Программа факультатива "Сочинение как жанр и вид задания повышенной сложности по русскому языку на ЕГЭ". 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Шевченко Наталья Петровна

2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_russkiy_11a.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры

Протокол № _______от

 «__»________   201   г.

«Согласовано»

_________________________

(подпись курирующего заместителя директора)

«__»____________201   г.

«Утверждено»

приказом

директора гимназии от

«__»__________201    г.   №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

по русскому языку

11 а        класс

(среднее общее образование)

Количество часов: 35

         Составитель: Шевченко Н.П..,
учитель русского языка и литературы                          

МБОУ гимназии г. Советский

2017-2018 г.г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. Планируемые результаты освоения факультативного курса

«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Цель факультативного курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения

Задачи курса:

- познакомить учащихся со структурными компонентами экзаменационного сочинения-рассуждения, технологией его написания;

- систематизировать знания учащихся о нормах литературного языка (речевых и языковых), функциональных стилях, типах речи;

- способствовать совершенствованию навыков редактирования собственного текста;

- совершенствовать практическую грамотность учащихся;

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- способствовать формированию у учащихся культуры  устной и письменной речи;

- психологически подготовить учащихся к процедуре ЕГЭ.

Программа  факультативного курса рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 11 классов, сдающих ЕГЭ по русскому языку.

Основные формы организации занятий.

    В основе обучения – органичное сочетание теоретической и практической форм работы с учащимися:

- занятие-лекция с элементами проблемного диалога (исследования);

- практические занятия (анализ текстов различных стилей и типов, рецензирование сочинений-образцов, написание и редактирование сочинений-рассуждений);

- самостоятельная работа с учебной, справочной, художественной  литературой;

- индивидуальные консультации.

Формы контроля:

практическая работа

самостоятельная работа

тестирование

анализ текста

редактирование текстов-образцов

творческая работа (сочинение)

Планируемые результаты изучения курса:

Предметные результаты

Знать трудные случаи правописания

Понимать их роль в общекультурном развитии человека

Объяснять языковое явление

Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала

Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сочинение.

Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены.

Работать над расширением словарного запаса.

Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.

Метапредметные:

Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Личностные:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.                                                

     Программа факультатива предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

 Учащиеся, изучившие курс, должны

знать:

- основные понятия, необходимые для создания текста ;

–  структуру и компоненты экзаменационного сочинения-рассуждения;

- определение понятий «вступление» и «заключение»;

- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

–  нормы литературного языка (речевые и языковые), типологические особенности функциональных стилей, типов речи;

уметь:

– понимать и интерпретировать содержание прочитанного текста;

– формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

– выявлять авторскую позицию и грамотно ее формулировать;

– выражать и грамотно аргументировать собственное мнение по заявленной проблеме;

– структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

– последовательно и логично излагать мысли, используя разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

– совершенствовать и редактировать текст, находить содержательные, речевые, языковые ошибки и недочеты и исправлять их.

– оформлять собственное высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка;

использовать приобретенные знания и умения

 дляадекватного и компетентного оценивания той или иной  языковой ситуации;

 – для успешного выполнения  задания части С на ЕГЭ, в том числе  по другим предметам (написание эссе по обществознанию, истории);                                                                                                      

 – в последующей учебной и  профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты

Структура и содержание факультатива предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками написания  сочинения – рассуждения. ( Определение проблемы, авторской позиции, аргументации по проблеме, собственной позиции по заявленной проблеме).

3.Содержаниефакультативного курса«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Виды учебной деятельности

Текст (6 ч)

Текст. Тема и основная мысль текста

1

Лекция+презентация с элементами практической и исследовательской деятельности

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

1

практикум

Составление текста  по теме

Выделение микротем в тексте

1

практикум

Составление таблицы

Лексические средства организации текста

1

практикум

Составление таблицы

Морфологические средства организации текста

1

практикум

Составление таблицы

Синтаксические средства организации текста

1

семинар

Творческие работы учащихся

Стили и типы речи(4ч)

Стили речи

2

практикум

Работа с текстами

Типы речи

2

практикум

Работа с текстами художественных произведений

Изобразительно-выразительные средства языка (7ч)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

1

 Презентация +практикум

Составление опорного конспекта.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

семинар

Работа с текстами

Специальные средства выразительности

1

Презентация+Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности  

Составление опорного конспекта

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

2

мастерская

Работа с текстами художественных произведений

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

2

мастерская

Работа с текстами художественных произведений

Сочинение-рассуждение

(18ч)

Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления)

1

 Видео +лекция

Составление  таблицы «Композиционные части сочинения-рассуждения»

Проблемы текста. Формулировка основной проблемы исходного текста. Вступление

3

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

Составление  таблиц  «Виды проблем»,«Виды вступлений » Создание текстов

Комментарий текста. Комментируем основную проблему текста.

2

практикум

Создание текстов

Позиция автора.  Способы  выражения авторской позиции

2

практикум

Творческие работы учащихся

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

2

практикум

Творческие работы учащихся

Типы аргументации в изложении собственной позиции. Аргументы из художественной и научной литературы. Аргументы из жизни. Оформление аргументов в сочинении Заключение

4

Семинар, практикум

Творческие работы учащихся

Экспертная оценка сочинения. Критерии при проверке сочинения.

1

Игра «Редактор»

Творческие работы учащихся

Написание сочинения по предложенному тексту

3

практикум

Творческие работы учащихся

4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

П/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Текст. Тема и основная мысль текста

1

1неделя

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

1

2 неделя

3

Выделение микротем в тексте

1

3 неделя

4

Лексические средства организации текста

1

4 неделя

5

Морфологические средства организации текста

1

5 неделя

6

Синтаксические средства организации текста

1

6 неделя

7

Стили речи.

1

7 неделя

8

 Разновидности стилей

1

8 неделя

9

Типы речи.

1

9 неделя

10

Отличительные признаки типов речи

1

10 неделя

11

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

1

11 неделя

12

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

1

12 неделя

13

Специальные средства выразительности

1

13 неделя

14

Многозначные слова. Переносное значение слова.

1

14 неделя

15

Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

1

15неделя

16

Синонимы. Контекстные синонимы

1

16неделя

17

Антонимы. Контекстные антонимы

1

17неделя

18

Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления)

1

18неделя

19

Проблемы текста.

1

19неделя

20

Формулировка основной проблемы исходного текста.

1

20неделя

21

Вступление

1

21неделя

22

Комментарий текста.

1

22неделя

23

Комментируем основную проблему текста.

1

23неделя

24

Позиция автора.  

1

24неделя

25

Способы  выражения авторской позиции

1

25неделя

26

Языковой анализ текста

1

26неделя

27

 Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

1

27неделя

28

Типы аргументации в изложении собственной позиции.

1

28неделя

29

Аргументы из художественной и научной литературы

1

29неделя

30

 Аргументы из жизни.

1

30 неделя

31

 Оформление аргументов в сочинении Заключение

1

31 неделя

32

Экспертная оценка сочинения. Критерии при проверке сочинения.

1

32 неделя

33-35

Написание сочинения по предложенному тексту

3

33-35 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал - подборка индивидуальных  заданий для учащихся 5 класса по темам:"Сложное предложение", "Простые предложения с однородными членами", "Тире между подлежащим и сказуемым", "Прямая ...

Использование творческих заданий на уроках русского языка в 5 классе при изучении раздела "Синтаксис".

Вданной статье рассматривается использование творческих заданий, как средство  изучения синтаксиса в пятом классе....

Задания олимпиады по русскому языку в 6 классе

Школьный этап олимпиады (15 заданий)...

Статья "Использование системы риторических заданий на уроках русского языка в 5 классе"

Статья "Использование системы риторических заданий на уроках русского языка в 5 классе"...

Рабочая программа по элективному предмету "Жанры деловой и письменной речи" по русскому языку в 11 классе.

В жизни современного человека большое место занимают деловые бумаги. Составляя их самостоятельно или внося конкретные сведения о себе в соответствующие бланки, человек демонстрирует уровень своего инт...

Практические задания к уроку русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Практические задания  к уроку русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" включают в себя упражнения и тест....