Рабочая программа по элективному предмету "Жанры деловой и письменной речи" по русскому языку в 11 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

В жизни современного человека большое место занимают деловые бумаги. Составляя их самостоятельно или внося конкретные сведения о себе в соответствующие бланки, человек демонстрирует уровень своего интеллектуального развития, свою культуру, наконец, свою грамотность. Особенно велико значение правильного оформления документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat-elekt_rus.yaz-_11_kl.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа» с.Каменка

Турковского района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель МО

________ (Ионова А.Ю.)

Протокол № ____ от

«___»___________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ»  с.Каменка

__________(Поташов В.С.)

«___»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ»  с.Каменка

____________(Чучков С.А.)

«___»___________2016г.

Рабочая программа                                                                                                                                                                                                                                    

по элективному предмету

               «Жанры деловой письменной речи»

по русскому языку в 11 классе.

                                                                                                                         

Планирование составлено на основе: элективного курса «Жанры деловой  письменной речи» Ваничкиной М.А., взятого из сб. «Элективные курсы. Литература. Русский язык» для профильного обучения Министерства образования Саратовской области и ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и  переподготовки работников образования. Саратов, 2007г.

Учебники: Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005; Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

Учитель: Титов В.Г.

                                                                                                                         

                                                                                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                             педагогического совета школы

                                                                                                                     протокол №____ от

                                                                                                                   «___»_______2016

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка.

            Рабочая программа по  элективному  курсу по русскому языку составлена на основе элективного курса «Жанры деловой  письменной речи» Ваничкиной М.А., взятого из сб. «Элективные курсы. Литература. Русский язык» для профильного обучения Министерства образования Саратовской области и ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и  переподготовки работников образования. Саратов, 2007,  ориентирована на учащихся 11 класса  общеобразовательной школы.

            Содержание программы рассчитано на 34 учебных часа (1час в неделю).

В жизни современного человека большое место занимают деловые бумаги. Составляя их самостоятельно или внося конкретные сведения о себе в соответствующие бланки, человек демонстрирует уровень своего интеллектуального развития, свою культуру, наконец, свою грамотность. Особенно велико значение правильного оформления документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве и т.п. Однако, как показывают наблюдения, нередко выпускники школ затрудняются в оформлении даже самых распространённых деловых бумаг: не владеют лексикой, грамматическими и синтаксическими нормами, соответствующими официально-деловому стилю; не знают жанрового своеобразия деловых документов. Следует отметить, что стандарт основного общего образования предписывает изучение основных жанров официально-делового стиля. В курсе 5-9 классов дети должны научиться составлять расписку, доверенность, заявление, резюме. Но малое количество учебного времени, выделенного школьной программой на изучение делового стиля речи и на формирование навыков оформления деловых бумаг, является одной из причин неуверенного владения этими навыками.

Рабочая программа элективного курса разработана так, что предполагает системное изучение официально-делового стиля речи, актуализацию знаний и умений учащихся по построению текстов этого стиля и формирование навыков составления деловых бумаг.

 Без делового общения невозможно обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, административных отношений. Владение навыками деловой письменной речи давно стало необходимым условием профессиональной успешности современного человека. Поэтому, какую бы профессию ни выбрал учащийся после окончания 11-го класса, данный элективный курс, построенный на принципах научности содержания образования, доступности, интеграции знаний, полученных в период обучения, приоритета интереса каждого учащегося и дифференциации подхода к обучению поможет освоению и развитию коммуникативной и общекультурной компетенций.

Цели:

 - изучение официально-делового стиля речи;

-  формирование навыков составления текстов разных жанров этого стиля.

Задачи:

актуализация уже имеющихся у учащихся знаний об официально-деловом стиле речи и навыков по составлению текстов делового стиля;

         систематизация, развитие и расширение знаний особенностей официально-делового стиля речи и овладение лексико-фразеологическими, грамматическими и синтаксическими нормами, необходимыми при оформлении документов.

- отработка навыков оформления деловых бумаг, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни.

- воспитание культуры делового общения.

Структура.

Рабочая программа  содержит три раздела:

1) «Официально-деловой стиль речи. Требования к деловой речи. Основные жанры делового стиля»,

2) «Обучение составлению деловых бумаг»

3) «Защита творческих работ учащихся (проектов)».

 Предполагается, что на этапе изучения материалов первого и второго разделов, изучение теоретического материала предшествует отработке учебных навыков использования лексических, синтаксических, грамматических норм, изученных в 5-9 классах и выходящих за рамки школьного курса русского языка. После изучения каждой темы учащийся представляет результат практической работы – составленный им текст определённого жанра официально-делового стиля. Отдельные учебные занятия отведены на защиту индивидуальных и групповых проектных заданий учащихся.

Формы проведения занятий.

Для работы со слушателями элективного курса рекомендуются как традиционные формы работы (лекции, практические занятия), так и инновационные (компьютерные технологии, деловая игра, технологии проблемного, проектного обучения).

Для наибольшей эффективности работы элективного курса предлагается следующая система заданий и упражнений:

  • ознакомление с требованиями к жанровым нормам деловых бумаг;
  • выявление стилевых особенностей текстов деловых бумаг путём сравнения текстов, принадлежащих к разным стилям речи;
  • определение в тексте элементов композиционных моделей предложенного жанра деловой бумаги;
  • нахождение речевых штампов, клише, в текстах разных жанров делового стиля;
  • редактирование текстов в соответствии с требованиями к жанру;
  • самостоятельное составление композиционной модели определённого жанра на основе указанного текста;
  • речевое «наполнение» моделей по структурным элементам;
  • составление и защита проектов, связанных с составлением и использованием деловых бумаг.

Во время изучения тем курса следует актуализировать знания учащихся по орфографии и синтаксису, расширять активный словарный запас школьников, знакомить со специальной лексикой, фразеологией.

Принцип дифференцированного подхода к обучению с учётом особенностей личности ребёнка реализуется через систему заданий и упражнений, выполняемых на уроке и во внеурочное время, также возможен выбор темы реферата, сообщения, творческой работы.

Формы контроля и оценки уровня достижений учащихся могут быть разнообразными и должны проводиться во время учебных занятий и на специально спланированных для этого уроках. Тестовый опрос, выполнение конкретного задания (составление одной деловой бумаги), выполнение проекта (оценка всей группе и конкретному участнику проекта) оцениваются традиционной отметкой учителя, проводится аттестация учащимися внутри творческой (проектной) группы, также учителем выставляется оценка за креативные виды деятельности.

Следует обратить внимание на критерии оценивания достижений учащихся.

Результаты тестирования, выполнение конкретного задания (составление модели делового документа) оцениваются, исходя из действующих «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» для комплексной контрольной работы.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если учение выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Также традиционными являются критерии оценки рефератов и сообщений.

- Актуальность и интерес данной темы.

- Соответствие содержания теме.

- Глубина изучения материала.

- Правильный отбор необходимых источников.

- Соответствующее требованиям оформление работы.

Для оценивания творческой (проектной) работы следует придерживаться следующих критериев.

- Соответствие заданному жанру.

- Точность представленной информации.

- Соблюдение лексико-фразеологических и синтаксических норм, соответствующих жанру творческой работы.

При оценивании проекта составления рекламы или объявления необходимо учитывать

- выражение личностного отношения автора(ов) к теме творческой работы,

- достижение эмоционального воздействия на слушателя (читателя).

Главным результатом работы должны стать сформированные у слушателя элективного курса коммуникативные, языковые, лингвистические и культурологические компетенции, что способствует выполнению образовательного стандарта.

Учащийся, изучивший программу элективного курса, должен знать:

  • основные черты официально-делового стиля;
  • устойчивые формулы и правила их использования в том или ином жанре деловой письменной речи;
  • характеристику жанров и их связь с ситуациями делового общения.

Слушатель курса должен уметь:

  • правильно использовать речевые средства и соблюдать языковые нормы;
  • составлять проект документа и редактировать его.

Учащийся должен научиться работать в коллективе над учебным проектом, реализовывая знания и умения, полученные при изучении тем курса.

После изучения курса ученик должен представить портфель слушателя элективного курса, где собраны составленные учащимся образцы разных жанров официально-делового стиля. Также каждый ученик работает над проектом (творческой работой), который демонстрирует уровень усвоения материала, и защищает проект перед слушателями курса.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными для успешного проведения итоговой аттестации и будут востребованными в дальнейшей жизни учащихся.

Информационно-методическое обеспечение. Для успешной работы по усвоению материалов программы элективного курса необходимо:

  • компьютерное обеспечение;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийные презентации по темам курса, разработанные учителем и составленные в процессе проектной деятельности учащимися;
  • лицензированные диски с обучающими грамматическим и речевым нормам программами;
  • выход в Интернет, для поиска новейших материалов к работе элективного курса.

Большую помощь в работе над изучением программы элективного курса может оказать школьная библиотека, подготавливая соответствующие темам курса тематические выставки.

Календарно –тематическое  планирование занятий по элективному предмету «Жанры деловой письменной речи» в 11 классе

Тема

Кол-во часов

Виды и формы

работы

Дата

Приме-чание

План

Факт.

Раздел 1.

Официально- де-ловой стиль речи.

4 ч

1.

Входная диагностика готовности слушателя.

1

Тестирование, опрос

2.

Официально-деловой стиль речи.

1

Лекция, выполнение упражнений на определение стиля

3.

Требования к деловой письменной речи.

1

Лекция, словарная работа

4.

Основные жанры деловой письменной речи.

1

Лекция, выполнение упражнений на определение жанра

Раздел 2.

Обучение  составлению

деловых бумаг.

28 ч

5.

Бейдж (бадж).

1

Словарная работа

6.

Справка.

1

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических норм

7.

Удостоверение.

1

Лексическая работа, выполнение упражнений на изменение жанра.

8.

Расписка.

1

Выполнение упражнений на выделение лексических и синтаксических штампов.

9.

Доверенность.

1

Выполнение упражнений на изменение жанра, на редактирование текста

10.

Приглашение.

1

Выполнение упражнений на определение стиля речи, повторение пунктуационных правил.

11.

Поздравление.

1

Лексическая работа, выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм

12-14.

Письмо.

3

Лекция, лексическая работа, выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм, на определение жанра, на нахождение и корректировку лексических и синтаксических штампов

15.

Заявление.

1

Выполнение упражнений на корректирование текста, лексическая работа.

16-17.

Докладная и служебная записки. Объяснительная записка.

2

Лекция, выполнение упражнений на редактирование текста, восстановление его частей, на изменение жанра.

18-19.

Апелляция.

2

Лекция. Лексическая работа.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм.

20-21.

Протокол.

2

Повторение пунктуации, редактирование и восстановление частей текста, изменение стиля и жанра.

22.

Выписка из протокола.

1

Выделение и редактирование лексических и синтаксических штампов.

23-24.

Объявление.

2

Лекция, творческая работа, составление проектов.

25-27.

Реклама.

3

Лекция, выполнение упражнений на изменение жанра, творческая работа, составление проектов, деловая игра.

28.

Автобиография.

1

Выполнение упражнений на повторение правил пунктуации.

29-30.

Характеристика.

2

Лекция, выполнение упражнений на корректирование стиля речи.

31-32.

Резюме.

2

Лекция, выполнение упражнений на изменение жанра.

Раздел 3.

Защита

творческих работ

 (проектов).

3 часа

33-34.

Реализация творческого подхода к освоению учебного материала курса.

2

Защита творческих работ (проектов) учащихся.

35.

Диагностика учащихся, закончивших изучение программы элективного курса.

1

Тестирование, опрос, ролевая игра (вид диагностики определяет учитель)

Итого: 35 часов

Содержание курса.

Раздел 1. Официально-деловой стиль речи.

Входная диагностика готовности слушателя: выявление знаний, умений, навыков, приобретённых в процессе изучения школьного курса культуры речи, выявление креативности учащегося, его способности к саморазвитию, навыков работы в творческой группе (тестирование, опрос). (1 час)

Тема 1.        Официально-деловой стиль речи. (1 час)

Функциональные стили русского языка. История формирования официально-делового стиля. Официально-документальный и обиходно-деловой подстили. Общие стилистические, лексические, морфологические, синтаксические особенности текстов официально-делового стиля.

Виды деятельности.

Лекция.

Выполнение упражнений на определение стиля. Моделирование (по опорным словам и словосочетаниям) предложений, характерных для делового стиля.

Лексическая и орфографическая работа.

Тема 2.        Требования к деловой письменной речи. (1 час)

Официально-деловой стиль как язык документов.

Стандартизация языка деловых бумаг. Высокая степень терминированной лексики. Именной характер речи. Частотность отыменных предлогов и предложных сочетаний. Развитие собственно канцелярских значений. Стандартизация лексической сочетаемости. Стандартизация синтаксических единиц. Формально-логический принцип текстовой организации. Отсутствие эмоциональности.

Этикетные требования.

Вид деятельности.

Лекция. Словарная работа.

Тема 3.         Основные жанры деловой письменной речи. (1 час)

Письменная и устная деловая речь. Жанры письменной деловой речи. Информационная, предписывающая, констатирующая функции различных жанров деловых бумаг.

Виды деятельности.

Лекция.

Выполнение упражнений на определение жанров деловых бумаг.

Раздел 2. Обучение составлению деловых бумаг.

Тема 1.         Бейдж (бадж). (1 час)

Структура бейджа. Понятия «логотип», «реквизит».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Словарная работа.

Тема 2.        Справка. (1 час)

Структура документа. Понятия «клише», «речевой штамп». Входящий, исходящий документ.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Словарная работа.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических норм.

Тема 3.        Удостоверение. (1 час)

Структура документа. Бланк. Трафаретный документ. Понятия «канцеляризм», «канцелярит».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Выполнение упражнений на изменение жанра.

Словарная работа.

Тема 4.         Расписка. (1 час)

Структура документа.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Словарная работа.

Выполнение упражнений на выделение лексических и синтаксических штампов.

Тема 5.        Доверенность. (1 час)

Доверенность личная и официальная, разовая и длительная. Структура документа. Понятие «доверитель».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Выполнение упражнений на редактирование текста, на изменение жанра.

Тема 6.         Приглашение. (1 час)

Приглашения личные и служебные. Структура текста.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на определение стиля речи.

Повторение пунктуационных правил.

Тема 7.        Поздравление. (1 час)

Поздравление личное и официальное. Влияние других стилей речи. Структура текста.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм.

Лексическая работа.

Тема 8.        Письмо. (3 часа)

Письмо личное. Структура текста. Служебное письмо. Структура документа.

Типы служебных писем: сопроводительное, письмо-просьба, запрос, письмо-ответ на запрашиваемые сведения, письмо-напоминание, извещение, заявка и т.д. Открытое письмо. Элементы публицистического стиля, используемые при составлении текста открытого письма. Правила оформления адреса. Понятия «адресат», «адресант». Этикетные нормы.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Выполнение упражнений на определение жанра, на соблюдение грамматических и речевых норм, на определение и корректировку лексических и синтаксических штампов и клише.

Тема 9.        Заявление. (1 час)

Типы заявлений: заявление – официальное сообщение о чём-либо, заявление – просьба о чём-либо. Заявление простое и сложное. Структура документа.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на редактирование текста.

Лексическая работа.

Тема 10.        Докладная и служебная записки. Объяснительная записка. (2 часа)

Структура документов.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Выполнение упражнений на редактирование текста, на изменение стиля и жанра.

Задания на восстановление части текста.

Тема 11.        Апелляция. (2 часа)

Структура документа. Жалоба. Рекламация.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Словарная работа.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм, на определение и корректировку лексических и синтаксических штампов и клише.

Тема 12.        Протокол. (2 часа)

Краткие, полные, стенографические протоколы. Структура документа. Акт.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Выполнение упражнений и заданий на повторение пунктуации, задания на редактирование и восстановление частей текста, упражнения на изменение стиля и жанра.

Тема 13.        Выписка из протокола. (1 час)

Структура документа. Понятие «копия».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выделение и редактирование лексических и синтаксических штампов.

Словарная работа.

Тема 14.        Объявление. (2 часа)

Письменное и устное объявление. Структура текста. Афиша. Роль средств массовой информации в распространении объявлений.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Обзор средств массовой информации.

Творческая работа (конкурс на лучшее объявление).

Составление проектов.

Тема 15.        Реклама. (3 часа)

История возникновения рекламы. Функции рекламных текстов: информационная, экономическая, предписывающая, эстетическая, просветительская, воспитательная, социальная. Виды рекламы. Этапы воздействия рекламы. Целевая направленность рекламы. Каналы передачи рекламной информации. Роль средств массовой информации в распространении рекламы. Примерная структура текста.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Обзор средств массовой информации.

Выполнение упражнений на изменение жанра.

Творческая работа, составление проектов. Деловая игра.

Тема 16.        Автобиография. (1 час)

Хронологический принцип построения документа. Точность, лаконичность, сжатость в освещении пунктов автобиографии. Структура документа.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на повторение правил пунктуации.

Тема 17.        Характеристика. (2 часа)

Письменная характеристика как официальный документ. Структура документа. Понятие «идиома».

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение заданий на корректирование стиля речи.

Тема 18.        Резюме. (2 часа)

Отсутствие единого стандарта и жёстких форм при написании резюме. Основные блоки, входящие в состав резюме. Отбор информации, необходимой для включения в резюме. Творческий подход к составлению резюме. Понятия «анкета», «вакансия».

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на изменение жанра.

Лексическая работа.

Раздел 3. Защита творческих работ (проектов). (4 часа)

3.1. Реализация творческого подхода к освоению учебного материала элективного курса.

Вид деятельности

Защита творческих работ (проектов) учащихся.

3.2.        Диагностика учащихся, закончивших изучение программы элективного курса (тестирование, опрос или ролевая игра).

Требования к уровню подготовки выпускников

Главным результатом работы должны стать сформированные у слушателя элективного курса коммуникативные, языковые, лингвистические и культурологические компетенции, что способствует выполнению образовательного стандарта.

Учащийся, изучивший программу элективного курса, должен знать:

  • основные черты официально-делового стиля;
  • устойчивые формулы и правила их использования в том или ином жанре деловой письменной речи;
  • характеристику жанров и их связь с ситуациями делового общения.

Слушатель курса должен уметь:

  • правильно использовать речевые средства и соблюдать языковые нормы;
  • составлять проект документа и редактировать его.

Учащийся должен научиться работать в коллективе над учебным проектом, реализовывая знания и умения, полученные при изучении тем курса.

После изучения курса ученик должен представить портфель слушателя элективного курса, где собраны составленные учащимся образцы разных жанров официально-делового стиля.

Также каждый ученик работает над проектом (творческой работой), который демонстрирует уровень усвоения материала, и защищает проект перед слушателями курса.

Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными для успешного проведения итоговой аттестации и будут востребованными в дальнейшей жизни учащихся.

Информационно-методическое обеспечение.

 Для успешной работы по усвоению материалов программы элективного курса необходимо:

  • компьютерное обеспечение;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийные презентации по темам курса, разработанные учителем и составленные в процессе проектной деятельности учащимися;
  • лицензированные диски с обучающими грамматическим и речевым нормам программами;
  • выход в Интернет, для поиска новейших материалов к работе элективного курса.

Большую помощь в работе над изучением программы элективного курса может оказать школьная библиотека, подготавливая соответствующие темам курса тематические выставки.

Содержание курса.

Раздел 1. Официально-деловой стиль речи.

Входная диагностика готовности слушателя: выявление знаний, умений, навыков, приобретённых в процессе изучения школьного курса культуры речи, выявление креативности учащегося, его способности к саморазвитию, навыков работы в творческой группе (тестирование, опрос). (1 час)

Тема 1.        Официально-деловой стиль речи. (1 час)

Функциональные стили русского языка. История формирования официально-делового стиля. Официально-документальный и обиходно-деловой подстили. Общие стилистические, лексические, морфологические, синтаксические особенности текстов официально-делового стиля.

Виды деятельности.

Лекция.

Выполнение упражнений на определение стиля. Моделирование (по опорным словам и словосочетаниям) предложений, характерных для делового стиля.

Лексическая и орфографическая работа.

Тема 2.        Требования к деловой письменной речи. (1 час)

Официально-деловой стиль как язык документов.

Стандартизация языка деловых бумаг. Высокая степень терминированной лексики. Именной характер речи. Частотность отыменных предлогов и предложных сочетаний. Развитие собственно канцелярских значений. Стандартизация лексической сочетаемости. Стандартизация синтаксических единиц. Формально-логический принцип текстовой организации. Отсутствие эмоциональности.

Этикетные требования.

Вид деятельности.

Лекция. Словарная работа.

Тема 3.         Основные жанры деловой письменной речи. (1 час)

Письменная и устная деловая речь. Жанры письменной деловой речи. Информационная, предписывающая, констатирующая функции различных жанров деловых бумаг.

Виды деятельности.

Лекция.

Выполнение упражнений на определение жанров деловых бумаг.

Раздел 2. Обучение составлению деловых бумаг.

Тема 1.         Бейдж (бадж). (1 час)

Структура бейджа. Понятия «логотип», «реквизит».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Словарная работа.

Тема 2.        Справка. (1 час)

Структура документа. Понятия «клише», «речевой штамп». Входящий, исходящий документ.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Словарная работа.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических норм.

Тема 3.        Удостоверение. (1 час)

Структура документа. Бланк. Трафаретный документ. Понятия «канцеляризм», «канцелярит».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Выполнение упражнений на изменение жанра.

Словарная работа.

Тема 4.         Расписка. (1 час)

Структура документа.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Словарная работа.

Выполнение упражнений на выделение лексических и синтаксических штампов.

Тема 5.        Доверенность. (1 час)

Доверенность личная и официальная, разовая и длительная. Структура документа. Понятие «доверитель».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению документа.

Выполнение упражнений на редактирование текста, на изменение жанра.

Тема 6.         Приглашение. (1 час)

Приглашения личные и служебные. Структура текста.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на определение стиля речи.

Повторение пунктуационных правил.

Тема 7.        Поздравление. (1 час)

Поздравление личное и официальное. Влияние других стилей речи. Структура текста.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм.

Лексическая работа.

Тема 8.        Письмо. (3 часа)

Письмо личное. Структура текста. Служебное письмо. Структура документа.

Типы служебных писем: сопроводительное, письмо-просьба, запрос, письмо-ответ на запрашиваемые сведения, письмо-напоминание, извещение, заявка и т.д. Открытое письмо. Элементы публицистического стиля, используемые при составлении текста открытого письма. Правила оформления адреса. Понятия «адресат», «адресант». Этикетные нормы.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Выполнение упражнений на определение жанра, на соблюдение грамматических и речевых норм, на определение и корректировку лексических и синтаксических штампов и клише.

Тема 9.        Заявление. (1 час)

Типы заявлений: заявление – официальное сообщение о чём-либо, заявление – просьба о чём-либо. Заявление простое и сложное. Структура документа.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на редактирование текста.

Лексическая работа.

Тема 10.        Докладная и служебная записки. Объяснительная записка. (2 часа)

Структура документов.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Выполнение упражнений на редактирование текста, на изменение стиля и жанра.

Задания на восстановление части текста.

Тема 11.        Апелляция. (2 часа)

Структура документа. Жалоба. Рекламация.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Словарная работа.

Выполнение упражнений на соблюдение грамматических и речевых норм, на определение и корректировку лексических и синтаксических штампов и клише.

Тема 12.        Протокол. (2 часа)

Краткие, полные, стенографические протоколы. Структура документа. Акт.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текстов.

Выполнение упражнений и заданий на повторение пунктуации, задания на редактирование и восстановление частей текста, упражнения на изменение стиля и жанра.

Тема 13.        Выписка из протокола. (1 час)

Структура документа. Понятие «копия».

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выделение и редактирование лексических и синтаксических штампов.

Словарная работа.

Тема 14.        Объявление. (2 часа)

Письменное и устное объявление. Структура текста. Афиша. Роль средств массовой информации в распространении объявлений.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Обзор средств массовой информации.

Творческая работа (конкурс на лучшее объявление).

Составление проектов.

Тема 15.        Реклама. (3 часа)

История возникновения рекламы. Функции рекламных текстов: информационная, экономическая, предписывающая, эстетическая, просветительская, воспитательная, социальная. Виды рекламы. Этапы воздействия рекламы. Целевая направленность рекламы. Каналы передачи рекламной информации. Роль средств массовой информации в распространении рекламы. Примерная структура текста.

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Обзор средств массовой информации.

Выполнение упражнений на изменение жанра.

Творческая работа, составление проектов. Деловая игра.

Тема 16.        Автобиография. (1 час)

Хронологический принцип построения документа. Точность, лаконичность, сжатость в освещении пунктов автобиографии. Структура документа.

Виды деятельности.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на повторение правил пунктуации.

Тема 17.        Характеристика. (2 часа)

Письменная характеристика как официальный документ. Структура документа. Понятие «идиома».

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение заданий на корректирование стиля речи.

Тема 18.        Резюме. (2 часа)

Отсутствие единого стандарта и жёстких форм при написании резюме. Основные блоки, входящие в состав резюме. Отбор информации, необходимой для включения в резюме. Творческий подход к составлению резюме. Понятия «анкета», «вакансия».

Виды деятельности.

Лекция.

Практическая работа по составлению текста.

Выполнение упражнений на изменение жанра.

Лексическая работа.

Раздел 3. Защита творческих работ (проектов). (4 часа)

3.1. Реализация творческого подхода к освоению учебного материала элективного курса.

Вид деятельности

Защита творческих работ (проектов) учащихся.

3.2.        Диагностика учащихся, закончивших изучение программы элективного курса (тестирование, опрос или ролевая игра).

Литература.

  1. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Элективные курсы (русский язык, литература, иностранный язык) / Под ред. Губановой Е.В. /Министерство образования Саратовской области. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2005.
  4. Элективные курсы (русский язык, литература, иностранный язык) / Под ред. Губановой Е.В. /Министерство образования Саратовской области. ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2006.
  5. Современный русский язык. Под ред. Д.Э. Розенталя. – М.: Высш. шк., 1984.
  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1981.
  7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005.
  8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 2005.
  9. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  10. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  11. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  12. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  13. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996.
  14. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
  15. Черемисин П.Г. Пособие по стилистике русского языка. – М.: Просвещение, 1971.
  16. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001.
  17. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001.
  18. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
  19. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2001.
  20. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, 2002.
  21. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
  22. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983.
  23. Львова С.И. Язык и речь. – М., 2000.
  24. Акишина А.А., Формановская Н.Н. Этикет русского письма. – М., 2001.
  25. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2004.
  26. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: методическое пособие для учителя для старшей профильной школы. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  27. Львова С.И. Уроки словесности. – М., 1996.
  28. Бондалетов В.Д. и др. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – Л. Просвещение, 1989.
  29. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 2001.
  30. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М.: Дрофа, 2004.
  31. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988.
  32. Пиз Алан, Данн Пол. Язык письма. – М.: Эксмо, 2004.
  33. Педчак Е.П. Русский язык. Серия «Единый Госэкзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  34. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.
  35. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. – С.Пб., 2005.
  36. Дворцова Н.Б. Инновационные технологии в организации воспитательной работы. УМП. – Саратов, 2004.
  37. Дворцова Н.Б., Чанилова Н.Г. Инновационные технологии в воспитательном процессе образовательных учреждений. УМП. – Саратов, 2004.
  38. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. \\ Школьные технологии.1999. № 1-2.
  39. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1984.
  40. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения \\ Директор школы. 1999. №6.
  41. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. – СПб., 2005.

Литература для учащихся.

  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: Русское слово, 2005.
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика, Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Горшков А.И. Русская словесность. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2005.
  7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 2001.
  8. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет. – М.: Дрофа, 2004.
  9. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы: методическое пособие для учителя для старшей профильной школы. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы, учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.
  12. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2005.
  13. Пиз Алан, Данн Пол. Язык письма. – М.: Эксмо, 2004.
  14. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996.
  15. Педчак Е.П. Русский язык. Серия «Единый Госэкзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  16. Акишина А.А., Формановская Н.Н. Этикет русского письма. – М., 2001.

Прохождение учебной программы:

     

по плану       -             часов

фактически   -            часов

Часы пропущены по причине    

_________________________________________________________             _________________________________________________________

_________________________________________________________

Учебная программа выполнена полностью за счет

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Учитель:_________________

«Согласовано»

 зам.директора по УР ____________ (Поташов В.С.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс

         Рабочая программа элективного курса разработана на основе  Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-с...

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» (11 класс)

Элективный курс «Подготовка к ГВЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе, используется в качестве обобщ...

Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету русский язык 5 класс

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  русский язык 5 класс...

Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету русский язык 6 класс

Рабочая программа для детей  с НИ по учебному предмету  русский язык 6 класс...

Рабочая программа к учебнику Л.М. Рыбченкова и др. "Русский язык 5 класс" по ФГОС

Рабочая программаосновного общего образованияпо русскому языкудля 5 класса...