План-конспект урока в 5 классе русского языка по теме: «Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Евстратова Елена Викторовна

Тип урока: изучение нового

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_a_-_o_v_kornyah_-rast-_-rashch-_-ros-.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 5 классе русского языка по теме:  «Буквы А - О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС»

Тип урока: изучение нового.

Цели урока:

Познакомить с правилом  правописания А-О   в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС; развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы,  умение видеть в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навык лингвистического анализа текста, учить работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической; воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Приложим ум наш и уменья

И  вместе сочиним урок.

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

II. Проверка домашнего задания (выборочно)+фронтальный опрос:

На доске записаны слова с пропущенными гласными на правописание   корней  лаг/лож: прил..гать, перел..жить, сл..гаемое, прол..гать, обл..жили, нал..гать. дол..жить. отл..жить. предл..гать. сл..жить. 

Задание:записать слова в два столбика. Проверка по столбикам.

Выводы:

- В каких морфемах находятся орфограммы?

     - Расскажите правило правописания корней лаг/лож.

.

III. Актуализация опорных знаний.

 Лингвистическая разминка «Чередование звуков в корне слова»

При образовании новых слов и форм слова иногда происходит замена одного звука другим внутри одной морфемы. Как называется такой процесс? (ЧЕРЕДОВАНИЕ)

Подберите к словам пару с чередованием гласных или согласных в корне.

1

Ч

2

Е

Р

3

Е

4

Д

5

О

6

В

7

А

Н

8

И

9

Е

 

Река – РЕЧка

Собирать – соБЕРу

Замирать – заМЕРеть

Привожу – приВОДить

Опаздывать – оПОЗДать

Ловлю – ЛОВить

Выкопать – выКАПывать

Блестеть – БЛИСТать

Затирать – заТЕРеть

4.Мобилизующий этап.

На доске написаны слова:

1)Предл..гать, распол..житься, р..стения;

2)Прир..щение, изл..гать, пол..жить;

3)Слаг..емое, предл..жение, выр..сла.

Учитель. Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.

        Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?

Ученики. В 1 ряду можно выделить слово растения. Это имя существительное, а остальные - глаголы. В словах предлагать, расположиться безударная гласная пишется в корнях  -ЛАГ-,-ЛОЖ-, а в слове растения - в корне -РАСТ-.

Учитель. Назовите слова 2-го ряда. Какое слово можно выделить и почему?

Ученики. Во 2-м ряду можно выделить слово  приращение. Это существительное, а остальные - глаголы.

В словах  излагать,  положить безударная гласная пишется в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове приращение  в корне -РАЩ-.

Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего ряда?

Ученики. Среди слов 3-го ряда можно выделить слово  выросла. Это глагол, а остальные - имя существительное. В словах  слагаемое,  предложение безударная гласная пишется в корнях  -ЛАГ-, -ЛОЖ-. В слове  выросла  - в корне -РОС-.

5. Формулирование темы и цели  урока.

    Учитель. Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученики .Мы выделили слова  растения,  приращение,  выросла. В корне этих слов пропущены гласные О  или А. Значит, тема сегодняшнего урока – “Гласные -А - О  в корне -РАСТ- -РАЩ- -РОС-“

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1)Познакомиться...;

учиться находить  и правильно писать...

Ученики. Цель урока:  познакомиться с правилом написания гласных А и О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; учиться находить и правильно писать слова с этими корнями.

6. Изучение  нового  материала.

   Цель: 1) выяснить условия написания изучаемых корней.

             2) учить находить требуемую информацию в различных источниках.

На доске

Буквы о – а в корнях рос-  – раст-  – ращ-

РОС –

О напишем в корне рос-:

Вырос, перерос, подрос.

РАСТ-, РАЩ-

Но не путай никогда:

В раст- и ращ- напишем а.

 растение, ращу.

Исключения:

Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль.

1)Работа с учебником, стр. 101

Учитель. От чего зависит чередование гласных  А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС- ?

Правило повторяют 2-3 ученика.

2)Запись в «Словарь трудных слов».

Ростов,  росток,  отрасль,  Ростислав.

Формулировка правила 

Пишется а

- в корнях -раст- -ращ- перед согласными ст, щ.: растение, выращенный
Исключение: росток

Пишется о

- в корне —рос—перед с : вырос
Исключение: отрасль.

Заучивание правила, запись по памяти в теоретический блокнот. Запомнить слова-исключения: В Ростове живёт ростовщик Ростислав. Он любит ростки и разные отрасли.

7. Закрепление изученного материала.

     Цель: 1) закрепить полученные знания.

               

1.Упражнение 306 коллективно, устно

        2. «4-е лишнее»

Учащиеся определяют среди словосочетаний лишнее, доказывая почему: ( на доске)

вечнозеленые р…стения

молодая пор..сль

юный возр…ст

выр…щенный урожай

3. Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограмму ( у доски)

Листья р_стения

Молодая пор_сль

Р_сток розы

Разр_стаются розы

Отр_сль промышленности

Морские водор_сли

Р_стов-на-Дону

Выр_щивание молодняка

Зар_сли камыша

Зал_жить р_стовщику

Богатая р_стительность

маленький Р_стислав

4. Игра  «Назови одним словом», объясняя написание слова.  

Стебель растения в самом начале развития из семени (росток).

Прибавить одно число к другому (сложить).

Название одного из чисел при сложении (слагаемое).

Синоним слова пересказ (изложение).

Одна из единиц синтаксиса (предложение).

Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное).

Количество лет кого-либо (возраст).

Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).

5. Самостоятельная работа. Упр. 70 стр 27 РТ

6.Выборочно-распределительная работа.

Упр 72 РТ

7.  Работа с текстом  упр 62 РТ стр 25(7 мин) Определение роли чередующихся гласных в тексте.

Расти, расти, яблонька, Подрастай!

Цвети, цвети, яблонька, Расцветай! Золотое солнышко, Жарче грей! Вырастайте, яблоки, Поскорей!

Росла, росла яблонька, Подросла.

Цвела, цвела яблонька, Отцвела.

Отряхнула яблонька Свой наряд,

И поспели яблоки для ребят. (Н. Забила)

       О чем пишет поэт?

Она рассказывает о яблоньке, о том, как она росла, цвела и как поспели яблоки.

       Найдите слова с чередующимися гласными в корне. Какую роль они играют

в тексте.

Расти, подрастай, вырастай, росла, подросла.

Эти повторы помогают выделить главное в тексте,  показать любовь автора к яблоньке.

Обратите внимание, какие предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске сопровождают эти повторы? (побудительные и восклицательные для выражения восторга, восхищения)

Т.о,  мы с вами увидели, что повтор слов с чередующимися гласными может показать отношение говорящего к предмету.

8.Работа в тетрадях по карточке

Л..житься спать, р..сла трава, р..стительный мир, запахло г..рью, изл..гать мысли, выр..сли в лесу, выполнить сл..жение, зеленый р..сток, , прол..жили путь, первое сл..гаемое, выр..щенный сад.

9. Подведение итогов урока

Учитель. С каким  правилом мы познакомились  сегодня на уроке?

 Дети повторяют правило

- Урока время истекло.

Я вам ребята благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII. Домашнее задание.  Параграф 38 упр309.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

план-конспект интегрированного урока татарского с русским языком для 6 кл.

Данный материал содержит план-конспект урока, урок интегрированный - татарский и русский языки. Основной учитель под №1-это учитель татарского языка, учитель русского языка - это учитель №2...

урок русского языка по теме "Буквы О и А в корне -кас- кос-."

Научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильного написания корней кос-кас....