Урок развития речи 7 класс Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА» «Дружба - бесценный дар !»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок формирует у учащихся представления о концепте «дружба» в процессе языкового и речевого развития.Учит учащихся применять свои теоретические знания на практике, последовательно излагать мысль, развивать чувство воображения. Актуален для подготовки учащихся к сочинению в формате ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

7 класс

Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА»

«Дружба - бесценный дар !»

Тип урока: урок-исследование

Цель урок: формирование представления о концепте «дружба» в процессе языкового и речевого развития; уметь применять свои теоретические знания на практике, последовательно излагать мысль, развивать чувство воображения

Задачи: 

1. Обогащение словаря-тезауруса  новыми понятиями ;                          

 2. Воспитание речевой и языковой толерантности;

3. Обучение созданию текста.

4.Научить учащихся правильно строить предложения, развивать речь учащихся;

Планируемые результаты:

Предметные умения: иметь представления о концепте «ДРУЖБА»; создание текста(миниатюра) на основе концепта«ДРУЖБА»;

Личностные: формирование ученической компетентности, развивать у обучающихся интерес к написанию сочинения; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор школьников; формировать навыки благожелательного отношения друг с другом во время работы.

Метапредметные:

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; умение провести самооценку; самостоятельно разрабатывать алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата.

Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о концепте «дружба», формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; развивать умения применять раннее полученные знания в новых условиях.

Универсальные коммуникативные учебные действия: формирование умений самостоятельно планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели, функции участников и способы взаимодействия; самостоятельно или с помощью учителя выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

ХОД УРОКА

Организационный этап

УУД - Р.- умение мобилизовать свои силы для работы

ЛКЗ№1. Мотивация. Постановка цели урока.

УУД -  П. - умение строить высказывание.

             К. - умение выражать свои мысли, формулирование темы.

             Р. - самокоррекция.

 Объясните цитаты и определите тему нашего урока:

1.«Создает человека природа, но развивает его общество»

( Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский)

-Выделите ключевые слова.(человек, общество)

-Какая между ними связь?

-Как общество развивает человека?

2. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"

-Объясните цитату.

-О какой духовной ценности идет речь?(дружба)


Сегодня мы исследуем концепт «дружба», решая различные лингвокультурологические задачи, и докажем, что «Дружба- бесценный дар!»

ЛКЗ№ 2. Проблемная ситуация.  Работа со словом.

Напишите ассоциации к слову «Дружба»

 УУД:

П.- находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач 

ДРУЖБА- это___________________________________________________________________

ЛКЗ№3  Открытие новых знаний. Словарная работа. 

Сравните два определения. Какое из определений вам импонирует более всего? А что же объединяет эти определения? В чем различие?

УУД- 

П. -находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач

К. -слушают и слышат других, возможность адекватно использовать речевые  средства

ДРУЖБА ДРУ́ЖБА, -ы, жен. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. (С.И.Ожегов)

ДРУЖБА – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении. (В.И.Даль)

Какой можно сделать вывод…

ЛКЗ№4  Открытие новых знаний.

 УУД- 

Л.- планирование

П.- умение проводить самостоятельное наблюдение, выводят алгоритм

Р.- анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Прогнозирование, построение логического рассуждения.

-Прочитайте статью.

-Назовите основные признаки дружбы.

Международный день дружбы

Дата в 2020 году:

30 июля, четверг

Учрежден:

 

Генеральной Ассамблеей ООН 27.04.2011

Традиции:

 

проведение мероприятий по всему миру с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми; семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур

Международный день дружбы – праздник, направленный на укрепление взаимоотношений между людьми. Его отмечают все: каждый отдельный человек и целые государства.

В 2020 году в России Международный день дружбы отмечается 30 июля и проходит на официальном уровне 10 раз.

Цель праздника – напомнить о важности дружеских отношений между людьми, целыми культурами, государствами и нациями.

В Международный день молодежи по всему миру проходят праздничные мероприятия с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми. Проводятся семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур.

ЛКЗ№5 . Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции

У УД 

К. – формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Л. – способность к самооценке

П. –извлечение информации ,осуществление мыслительных операций анализа и синтеза .

     Р.- волевая регуляция в ситуации затруднения .Коррекция.

Продолжи высказывание:

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).
  • О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).
  • Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете...(товарищ).
  • О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг) .

Что их объединяет? (дружба) 

-Как называются слова, которые вы записали?(Синонимы)

-Каким должен быть настоящий друг?

 -Кто может быть другом?  (мама, учитель, игрушка,…..)

-Какой можно сделать вывод…

ЛКЗ№6. Проверка домашнего задания. Расскажите о своем друге.

У УД 

К. – формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Л .– способность к самооценке

П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

ЛКЗ№7 . Закрепление .Работа с пословицей.

УУД

П. –извлечение информации ,осуществление мыслительных операций анализа и синтеза .

     Р. -волевая регуляция в ситуации затруднения .Коррекция.

Подберите пословицы к ситуации :

         - Друга на деньги не купишь

-      Для дружбы нет расстояний.

  • Друг за друга стой — и выиграешь бой.
  • Друга иметь – себя не жалеть.
  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.
  • В дружбе — правда.
  •  Друг познается в беде.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друзья прямые — что братья родны
  • Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Добрый друг лучше ста родственников.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • Неверный друг — опасный враг.)

Ситуация № 1.

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Помогу и скажу:  …

Ситуация № 2.

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу его до дома, вызову “скорую” и скажу:  …

Ситуация № 3.

Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. Подарок не приму и скажу: …

Ситуация №4

Друг мне сказал, что он расстроен моими неудачами в учёбе, что он не будет на это закрывать глаза. Но если нужна помощь по математике или по физике, он готов объяснить непонятные мне темы. Критика друга мне была неприятна, но я подумал и сказал себе:  …

-Что значит, настоящая дружба? Сделайте вывод…

ЛКЗ№8  Закрепление: вторичное осмысление.  Работа с текстом.

УУД:

Л - самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию

П – извлечение информации ,осуществление мыслительных операций анализа и синтеза .

К – формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

 -О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и ученые, и философы. Готовясь к уроку, я нашла замечательную притчу.

Притча о дружбе

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу спросил его: — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Закончи притчу …

И друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

Проблема:______________________________________________________

Микротемы:_________________________________________________________________________________________________________________________ - Какие отношения существовали между друзьями?(доверительные, взаимопонимание)

 Какова основная мысль притчи? (Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.)

- Чему учит нас эта притча?

Какой можно сделать вывод?

ЛКЗ№9. Актуализация знаний.

. УУД:

 К.- умение слушать друг друга, работать в команде;

 П.– построение логической цепочки, выбор оснований и критериев для сравнения, осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ и синтез.

 Л.- самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности  и ее мотивом

Р.- самостоятельно разрабатывает алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата

- Какими же качествами должен обладать человек, умеющий дружить? (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)

Составьте кластер «ДРУЖБА», используя предложенные качества человека

(истинная и мнимая дружба)

C:\Users\admin\Documents\кл.jpg 

Качества:

  1. Понимание
  2. Деликатность
  3. Мелочность
  4. Близость взглядов
  5. Неуверенность
  6. Зависть
  7. Прощение
  8. Доброта
  9. Равнодушие
  10. Благородство
  1. Самокритичность
  2. Болтливость
  3. Сдержанность
  4. Обдуманность фраз и поступков
  5. Нахальство
  6. Раздражительность
  7. Искренность
  8. Приветливость
  9. Честность

Какой можно сделать вывод…

ЛКЗ№10  Обобщение и систематизация знаний .Творческое применение знаний ..Написание сочинения-миниатюры.

УУД:

П.: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий

 К.: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленный вопрос; -умение полно и ясно выражать свои мысли.

Р.: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания.

Л: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста

Напишите сочинение-миниатюру «Дружба - бесценный дар!»(учащиеся зачитывают свои работы)

-Какой можно сделать вывод к нашему уроку…

ВЫВОД:

-Мы дружим с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно.  Вот  одна из черт  дружбы – избирательность. Человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг,  и я скажу кто ты».

- Другая черта дружбы – бескорыстностьЭто отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.                                    

- Третья черта – общность интересов. Взаимная симпатия и общность интересов — это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

УУД:

П.: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности

 Р.: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Составить кроссворд на основе концепта «ДРУЖБА»

 Подведение итогов занятия. Рефлексия.

УУД: 

К.: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Дайте аргументированные ответы на один из вопросов.

C:\Users\admin\Documents\реф.jpg

Выставление оценок за урок!!!



Предварительный просмотр:

Карта урока для учащихся

Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА»

«Дружба - бесценный дар !»

ЛКЗ№1. Объясните цитаты и определите тему нашего урока

1.«Создает человека природа, но развивает его общество»

( Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский)

-Выделите ключевые слова

-Какая между ними связь?

-Как общество развивает человека?

2. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

                                                   Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"

-О какой духовной ценности идет речь?

ЛКЗ№ 2. Напишите ассоциации к слову «Дружба» 

ДРУЖБА-      ------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЛКЗ№3  . Сравните два определения. Какое из определений вам импонирует более всего? А что же объединяет эти определения? В чем различие?

ДРУЖБА ДРУ́ЖБА, -ы, жен. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С.И.Ожегов)

ДРУЖБА – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении. (В.И.Даль)

Какой можно сделать вывод_______________________________________

ЛКЗ№4  -Прочитайте статью.

Международный день дружбы

Дата:

30 июля

Учрежден:

 

Генеральной Ассамблеей ООН 27.04.2011

Традиции:

 

проведение мероприятий по всему миру с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми; семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур

Международный день дружбы – праздник, направленный на укрепление взаимоотношений между людьми. Его отмечают все: каждый отдельный человек и целые государства.

В 2020 году в России Международный день дружбы отмечается 30 июля и проходит на официальном уровне 10 раз.

Цель праздника – напомнить о важности дружеских отношений между людьми, целыми культурами, государствами и нациями.

В Международный день по всему миру проходят праздничные мероприятия с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми.

ЛКЗ№5 . Продолжи высказывание:

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать _______________ 
  • О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете________________
  • Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете_________
  • О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете______________

Что их объединяет? 

-Каким должен быть настоящий друг?

-Кто может быть другом?  

-Какой можно сделать вывод_______________________________________

ЛКЗ№6. Расскажите о своем друге.

Мой друг___________________________________________________

ЛКЗ№7 . Подберите пословицы к ситуации :

Ситуация № 1.

Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Помогу и скажу:  …

Ситуация № 2.

Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу его до дома, вызову “скорую” и скажу:  …

Ситуация № 3.

Ваш друг поступил подло, но потом решил вернуть дружбу, предложив дорогой подарок. Подарок не приму и скажу: …

Ситуация №4

Друг мне сказал, что он расстроен моими неудачами в учёбе, что он не будет на это закрывать глаза. Если нужна помощь по математике или по физике, он готов объяснить непонятные мне темы. Критика друга мне была неприятна, но я подумал и сказал себе:  …

ПОСЛОВИЦЫ:   

-      Для дружбы нет расстояний.

  • Друг за друга стой — выиграешь бой.
  • Друга иметь – себя не жалеть.
  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.
  • В дружбе — правда.
  •  Друг познается в беде.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друзья прямые — что братья родные.
  • Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Добрый друг лучше ста родственников.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • Неверный друг — опасный враг.

ЛКЗ№8  Прочитайте притчу и  закончите ее .

Притча о дружбе

Два друга много дней  шли  по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья молча продолжали идти и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 

Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу, спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.Почему?»_________________________________________________________________________________________________________________

-О чем эта притча?_____________________________

- Как можно озаглавить притчу?_______________________

-Какова основная мысль притчи? _____________________________________

Чему учит нас эта притча?_________________________________________

Какой можно сделать вывод?________________________________________

ЛКЗ№9.. Составьте кластер «ДРУЖБА», используя предложенные слова и словосочетания: понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность,зависть,прощение,доброта,равнодушие,благородство,самокритичность,болтливость,сдержанность,обдуманность фраз и поступков,нахальство,раздражительность,искренность,приветливость,честность

Какой можно сделать вывод__________________________________

ЛКЗ№10  Напишите  сочинение-миниатюру «Дружба - бесценный дар!»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой можно сделать вывод к нашему уроку…

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»

Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят...

Конспект урока развития речи по концепту корень

Метолдическая разработка урока развития речи в 11 классе на основе использования технологии лингвоконцептоцентрического изучения языка...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение-миниатюра по пьесе П.И.Чайковского Февраль.Масленица. ( Времена года)

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием по УМК Бабайцевой. Урок предназначен для проведения в 6 классе....

"Спасибо тебе, бабушка". Раздаточный материал к уроку развития речи по созданию художественного портрета.

Раздаточный материал к уроку развития речи по созданию художественного портрета....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра  по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...

«Создание сочинения- миниатюры на основе концепта «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Урок формирует мировоззрение у учащихся, дает  представление о концепте "ТОЛЕРАНТНОСТЬ",  разграничение понятий,развивает творческое воображение и ассоциативно-образное мышление, в...