Лингвистический КВН
план-конспект по русскому языку

Пидурова Александра Шамсуддиновна

Мепроприятие подойдёт для недели русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02_1.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический КВН

(Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии с заданиями).

                       

Теоретические задания

1. Что такое основа слова?

2. Дать определение причастию?

3. Что такое простое предложение?

4. Что изучает синтаксис?

5. Сформулируйте правило правописания корня - кос-, -кас-.

6. Что такое причастный оборот?

7. Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?

8. Какую роль в предложении играют союзы?

9. Какие части речи не являются членами предложения?

10.Назовите части речи.

                           

Практические задания

1. Разберите по составу слово «благородный».

2. Назовите однокоренные слова к слову «вода».

3. Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель?

4. Назовите слова с корнем -раст-, рос-. Объясните его правописание.

5. Определить способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.

6. Образуйте страдательные причастия полной и краткой формы от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.

7. Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.

8. Объясните правописание слов «загоревший, загар».

9. Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.

10. Охарактеризуйте причастия «занавешенный, вылитый, ненавидевший, мчащий».

Познавательные вопросы

1. Каково происхождение слова «счастье»?

2. Из какого языка заимствовано слово «брошюра»?

3. Каково происхождение слова «терраса»?

4. Что означает слово «печаль»?

5. Какова родословная слова «фотография»?

6. Каково происхождение слова «орфограмма»?

7. Какова история слова «телеграмма»?

8. Откуда пришло к нам слово «аквариум»?

9. Каково значение слова «диалог»?

10. Каково происхождение слова «пельмени»?

Вопросы на смекалку

1. Назовите два слова, начинающихся с согласных.(Встреча, взгляд, всплеск.)

2. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым?

3. Как большой дом превратить в маленький?(Домик)

4. В каком глаголе нет корня?(Вынуть)

Загадки по фразеологии

1. Назовите фразеологизм по толкованию:

        - Умеет хорошо говорить. (Язык хорошо подвешен).

        - Лишен свободы действий, поступков. (Связан по рукам и ногам).

        - Объединены чем - либо общим, неразрывным. (Одной веревочкой        

            связаны).

        - Суждено, предопределено. (На роду написано).

        - По внешнему виду сразу не определишь, кто это. (На лбу не

            написано).

        - Человек, утративший физические силы и творческие способности.(как

            выжатый лимон).

        - Крайне важный, совсем необычный, особенный. (Из ряда вон

            выходящий).

Творческие конкурсы по русскому языку

1. Каждое слово замените контекстуальным антонимом и получите известную фразу.

        - Во дворе мух ловили. (По улицам слона водили).

        - Смолчал, но со светлой поляны волка не поволок. (Сказал - и в

            темный лес ягненка поволок).

        - Искусство проигрывать. (Наука побеждать).

        - С грохочущего мелководья ангелы убегают. (В тихом омуте черти

            водятся).

2. К каждому фразеологизму подберите синонимичный фразеологизм.

        - Кот наплакал. (С гулькин нос, капля в море, всего ничего, по пальцам

            перечесть, раз- два и обчелся).

        - Во всю прыть. (Со всех ног, во весь дух, сломя голову).

        - В тот же миг. (Сию минуту, по горячим следам).

3. Что означает?

        - Дырявая память.

        - Перемывать косточки.

        - Как рыба в воде.

        - Из рук валится.

4. Участвуют две команды по 8 человек. На столе разбросаны таблицы с буквами. Играющие по очереди быстро выбирают нужную букву и прикрепляют к доске. Выигрывает команда, которая быстрее составит заданную фразу и хором произнесет ее.

5. Сказать комплимент присутствующим девочкам.

КВН по русскому языку

для учащихся 5 – 6 классов

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по пройденному

                            материалу, работать над грамотностью детей; развивать речь,

                            мышление, смекалку; воспитывать аккуратность и

                            прилежание, воспитывать интерес к русскому языку,

                            развивать творческие и познавательные способности.

Ведущий: - Ребята, освоить родной язык - трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наш сегодняшний КВН поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом «русский язык». Русский язык - это необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся.

                                             Все

        Мы веселые ребята

        И не любим мы скучать.

        С удовольствием мы с вами

        В КВН будем играть.

        Мы отвечаем дружно

         И здесь сомненья нет,-

        Сегодня будет дружба

        Владычицей побед.

1-я команда

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

2-я команда

И соревнуясь вместе с вами,

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит острей,

И наша дружба крепнет с ней.

1-е задание: Ведущий: - Итак, наш первый конкурс - разминка. Вам необходимо угадать название команды - соперницы. За правильный ответ - 1 очко.

1-я команда

Название нашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопросы Кто? что?

2-я команда

Название нашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2-е задание: Ведущий: - Наш второй конкурс оценивается в 2 очка. Задание: угадать слово.

1-я команда: корень в слове «писать», приставка из слова «рассказывать», суффикс - из слова «книжка», окончание в слове «вода».

2 -я команда: корень -из слова «снежинка», приставка - из слова подъехал, суффикс - из слова маленький, окончание - из слова ученики.

1 -я команда: вязать-замолчать-сказка - рыба (завязка).

2 -я команда: ставить - приехал - дочка - ложка (приставка).

3-е задание: Ведущий: Кто напишет больше имен существительных с двойной согласной? За победу - 1 очко.

Вопрос болельщикам:

- Как правильно сказать?

        У рыб нет зуб.

        У рыбов нет зуб.

        У рыбов нет зубов.

        у рыбей нет зубей. ( Рыб есть зубы).

4-е задание: Ведущий: Каждой команде предлагаются карточки с существительными. Необходимо определить их род.

1 -я команда: какао (с.р.), тюль (м.р.), пианино (с.р.), тополь (м.р.), какаду (м.р.),

2 -я команда: кофе (м.р.), кружево (с.р.), рояль (м.р.), сирень (ж.р.), трель (ж.р.).

5-е задание: Ведущий: Теперь надо вписать слова в данный кроссворд. Чья команда быстрее справится, получит за победу 3 очка.

        М…

        М…

        М…

        М…

        М…

6-е задание:Ведущий: А сейчас - творческое задание. Сочините стихотворение, используя рифму.

1 -я команда: -солнце… оконце

2 -я команда: -привет - кабинет

(Оценивается 5 очками).

7-е задание:Ведущий: Конкурс «Слово - змейка». Необходимо записать цепочку слов, где последняя буква первого слова является первой буквой следующего слова. За 30 секунл надо записать как можно больше слов. Конкурс оценивается 2 очками.

Задания болельщикам:

- как большой дом превратить в маленький? (Дом - домик)

- Как из топора сделать рукоятку? (Топор - топорище)

Конкурс капитанов:

- Раскрыть скобки.

1 -я команда: Язык( до) Киева (до)ведет.

2 -я команда: Хорошее дело (до) сердца (до)йдет.

- В течение 1-й минуты составить как можно больше слов из букв слова «словарик». (2 очка)

8-е задание: Ведущий: А теперь командам необходимо раскрыть смысл крылатых выражений. За каждое выражение - 1 очко.

        - рукой подать (близко)

        - через час по чайной ложке (медленно)

        - морочить голову (обманывать)

        - во весь дух (быстро)

        - работать засучив рукава (хорошо)

        - прикусить язык (замолчать)

        - ни пуха ни пера (пожелать удачи)

        - сломя голову (очень быстро).

9-е задание: Ведущий: А теперь мы напишем диктант. Каждый участник пишет только 2 слова и передает листок другому. Как только команда закончит писать, жюри проверяет диктант. За каждую ошибку снимается 1 очко.

                                Диктант

        Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

10-е задание: Ведущий: Образуйте сложные слова.

1 -я команда:                                                  2 -я команда:

        - паром, ходить                                              - сосать, пыль

        - звезды, летать                                              - падать, листья

        - любить, радио                                              - рубить, лес

        - колоть, лед                                                   - ловить, рыба

        -пешком, ходить                                            - тушить, огонь

11-е задание: Ведущий: - От корня слов, также как и от дерева, идут новые ростки - однокоренные слова. Чье дерево будет ветвистее, получает 2 очка. Каждая ветвь это слово.

        1 команда - корень -кол-

        2 команда - корень - сыпь-

12-е задание: Ведущий: Можно еще заработать 1 очко для своей команды. Поэтому ответьте на вопрос.

        - Мы говорим: «Дети убежали, часы убежали». Что еще может убежать? (Молоко, вода, время).

13-е задание: Это может расшататься, а может и упасть, бывает учебным, а бывает и железным. Школа без этого, как говорил чешский педагог Каменский, что мельница без воды.           (Дисциплина)

      14-е задание: Какое из слов может значить «ОБМАНУТЬ»?

а). Завести

б). Провести

в). Привести

г). Увести

д). Отвести

             15-е задание: Магазин, поезд, театр. Кто лишний?

а). Зритель

б). Покупатель

в). Пассажир

г). Читатель

д). Болельщик

    16-е задание: «Ешь побольше овощей – будешь тощий как Кащей», - так говорится в одной детской считалочке. Сколько в этом предложении разных мягких согласных?

17-е задание: Что не может «одеревенеть»?

а). Руки

б). Ноги

в).Язык

г). Стебель

д). Дерево

Загадки – складки

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все …

На время что-то прекратив,

Мы объявляем …

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим …

После урока непременно

Нужна ребятам …

КВН подошел к концу. Жюри подводит итоги. Но независимо от того, кто победил, помните: русский язык по - настоящему великий и могучий. И сегодня мы с вами еще раз в этом убедились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....