Кластер."Формы родительного падежа множественного числа имён существительных".
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Варава Елена Александровна

Кластер."Формы родительного падежа множественного числа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нормативное образование форм родительного падежа множественного числа

имён существительных

  1. Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.

АБРИКОСЫ - АБРИКОСОВ

АНАНАСЫ - АНАНАСОВ

АПЕЛЬСИНЫ - АПЕЛЬСИНОВ

БАКЛАЖАНЫ - БАКЛАЖАНОВ

ГРАНАТЫ – ГРАНАТОВ

ЛИМОНЫ – ЛИМОНОВ

МАНДАРИНЫ – МАНДАРИНОВ

ПОМИДОРЫ – ПОМИДОРОВ

Исключения: ДЫНИ – ДЫНЬ

            СЛИВЫ – СЛИВ

              ЯБЛОКИ – ЯБЛОК

  1. Имена существительные, обозначающие названия парных предметов, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

БАХИЛЫ – БАХИЛ

БОТИНКИ – БОТИНОК

БУТСЫ – БУТС

БРЮКИ – БРЮК

ГЕТРЫ – ГЕТР

ВАЛЕНКИ – ВАЛЕНОК

КАСТАНЬЕТЫ – КАСТАНЬЕТ

ПАНТАЛОНЫ – ПАНТАЛОН

ПОГОНЫ – ПОГОН

САПОГИ – САПОГ

ТУФЛИ – ТУФЕЛЬ

ЧУЛКИ – ЧУЛОК

ШАРОВАРЫ – ШАРОВАР

ШОРТЫ – ШОРТ

ЭПОЛЕТЫ - ЭПОЛЕТ

Исключения:

ГОЛЬФЫ – ГОЛЬФОВ

ДЖИНСЫ – ДЖИНСОВ

КЕДЫ – КЕДОВ

КЛИПСЫ – КЛИПСОВ

ЛАМПАСЫ – ЛАМПАСОВ

НОСКИ – НОСКОВ

РЕЛЬСЫ - РЕЛЬСОВ

  1. Имена существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

АРМЯНЕ – АРМЯН

БАШКИРЫ – БАШКИР

БОЛГАРЫ – БОЛГАР

БУРЯТЫ – БУРЯТ

ГРУЗИНЫ – ГРУЗИН

ЛЕЗГИНЫ – ЛЕЗГИН

ОСЕТИНЫ – ОСЕТИН

РУМЫНЫ – РУМЫН

ТАТАРЫ – ТАТАР

ТУРКМЕНЫ – ТУРКМЕН

ТУРКИ – ТУРОК

ЦЫГАНЕ – ЦЫГАН

Исключения: МОНГОЛЫ – МОНГОЛОВ

ТАДЖИКИ – ТАДЖИКОВ

ХОРВАТЫ – ХОРВАТОВ

ЯКУТЫ - ЯКУТОВ

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед.ч. на –це, в Р.п. мн.ч., как правило, оканчиваются на ец.

БЛЮДЦЕ – БЛЮДЕЦ

ЗЕРКАЛЬЦЕ – ЗЕРКАЛЕЦ

КОПЫТЦЕ – КОПЫТЕЦ

ОДЕЯЛЬЦЕ – ОДЕЯЛЕЦ

ПОЛОТЕНЦЕ – ПОЛОТЕНЕЦ

СЕРДЦЕ – СЕРДЕЦ

ЩУПАЛЬЦЕ – ЩУПАЛЕЦ

Исключения:

БОЛОТЦЕ – БОЛОТЦЕВ

ДЕРЕВЦЕ – ДЕРЕВЦЕВ

ОКОНЦЕ – ОКОНЦЕВ

СОЛНЦЕ – СОЛНЦ

  1. Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание.

ГРЕНАДЁРЫ – ГРЕНАДЁР

ГУСАРЫ – ГУСАР

ДРАГУНЫ – ДРАГУН

КАДЕТЫ – КАДЕТ

ПАРТИЗАНЫ – ПАРТИЗАН

СОЛДАТЫ – СОЛДАТ

УЛАНЫ – УЛАН

Исключение:

САПЁРЫ-САПЁРОВ

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п. ед.ч. на –ье без ударения, и ж.р. на –ья без ударения имеют в Р.п. мн.ч. окончание –ий.

ГНЕЗДОВЬЕ – ГНЕЗДОВИЙ

ЗАПЯСТЬЕ – ЗАПЯСТИЙ

КУШАНЬЕ – КУШАНИЙ

НАДГРОБИЕ – НАДГРОБИЙ

ОЖЕРЕЛЬЕ – ОЖЕРЕЛИЙ

ОТРОДЬЕ – ОТРОДИЙ

ПЕЧЕНЬЕ – ПЕЧЕНИЙ

ПЛЯСУНЬЯ – ПЛЯСУНИЙ

ПОБЕРЕЖЬЕ – ПОБЕРЕЖИЙ

ПОВЕРЬЕ – ПОВЕРИЙ

ПОДЗЕМЕЛЬЕ – ПОДЗЕМЕЛИЙ

ОЛАДЬЯ – ОЛАДИЙ

СИДЕНЬЕ – СИДЕНИЙ

СОЛЕНЬЕ – СОЛЕНИЙ

УВЕЧЬЕ – УВЕЧИЙ

УЩЕЛЬЕ – УЩЕЛИЙ

Исключения: ВЕРХОВЬЕ – ВЕРХОВЬЕВ

КОРЕНЬЯ – КОРЕНЬЕВ

ЛОХМОТЬЯ – ЛОХМОТЬЕВ

НИЗОВЬЕ – НИЗОВЬЕВ

ПЛАТЬЕ – ПЛАТЬЕВ

ПОДМАСТЕРЬЕ – ПОДМАСТЕРЬЕВ

УСТЬЕ – УСТЬЕВ

ХЛОПЬЯ - ХЛОПЬЕВ

  1. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.. ед.ч. на –ье под ударением, а также женского и общего рода на –ья под ударением в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ей.

РУЖЬЁ – РУЖЕЙ

ЛАДЬЯ – ЛАДЕЙ

Исключение: КОПЬЁ – КОПИЙ

  1. Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ей.

БУДНИ – БУДНЕЙ

БРЕДНИ – БРЕДНЕЙ

ГАНТЕЛИ – ГАНТЕЛЕЙ

ГРАБЛИ – ГРАБЛЕЙ

ДРОВНИ – ДРОВНЕЙ

ДЯДИ – ДЯДЕЙ

ЗЛЫДНИ – ЗЛЫДНЕЙ

КЕГЛЯ – КЕГЛЕЙ

КОЗНИ – КОЗНЕЙ

ПРОСТЫНИ – ПРОСТЫНЕЙ

РАСПРИ – РАСПРЕЙ

СКАТЕРТЬ – СКАТЕРТЕЙ

ТЁТИ – ТЁТЕЙ

ЧУКЧИ – ЧУКЧЕЙ

ЯСЛИ - ЯСЛЕЙ

  1. Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание.

АМПЕР – АМПЕР

АРШИН – АРШИН

БАСНЯ – БАСЕН

БАШНЯ – БАШЕН

БРЫЗГИ – БРЫЗГ

ВАТТ – ВАТТ

ВОЛЬТ – ВОЛЬТ

ДЕЛО – МНОГО ДЕЛ

ВАФЛЯ – ВАФЕЛЬ

ЖАБРЫ – ЖАБР

КОПНА – КОПЁН или КОПН

КУХНЯ – КУХОНЬ

МАКАРОНЫ – МАКАРОН

МАНЖЕТА – МАНЖЕТ

НЯНЯ – НЯНЬ

ПЕТЛЯ - ПЕТЕЛЬ

  1.  Следующие имена существительные в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов.

БРОНХИ – БРОНХОВ

ГРАММЫ – ГРАММОВ

ГЕКТАРЫ – ГЕКТАРОВ

ГЕОРГИНЫ – ГЕОРГИНОВ

ДЕБАТЫ – ДЕБАТОВ

КАРАТЫ – КАРАТОВ

КИЛОГРАММЫ – КИЛОГРАММОВ

НЕРВЫ – НЕРВОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.

Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного  и родительного падежей множ...

Из опыта работы. ФГОС. Ошибки в образовании и употреблении именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных

В данной статье рассматривается вопрос о подготовке учащихся к выполнению задания 6 ЕГЭ в процессе систематической работы учителя, начиная с 5 класса....