Сколько морфем вы знаете, в каком разделе они изуча-ются? Игра «Отгадай слово!» – Какое слово спря-талось? (дерево) – Без чего дерево погибнет? – Когда же появля-ется важная ин-формация о слове? – Когда мы встре-чаемся с этим сло-вом в жизни? – Следовательно, у слова несколько зна-чений (см. слайд 1) Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово корень: корень зла, в корне непра-вильно, смотри в корень. (см. слайд 2) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Фронтальная | Личностные: поло-жительно относятся к учению, познава-тельной деятельнос-ти, желают приобре-тать новые знания, умения, совершен-ствовать имеющие-ся. Познавательные: осознают познава-тельную задачу. Регулятивные: пла-нируют необходи-мые действия. Коммуникативные: работают устно. | Устные ответы |
2. Актуализация и пробное учебное действие (5 мин.) | Воспроизведение ранее изученного, установление пре-емственных связей прежних и новых связей, их примене-ние в новых ситуациях. Созда-ние проблемной ситуации, эвристи-ческая беседа, обу-чающая игра. | – Какие орфограм-мы-гласные корня вам известны? – Как вы считаете, есть ли над чем нам сегодня порабо-тать? – Найдите на своих рабочих листах дерево, раскрасьте его плоды красным, если уверены в сво-их знаниях на 100 %, оставьте часть яблок зелеными, если в своих знаниях не уверены. Игра «Третий лишний». – Определите «лиш-нее» слово (см. слайд 3). Объясни-те свой выбор. 1) прилагать, ло-вить, помирить; 2) усложнить, по-ложить, изложение; 3) произрастать, по-трясти, излагать; 4) росли, выращен-ный, читать. – Как вы объясните правописание слов третьего и четвер-того рядов? | Отвечают на вопро-сы, строят понятные для одноклассников высказывания, при-нимают участие в обучающей игре, участвуют в диалоге с учителем, осозна-ют, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Фронтальная | Личностные: име-ют мотивацию к учебной деятельнос-ти, желание осозна-вать свои трудности и стремиться к их преодолению; про-являют способность к самооценке своих действий. Познавательные: выполняют учебно-познавательные дей-ствия в материали-зованной и умст-венной форме; осу-ществляют для ре-шения учебных за-дач операции анали-за, синтеза, сравне-ния, классификации, устанавливают при-чинно-следствен-ные связи. Регулятивные: принимают и сохра-няют учебную зада-чу, осознают недос-таточность своих знаний. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других. | Устные ответы |
3. Выявление мес-та и причины за-труднения (4 мин.) | Эвристическая бесе-да. | – Давайте вместе попробуем опреде-лить тему урока и цель (Тема: «Буквы О-А в корнях -раст-, -ращ-, -рос(л)-) | Формулируют цель учебной деятельнос-ти в диалоге с учи-телем; слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, оп-ределяют тему уро-ка. | Фронтальная | Личностные: осоз-нают свои возмож-ности в учении; спо-собны адекватно рассуждать о причи-нах своего успеха или неуспеха в уче-нии, связывая успе-хи с усилиями, тру-долюбием. Регулятивные: пла-нируют необходи-мые действия, опе-рации, действуют по плану. | Вопросы для уточ-нения информации. |
4. Целеполагание и построение проек-та выхода из за-труднения (10 мин.) | Беседа Письменная работа (упр. 573) Физкультминутка | – От чего зависит выбор гласных в этих корнях? – Открываем учеб-ник теории и прове-ряем себя. – Открываем учеб-ник практики, рас-сматриваем графи-ческое обозначение орфограммы (с. 168) Работа обучающих-ся на индивидуаль-ных листах с после-дующей проверкой. – Настало время отдохнуть. Приго-товьте ваши ла-дошки. Я буду назы-вать слова, ваша задача хлопнуть в ладоши, если встре-тилось слово с чере-дующейся гласной: Удивительный, по-лагать, агроном, прикасаться, заго-реть, помидор, ро-кочет, загар, зорь-ка, расти. | Выполняют задания, строят понятные для слушающих ответы. Выполняют элемен-тарные физические упражнения. | Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная | Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: пла-нируют необходи-мые действия, опе-рации, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические вы-сказывания. | Письменная работа, устные ответы. Выполнение упраж-нений |
5. Первичное зак-репление (3 мин.) | Работа в парах (от-гадывание кроссвор-да) | – Ребята! Давайте проверим, насколько внимательными вы были в течение уро-ка. – Каждая пара получает задание: отгадать кросс-сворд. – Первые пять пар помещают свои ра-боты на доску. | Выполняют задание | Работа в парах | Личностные: име-ют желание осваи-вать новые виды де-ятельности | Выполнение зада-ния |
6. Самостоятель-ная работа с само-проверкой (10 мин.) | Выполнение разно-уровневых обуча-ющих упражнений. | Работа обучающих-ся на индивидуаль-ных листах с после-дующей само-проверкой. | Выполняют упражнения. | Индивидуальная | Коммуникативные: формулируют собст-венные мысли, вы-сказывают и обосно-вывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные дей-ствия в материали-зованной и умст-венной форме; осу-ществляют для ре-шения учебных за-дач логические опе-рации. Регулятивные: адекватно оценива-ют свои достижения, осознают возника-ющие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Выполнение пись-менных упражнений |
7. Включение в систему знания и повторение (3 мин.) | Обобщение полу-ченных на уроке сведений, оценива-ние | – Давайте подведем итог: в каких словах присутствуют кор-ни -раст-, -ращ-, -рос(л)-? (В словах, связанных с ростом, жизнью, развитием. Корнями жизни на-зывают их.) – Что нужно нам, чтобы развивать-ся? (Учиться) – Что нужно дере-ву, чтобы расти? | Отвечают на вопро-сы | Фронтальная | Личностные: пони-мают значение зна-ний для человека Познавательные: приобретают умения использовать приоб-ретенные знания и умения в практичес-кой деятельности и в повседневной жизни Регулятивные: оце-нивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собст-венные мысли, вы-сказывают и обосно-вывают свою точку зрения. | Оценивание уча-щихся за работу на уроке |
8. Домашнее зада-ние и рефлексия учебной деятель-ности (3 мин.) | Рассказ учителя | Упр. 575 или 577 (по выбору) – Что нового вы узнали? Понравился ли вам урок? | Определяют свое эмоциональное сос-тояние на уроке. | Индивидуальная | Регулятивные: оце-нивают свою работу | Индивидуальный лист |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
Презентация к уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ"
Презентация к открытому уроку по теме "Буквы о – а в корнях раст, рос, ращ" в 5 классе....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Буквы о - а в корне - раст- - -рос-"
Данная презентация содержит материал для повторения изученного ранее, освоения и закрепления нового материала по теме "Буквы о - а в корне - раст- - -рос-"....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Буквы О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Основные цели:1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ,2) научить умению определять напи...
План-конспект урока в 5 классе русского языка по теме: «Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»
Тип урока: изучение нового...
Конспект урока по теме " Буквы о-о в корне -раст-рос"
урок в 5 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»
Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...