Классный час "Заимствования"
классный час по русскому языку (10 класс)

Социальное влияние заимствований на современный русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл заимствования19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: Заимствования в современном русском языке – хорошо или плохо?

Цель: Содействовать осмыслению школьников родного языка,  как основного средства общения; Призвать подростков правильно использовать заимствования. Содержание:

I. Мотивация. Поиск проблемы.

Сегодня я для вас приготовила необычную историю, давайте посмотрим её.

Дети смотрят сюжет из «Ералаша» « Почему мы так говорим?»

Автор - Л. Измайлов

Режиссёр - В. Кремнев

В ролях - Костя Лазарев, С. Мишулин

Хронометраж - 2 мин. 39 с.

Краткое описание - Мальчик едет в лифте с соседом и рассказывает ему историю про велосипед на «своем» языке – молодёжном сленге. Затем мужчина спрашивает у мальчика, что он проходит по литературе. Узнав, что мальчик изучает Гоголя, его сосед процитировал одно из произведений автора на языке «молодежи».

Видеосюжеты из «Ералаша» можно посмотреть на сайте.

 Над чем вы сейчас смеялись?

Ну и что, может  так разговаривать тоже можно. Что здесь плохого?

(Такая  речь отталкивает. Это, бескультурно, непонятно. Так разговаривают необразованные  люди. С  таким собеседником неприятно разговаривать).

Что бы  вы посоветовали мальчику, чтобы его речь изменилась?

(Мальчику нужно учиться правильно и красиво говорить.)

А вам нужно этому учиться,  или вы и так уже научились правильной, красивой речи?

Пушкин.

«Не по-русски говоришь ты,

Не пойму тебя я, нет!»

Ведущий 2.

В школах Сев подобных много.

И сказать им нужно строго,

Тарабарщиной нельзя

Заменить язык, друзья!

Ученик. Из подслушанного разговора: «Из уст приятелей сына я часто слышу одобрительный возглас "кул!" (от англ. cool- круто). Хороший журнал - кул, интересный фильм - кул, красивая Девочка - кул».

Ученик. Из подслушанного разговора. Учитель сетует: «Порой я не понимаю языка своих учеников. Стоит отвлечься от биологии, которую я им преподаю, заговорить на другие темы, как возникает желание взять словарь иностранных слов. Такое впечатление, что современные дети говорят не на русском, а на полуамериканском языке».

Ведущий 1. О какой проблеме современного русского языка идет речь? Конечно же, о проблеме заимствованных слов. В русский язык, по образному выражению Александра Сергеевича Пушкина, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», заимствования проникали с древних времен. Но в разные исторические периоды темпы лексических перемен в нашем языке были неравномерными. Что же такое заимствование? Заимствование, в лингвистике — это процесс усвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка как есть (т. е. без перевода), а также результат этого процесса — само заимствованное слово.

Ведущий 2. Ранние греческие и латинские заимствования появились после принятия христианства, реформы Петра I вызвали бурный поток заимствованных слов.

В 90-е годы XX века - время глобальных перемен во всех сферах жизни России - происходит активное внедрение в русский язык новейших иностранных слов.

Настораживает то, что многие носители русского языка не понимают истинного значения употребляемых заимствованных слов, поэтому их неуместное употребление в речи носит комический характер.

Ученик. Из подслушанного разговора. Воспитательница в детском саду говорит своим воспитанникам: «Илья Муромец - это былинный супергерой».

В сочинениях можно встретить такие выражения: «Салтыков-Щедрин хлестко описывает непрезентабельные черты жителей города Глупова», «Андрей Болконский представляет собой стандарт русского дворянина».

Ведущий 1. Проверим, понимаете ли вы некоторые заимствованные слова:

• Блокбастер. (Сенсация, фильм, имеющий огромную популярность.)

• Ремейк. (Переделка.)

• Постер. (Небольшой плакат.)

• Тинейджер. (Подросток, юноша или девушка, от 13 до 18 лет.)

• Сейл. (Распродажа по сниженной цене.)

• Прайм-тайм. (Лучшее время.)

• Мультиплекс. (Многозальный комплекс.)

Учитель. Все ли заимствования нужны носителям русского языка? Вот какого мнения придерживаются на этот счет ученые-филологи: ежедневно в русский язык вливается по шесть-семь иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2-3%, лингвисты уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствованной лексики перевалило уже за 10%! Есть повод задуматься, не так ли?

Ведущий 2. В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение заимствованного слова должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а его употребление - уместно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку и даже, если хотите, о его самоуважении. Мода на «престижные» заимствованные слова оборачивается засорением языка и как следствие сознания.

Ведущий 1. Чувствительность к слову Василий Александрович Сухомлинский считал важнейшей предпосылкой гармоничного развития личности. Знание и сохранение всех тонкостей языка - это, прежде всего понимание себя как индивидуума, сознание себя как части народа той или иной национальности, как продолжение его истории.

Ведущий 2. Культура речи означает умелое, правильное использование всех средств и выразительных возможностей литературного языка. Обратите внимание: не знание только, а умелое, свободное владение навыками! Мы со школьной скамьи помним, что числительные склоняются, а послушаешь некоторых людей - и диву даешься: «...из двести семьдесят пять делегатов...». Да полноте, учился ли человек в школе?!

Ведущий 1. А теперь мы предлагаем вам проверить, правильно ли вы произносите некоторые слова. Но для начала давайте разделимся на команды, чтобы быстрее и веселее справиться с заданием.

Проставить ударение

агЕнт                                            досУг

баловАть                                     заверЕние

бомбардировАть                       знАчимость

благоволИть                               медикамЕнты

бюрокрАтия                                намЕрение

диспансЕр                                   непочАтый

донЕльзя                                     озорничАть

Ведущий 2. Не забыли ли вы грамматику? Исправить грамматические ошибки

Неправильно

Правильный ответ

Пирожки с повидлой.

Дай мне полотенец.

Я простынь повесила на веревку.

Жаль, сапогов не достала.

Сколько время?

Эта юбка длиньше.

Это наиболее лучший вариант.

Пирожки с повидлом.

Дай мне полотенце.

Я простыню повесила на веревку.

Жаль, сапог не достала. Сколько времени?

Эта юбка длиннее.

Это лучший вариант.

Ведущий 1. Правильно ли вы употребляйте слова? Исправить грамматические ошибки

Неправильно

Правильный ответ

Кто в очереди крайний? Вы сейчас сходите?

Кто в очереди последний?

Вы сейчас выходите?

Ведущий 2. Каждый язык богат и неповторим. Но нынешнему поколению хочется добавить своего, современного.

 Ведущий 2. Так на каком же языке мы с вами говорим? В чем, по-вашему, причина сложившейся столь неблагоприятной языковой ситуации сегодня в России? Что делать? Кто виноват? Грозит ли образцовому русскому языку исчезновение? Как к этому относиться?

Учащиеся обсуждают предложенные вопросы.

Заимствования - это не всегда плохо, ведь у медали всегда есть 2 стороны. С одной стороны, засоряется наш русский язык, но с другой, появляются слова, которые являются более емкими, например, в английском языке есть такое слово – grandparents, что означает - бабушка и дедушка. В русском языке мы употребляем целых 2 суш и союз, а в английском всего 1 слово.

Учитель. В заключение нашего плодотворного разговора предлагаю послушать произведения, которые еще раз подтвердят бессмертные слова Ивана Сергеевича Тургенева, обращенные к нам, его потомкам: «Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...