«Использование фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах»
материал по русскому языку (5 класс)

Ольга Георгиевна Кайдаракова

Доклад об использовании фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского на уроках русского языка в 5-6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_f.m.dostoevskomu.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

О.Г.Кайдаракова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бутрахтинская СОШ им. В.Г.Карпова»

с.Бутрахты

«Использование фрагментов из произведений Ф.М.Достоевского

на уроках русского языка в 5-6 классах»

      Имя Ф.М. Достоевского давно и прочно заняло одно из  первых мест в ряду выдающихся писателей не только русской, но и мировой литературы. Великий мыслитель XIX столетия оставил после себя много потрясающих произведений. Он был новатором в направлении русского реализма, однако его заслуги в этой области при жизни мало кто признавал. И только следующее поколение признало Федора Достоевского одним из лучшим романистов в мире. За свою короткую непростую жизнь писатель сумел создать великолепное творческое наследие.

           Достоевский - писатель во многих отношениях необычный, своеобразный, порой «трудный» для прочтения, восприятия и понимания. Но тем он и интересен читателю, которого смог увлечь своими произведениями, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров и острых психологических столкновений.

          Читая Достоевского, обогащаешь себя, становишься на ступеньку выше и еще более приближаешься к писателю.

      С именем этого великого человека школьники впервые встречаются в старших классах, к сожалению, только на уроках литературы. А как же  русский язык?  А как же обучающиеся 5 – 6 классов?  Неужели  они должны быть обделены знакомством  с Ф.М. Достоевским и его произведениями?  Попробуем исправить сложившееся положение.

      В учебниках, предназначенных для уроков русского языка в 5 – 6 классах, не встретишь фрагментов из произведений  Ф.М. Достоевского. Предлагаю вниманию учителей русского языка серию упражнений, в которую вошли отрывки из произведений Достоевского.

5 класс

Задание: Прочитайте текст, выпишите словосочетания сущ.+прил..

                В крошечной комнатке, перед спальней, в так называемой у них маленькой гостиной, хотя и большая гостиная была у них тоже маленькая, на маленьком нарядном диванчике, за маленьким чайным столиком, в какой-то полувоздушной утренней распашоночке сидела Елена Ивановна и из маленькой чашечки, в которую макала крошечный сухарик, кушала кофе …

(Ф.М. Достоевский «Крокодил»)

Задание: Спишите текст, укажите все известные вам части речи.

      Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает.

(Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»)

Задание: Прочитайте текст, укажите спряжение глаголов.

               Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно.   (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»)

Задание: Спишите текст, подчеркните прилагательные, укажите их разряд.

           Прежде всего это был европеец, человек современный, с образчиками новых идей и тщеславящийся своими идеями. С виду это был черноволосый, высокий и особенно плотный господин, с европейскими бакенбардами, с самодовольным румяным лицом, с белыми как сахар зубами и с безукоризненной джентльменской осанкой. Называли его умным человеком. 

(Ф.М. Достоевский «Маленький герой»)

Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

            Л..шади были заказаны в ту минуту, когда Марья Александровна ув..дила наверх князя. Она оделась, но прежде заб..жала к Зине, чтоб сообщить ей, в главных чертах, свое р..шение и некоторые инструкции. Но Зина не м..гла ее слушать. Она л..жала в постели, лицом в п..душках…

(Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»)

6 класс

Задание: Спишите текст, подчеркните грамматические основы. Какие предложения являются по структуре простыми, какие сложными?

      Мне стало легче, и я вздохнул свободнее... Но вся душа моя как-то глухо и сладко томилась, будто прозрением чего-то, будто каким-то предчувствием. Что-то робко и радостно отгадывалось испуганным сердцем моим слегка трепетавшим от ожидания... И вдруг грудь моя заколебалась, заныла, словно от чего-то пронзившего ее, и слезы, сладкие слезы брызнули из глаз моих. Я закрыл руками лицо… (Ф.М. Достоевский «Маленький герой»)

Задание:  Прочитайте текст. По аналогии с данным текстом напишите сочинение – описание внешности и черт характера своих ровесников (друзей, одноклассников, знакомых и т. д.). Постарайтесь в нём выразить ваше личное отношение к этим людям.

      Дети все были до невероятности милы и решительно не хотели походить на больших, несмотря на все увещания гувернанток и маменек. Они разобрали всю елку вмиг, до последней конфетки, и успели уже переломать половину игрушек, прежде чем узнали, кому какая назначена. Особенно хорош был один мальчик, черноглазый, в кудряшках, который всё хотел меня застрелить из своего деревянного ружья. Но всех более обратила на себя внимание его сестра, девочка лет одиннадцати, прелестная, как амурчик, тихонькая, задумчивая, бледная, с большими задумчивыми глазами навыкате. Ее как-то обидели дети, и потому она ушла в ту самую гостиную, где сидел я, и занялась в уголку - своей куклой. Наконец, последний ребенок, мальчик лет десяти, худенький, маленький, весноватенький, рыженький, получил только одну книжку повестей, толковавших о величии природы, о слезах умиления и прочее, без картинок и даже без виньетки. Он был сын гувернантки хозяйских детей, одной бедной вдовы, мальчик крайне забитый и запуганный. Одет он был в курточку из убогой нанки. Получив свою книжку, он долгое время ходил около других игрушек; ему ужасно хотелось поиграть с другим детьми, но он не смел; видно было, что он уже чувствовал и понимал свое положение. Я очень люблю наблюдать за детьми. Чрезвычайно любопытно в них первое, самостоятельное проявление в жизни. (Ф.М. Достоевский  «Ёлка и свадьба»)

Задание:  Спишите текст, подчеркните имена существительные как члены предложения. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

      Войдя в Пассаж, он [Иван Матвеич] немедленно стал восхищаться великолепием здания, а подойдя к магазину, в котором показывалось вновь привезенное в столицу чудовище, сам пожелал заплатить за меня четвертак крокодильщику, чего прежде с ним никогда не случалось Вступив в небольшую комнату, мы заметили, что в ней кроме крокодила заключаются еще попугаи из иностранной породы какаду и, сверх того, группа обезьян в особом шкафу в углублений. У самого же входа, у левой стены, стоял большой жестяной ящик в виде как бы ванны, на крытый крепкою железною сеткой, а на дне его было на вершок воды. В этой-то мелководной луже сохранялся огромнейший крокодил, лежавший, как бревно, совершенно без движения и, видимо, лишившийся всех своих способностей от нашего сырого и негостеприимного для иностранцев климата. Сие чудовище ни в ком из нас сначала не возбудило особого любопытства.  (Ф.М. Достоевский «Крокодил»)

Задание:  Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, произведите предложенные разборы. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

      Господи, какой город! Никогда еще он (не)видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой ч…рный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные (3) низенькие домишки (2) зап…раются (1) ставнями; на улице, чуть смеркне(-тся,-ться) — никого, все затворяю(-тся,-ться) по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ноч…. И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег зв…нят об камни по…ковы, и все так толкаю(-тся,-ться) и, господи, так хоче(-тся,-ться) поесть, хоть бы кусочек какой(нибудь), и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке)

Задание: Спишите текст, раскройте скобки, произведите предложенные разборы; укажите одиночные причастия, а также причастные обороты.

      Когда пришла к нему эта мысль, он заметил, что забрел куда(то) очень далеко, в какой(то) уединенный(2) и (не)знакомый ему форштадт Мордасова. Становилось темно. По улицам, обставленным маленькими, враставшими(3) в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводя(-тся,-ться) в ужасающем количестве, именно в тех кварталах, где (не)чего стеречь и (не)чего украсть. Начинал падать  мокрый снег. Изредка встречался какой(нибудь) запоздавший мещанин или баба в тулупе и в сапогах. Все это, (не)извес(?)но почему, начало сердить Павла Александровича.

(Ф.М. Достоевский «Дядюшкин сон»)

Литература:

  1. Реброва Н.В. «Работа с текстами литературоведческого характера на уроках русского языка»
  2. Д.С. Лихачёв "Небрежение словом" у Достоевского»
  3. Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников «Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка», Москва, «Просвещение»,1997 г.
  4. Лясковская О.Л. В.Г. Перов. «Особенности творческого пути художника». – М.: Искусство, 1979. С. 108.
  5. http://nsportal.ru/obshcheobrazovatelnaya-tematika/stil-dostoevskogo
  6. http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0680.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»

Зачетная курсовая работа по теме "Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке  русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»"...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)

Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...