урок русского языка по теме "Буквы О и А в корне -кас- кос-."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильного написания корней кос-кас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_kas-kos.odt48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Буквы О и А в корне -кас- кос-.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учитель Кудзиева Анжела Сергеевна

Тип урока: решение частных задач

Цели урока:

личностные: повысить мотивацию к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки.

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, создать условия для развития навыков самостоятельной работы.

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество, осознанно  строить речевое  высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться выражать свои мысли, аргументировать своё мнение.

предметные:  развивать навыки грамотного письма.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Вид используемых ИКТ:  мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), раздаточный материал, доска, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа:включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 - Добрый день, ребята! Рада вас видеть.

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Повторение пройденного материала

Цель этапа:повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

  • Что определяет выбор гласной в корнях -лаг- лож- и -раст- рос?
  • В чем заключается загадочность этих корней?
  • Какие ещё корни с чередованием вам известны?
  • Запишите слова в тетрадь.Вставьте буквы согласно правилу.Выделите орфограмму:

пол..гать,пол..гаться на него,сл..гать песню,проверить изл..жение,пол..жить на стол

нал..гать штраф,величина возр..стает,пышная р..стительность,

пол..житься на него,р..стительное масло.

 

Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

Запишите тему урока: «Чередующиеся гласные в корне слова»

  Какую цель вы поставите в начале урока?

Цель нашего урока – изучить правило написания букв О – А в корнях -кос- -кас-

-определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием  гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

-научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной  орфограммой в речи.

Записывают в тетрадях дату и тему урока.

Дают свои варианты.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Решение проблемного вопроса на повторение

 

Сегодня на уроке  мы познакомимся с ещё одним загадочным корнем: -кас-кос-

Рассмотрите схему и определите , от чего зависит написание о и а в корне -кас-кос-.

Рассмотрите таблицу.

Напомните, от чего же может зависеть выбор гласной?

Распределительный диктант (распределить в две колонки слова с чередующейся гласной и без чередования): зеленеть, вырастать, запевать, запереть, принести, собирать, стоять, прикасались, замереть, дрожать, солить, росли, предлагать, сдирать.

 

Читают правило.

Внимательно рассматривают таблицу

Выполняют упражнение №184

  • От суффикса А после корня;
  • от согласных в корне;
  • от ударения;
  • от лексического значения слова.

 

- Бер-бир, мер-мир (и т.д.)…

(Рассказывают правило, приводя примеры).

Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетрадях.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Включаем видео.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI.

 Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

2. Веселый диктант

.

Продолжая нашу прогулку, устно составьте со словами с чередующимися гласными предложения: -лаг- лож-;- раст-рос; -кос- кас-.

Работа с текстом (в парах).

Текст распечатан для каждой пары.

Вставить недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, графически объяснить.

Мы предпол..гали выехать рано но зад..ржались. Вдоль д..роги, кроме кустарниковой пор..сли, (не) было видно другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, заросшего к..мышом.  Лучи ярко-ж..лтого солнца кас..ались поверхности озера.

  • Каждая пара подписывает свою работу и сдаёт. Затем устно проверяем правильную постановку знаков препинания и орфограмм.

Читается текст диктанта.

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пророс выше,пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

- Проверьте себя , используя схему.

Придумывают предложения. (Индивидуальная работа).

Работа в парах. Обсуждают, советуются, доказывают, спорят.

Самоконтроль.

Внимательно слушают.

Объясняют  устно условия выбора гласной в корне .

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

  1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII. Выставление самооценок.

Закончите эти фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня получилось…

Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.

VIII.Рефлексия

 

- С каким настроением вы уйдете с урока после нашей лингвистической прогулки?

Отвечают на вопрос.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

IX.Домашнее задание.

Составить связный рассказ с большим количеством чередующихся гласных (на «5») или составить словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» (на «4»).

Записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка для 5 класса Тема: «Правописание чередующихся корней лаг-лож, кас-кос»

  Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Правописание чередующихся корней  лаг-лож,   кас-кос» Образовательные цели:-формировать навык правопис...

Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".

Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"

Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...