Программа факультатива "Культура речи и языковые нормы". 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Шевченко Наталья Петровна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_yazykovye_normy._9_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Культура речи и языковые нормы»

                                          (общекультурное направление)

для 9 классов
        (основное общее образование)

Количество часов: 35

                                                                              Составитель: Шевченко Наталья Петровна
                                                                   МБОУ гимназии г. Советский

  1. Пояснительная записка.

          Рабочая учебная программа факультативнолго курса для 9 класса составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку и Программой факультативного (элективного) курса для 8-9 классов (Львова С.И.Русский язык: 7-11 классы: программы факультативных курсов/ С.И.Львова. – М.: Вентана-Граф, 2008).      

 Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка; развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка; формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

  В задачи курса входит: формирование умения использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; совершенствование умения оформлять речь в соответствии с орфоэпическими, грамматическими нормами языка.

           Программа элективного курса построена на дополнении и углублении базового образования.  Направленность курса практическая, развивающая. В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности.

Программа курса рассчитана на 35 часов в год,  1 час в неделю.

  1. Планируемые результаты изучения курса

   Личностные результаты освоения предмета.

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной и познавательной деятельности.

2.Способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской эдентичности.

3. Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре и родному языку.

4. Формирование доброжелательного отношения к традициям, языкам ценностям народов России.

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты освоения предмета.

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать  интерес к своей познавательной деятельности.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

3.  Владение основами самоконтроля, самооценки.

4.  Умение организовывать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.

5.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

6.  Планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты освоения предмета.

1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма).

2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности.

3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка.

4. Расширение и систематизация научных знаний о языке.

5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.

6. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета.

7. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

В результате изучения материалов программы учащиеся 9 класса научатся:

1)понимать назначение стилей речи;

2)  уметь  пользоваться средствами выразительности языка;

3) знать орфографические, орфоэпические, стилистические нормы современного русского литературного языка;

4) анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации

с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях

структуры языка;

5) обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.

                           3.Содержание программы курса

Название раздела

Кол-во часов

Содержание
раздела

Формы организации образовательного процесса

Виды
учебной деятельности

1

Понятие культуры  речи.

1

Культура речи как образовательная дисциплина.

лекции и практические занятия,  семинары,сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

редактирование текста, составление текста по образцу, восстановление частей текста, составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему, анализ текста художественного и публицистического стилей, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц алгоритмов, комплексный анализ текста.

2

Речевая культура как показатель общей культуры личности.

1

Культура речи. Уровни владения языком

3

Язык и речь.

Виды речевой

речевой

деятельности.

1

 Виды речевой деятельности. Формы

существования

языка.

4

Понятие языковой нормы

1

Литературно-

языковая норма как

центральное понятие

культуры речи. Изменчивость норм.

5

Варианты норм и их соотношение.

1

Основные нормы литературного языка.

Работа с орфоэпическими словарями.

6

Основные нормы

литературного языка.

1

Основные нормы

русского

литературного языка.

Работа со статьей учебника

          7

8

       9

Орфоэпические

нормы.

3

Особенности

русского ударения и

произношения.

Работа с орфоэпическим словарём

10

11

Лексические нормы.

2

Основные

лексические группы

слов.

Работа со статьей учебника, устранение лексических ошибок. Работа с КИМ 11 класс ( заданием 20)

12

13

Морфологические

нормы.

2

Употребление в речи существительных,

числительных,

прилагательных,

глаголов.

Работа с КИМ 11 класс: нахождение грамматиченских ошибок (задание7

14

15

Синтаксические

нормы.

2

Особенности

согласования и

управления.

Деепричастные

обороты.

Однородные члены

предложения.

Работа с КИМ 11 класс: нахождение грамматиченских ошибок (задание7)

16

17

Структура и

единицы речевого

общения: речевая

ситуация, речевое

событие и речевое

взаимодействие.

2

Структура и

единицы речевого

общения.

Составление схем по теме «Речевая ситуация»

18

Стилевое

многообразие

русского языка.

1

Функциональные

стили русского

языка, их основные

черты.

Составление таблицы «Стили речи»

19

20

Разговорный и книжный стили.

  Разговорно-

обиходный стиль.

2

Разговорный стиль и его особенности;

разговорная речь.

Работа

21

22

Публицистический

стиль.

2

Функциональные

особенности  публицистического стиля.

Редактирование текста. Комплексный анализ текста.

23

Научный стиль.

1

Лексика, морфология лексику, морфология,

и синтаксис

научного стиля.

Редактирование текста

24

Официально-деловой

стиль.

1

Деловые бумаги.

Составление  текстов по образцу.

25

Язык

художественной литературы

1

Богатство языка

художественной

литературы. Стиль

писателя.

Работа с таблицей «Тропы и стилистические фигуры». Комплексный анализ текста.

         26

27

28

29

Экспрессивно-

выразительные

средства языка.

4

Словесные фигуры.

Тропы. Тексты разных стилей.

Работа с тестами художественными  произведениями.

30

31

32

33

Речевые ошибки.

4

Грамматические,

речевые ошибки;

речевые недочеты.

Работа с таблицей «Основные виды грамматических ошибок»

34

35

Резерв

2

4.Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

        план

факт

1

Понятие культуры  речи.

1

1 нед.

2

Речевая культура как показатель общей культуры личности.

1

2 нед.

3

Язык и речь. Виды речевой  деятельности.

1

3 нед.

4

Понятие языковой нормы.

1

4 нед.

5

Варианты норм и их соотношение.

1

5 нед.

6

 Основные нормы литературного языка.

1

6 нед

7

Орфоэпические нормы.

1

7 нед

8

Орфоэпические нормы.

1

8 нед

9

Орфоэпические

нормы.

1

9 нед.

10

Лексические нормы

1

10 нед

11

Лексические нормы.

1

11 нед.

12

Морфологические нормы.

1

12 нед.

13

Морфологические

нормы.

1

13 нед.

14

Синтаксические нормы.

1

14 нед.

15

Синтаксические

нормы.

1

15 нед.

16

Структура и единицы речевого общения.

1

16 нед.

17

 Речевая

ситуация, речевое событие и речевое

взаимодействие.

1

17 нед.

18

Стилевое многообразие русского языка.

1

18 нед.

19

Разговорный и книжный стили.

1

19 нед.

20

Разговорно-

обиходный стиль.

1

20 нед.

21

Публицистический

стиль.

1

21 нед.

22

           Функциональные особенности публицистического стиля.

1

22 нед.

23

Научный стиль.

1

23 нед

24

Официально-деловой

стиль.

1

24 нед.

25

Язык

художественной литературы

1

25 нед.

26

Тропы  в текстах художественного стиля.

1

26 нед.

27

Стилистические фигуры в текстах художественного стиля.

1

27 нед.

28

Экспрессивно-

выразительные

средства языка.

1

28 нед.

29

Анализ текстов разных стилей.

1

29 нед.

30

Речевые ошибки.

 1

30 нед.

31

Анализ речевых ошибок.

1

31 нед.

32

Анализ речевых ошибок.

1

32 нед.

33

Устранение речевых ошибок.

1

33 нед.

34

Резервное занятие

1

34 нед.

35

Резервное занятие

1

35 нед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»

Предлагаемый урок русского языка  по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...

Программа элективного курса «Культура речи. Языковая норма» 9 класс

Программа предусматривает углубленное изучение языко­вых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. В...

Программа элективного курса "Культура речи. Языковые нормы"

      Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит соответствующее в сознании чел...

Культура речи и языковая норма

Презентация по теме "Культура речи и языковая норма"...

Рабочая программа "Устная речь" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Устная речь" для учащихся 5 класса с ТМНР (8.2)...