"Употребление имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Пузикова олеся Казимировна

"Употребление имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление имен существительных в речи

Цель: научиться употреблять существительные в речи для точности, информативности, выразительности речи, закрепить понятие метафора. Дать понятие об орфоэпических номах, верной постановке ударения.

Задачи:

- отработка навыков орфографической грамотности;

- формирование умения определять роль существительных в речи, проводить анализ текста;

- знакомство с орфоэпическими нормами, с грамотной постановкой ударения, работа со словарем;

- определение особенностей употребления слов в переносном значении, художественного средства, основанного на переносном значении слова;

- отработка навыка выразительного чтения.

Организационный момент

(организация мотивации учебной деятельности)

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Надеюсь на интересное сотрудничество сегодня на уроке! Вперед!

И чтобы не терять времени, в тетрадочки сразу запишем число, классная работа, а тему пока не пишем, оставим для нее пустую строчку. Вы сами попробуете сформулировать ее.

Ученики приветствуют гостей

Запись в тетрадях.

Актуализация знаний по теме

(актуализация знаний, необходимых для постановки цели урока)

Знаю я теперь отныне,

Есть одно такое имя –

Назовет любой предмет

И на все нам даст ответ.

Это главная часть речи,

Обозначит все на свете!

Как вы думаете, о какой части речи это стихотворение?

Верно. А вы много уже знаете о существительном?

Проверим. Заполните мои пропуски

Часть речи, которая обозначает предмет, явление называется___________________.Оно отвечает на вопросы__________________.Эта часть речи изменяется по _________________ ,______________, __________________.Изменение по падежам называтся ________________.Слова ,которые обозначают названия городов ,географических объектов,журналов ,газет ,книг,фамилии ,имена,клички животных – это________________ _________________,а весна,кружка-_______________ __________.Собака -это __________предмет,а стол____________ предмет.В предложении эта часть речи может быть__________________членом предложения.

Ответы учащихся: речь идет об имени существительном.

Ученики по опорным словам восстанавливают предложения, составляя тем самым рассказ об имени существительном.

Часть речи, которая обозначает предмет, явление называется  существительным.Оно отвечает на вопросы___Кто?Что?__.Эта часть речи изменяется по падежам,родам , числам.Изменение по падежам называтся склонением.Слова ,которые обозначают названия городов ,географических объектов,журналов ,газет ,книг,фамилии ,имена,клички животных – это собственные сущ.,а весна,кружка нарицательные сущ..Собака -это одушевенный предмет,а стол неодушевленный предмет.В предложении эта часть речи может быть любым членом предложения.

Молодцы! На дворе стоит октябрь -один из самых красивых месяцев осени и если вы такие эксперты по существительным, вам не составит труда найти существительные на этом прекрасном осеннем дереве. Посмотрите на экран, обратите внимание на листочки внутри слова, выпишете только имена существительные в строчку через запятую, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы. Не забывайте, что строчку для темы мы оставляем пустой.

Ос..нь, л..ства, р..бина, прост..ят, к..страми, х..лодными, в..ликолепная, ж..лтеют

Ученики записывают слова, по очереди устно объясняют правописание слов.

Осень, листва, рябина, кострами

(использование поискового метода)

Из списка слов легко нашли существительные, а сможете ли вы найти существительные, в тексте?

Прочитаем выразительно отрывок

из текста нашего земляка Гавриила Семеновича Колесникова «Яркая палитра»

«Осень – великолепная художница. Спокойно и нежно желтеют березы и липы. Густо-пунцовой становится листва рябины и вишни. Чеканной медью и старой бронзой украшает осень яблони и груши степных садов. До снежного ноября простоят в своей коричневато-желтой листве каштаны. А на опушках лесных полос холодными кострами вспыхивают жердёлы…»

Спишите текст, подчеркните имена существительные как члены предложения.

Какой (включить в схему или нет?

Выразительное чтение отрывка одним учеником.

Формулировка цели урока

А теперь проведем небольшой лингвистический эксперимент: давайте уберем из этого отрывка все сущ. Слайд

«– великолепная. Спокойно и нежно желтеют и . Густо-пунцовой становится и. Чеканной и старой украшает и степных До снежного простоят в своей коричневато-желтой. А на лесных холодными вспыхивают …»

Про себя прочтите текст без существительных. Что получилось?

Имеет ли смысл такой текст?

А почему?

Без существительных наш текст утратил смысл.

Подумайте теперь как будет звучать тема нашего урока? На какие вопросы нам необходимо ответить?

Читают текст про себя.

Текст не имеет смысла, потому что теряется значение.

Зачем нужны существительные.

        

Запись тему в тетрадь

Первичное усвоение новых знаний

По ходу нашего с вами урока мы будем заполнять схему употребления существительных в речи. Итак, продолжим знакомство с существительным.

Прочтем еще раз отрывок Гавриила Семеновича

Он необычен, почему? А ну-ка посчитаем: первый ряд считает существительные в стихотворении, второй – прилагательные. Третий – предлоги и союзы,четвертый-глаголы,пятый- наречия,шестой -местоимения. Начали!

Итак, сколько же насчитали?

Итак, часто ли употребляется сущ-ное в нашей речи? Очень часто.

Продолжаем наш урок.

Задача предстоит сложная, нужно подготовиться к ее выполнению и размяться.

Физминутка

Раз – мы встали, распрямились,

Два – согнулись, наклонились,

Руки в стороны, вперед,

Шаг, на месте разворот.

А теперь еще раз посмотрите на текст ,который перед вами. Найдите выделенное слово.

К какой части речи оно  относятся?

Попробуем правильно его прочитать.

Кто из вас знает, что обозначает это слово?Давайте попробуем понять к какому разряду слов в русском  языке мы его отнесем.

Какой словарь поможет нам это узнать?(этимологический)

Объединяемся в группу по парам и ищем в словаре  значение  этого слова..

Давайте проверим . какое это слово- ,диалектное

жердела́ — мелкий сорт абрикосов «Armeniaca vulgaris», также жердёлжердёляжардёла, воронежск., донск. (Миртов), жердёл (Шолохов); укр. жерде́ла. Заимств. из тур. zärdaly «абрикос с горькой косточкой»

Какой вывод мы можем сделать?

Выразительное чтение одним учеником.

Вывешивается табличка с сущ.

20существительных,9прилагательных, 9 служебных слов,2 наречия,5 глаголов,1- метоимение,

Часто.

Вывешивается табличка «Употребляется часто»

Выполняют действия за учителем

Находят слово

К существительному

жердёлы

Диалектизм

Работа со словарем

Работа в группах

Работа с распечаткой

Существительное может употребляться как всеми, так и ограниченно, людьми определенной местности

?табличка к сущ ,название?(употребляется всеми ,употребляется ограниченно)

Первичное закрепление

Какие необычные имена существительные. И произнести-то не знаешь как, что уж говорить о значении существительных. Оно многогранно.

Сравните два предложения:

В изготовлении посуды используют чеканную медь и  бронзу.

 Чеканной медью и старой бронзой украшает осень яблони и груши степных садов.

Похоже ли употребление слова медь и бронза  в этих предложениях? Что в каждом случае слово обозначает?

Слово у нас многогранно и многозначно, слово имеет не одно значение. Значения у слова могут быть прямое и переносное. И существительные наши могут быть употреблены в прямом или переносном значении. Давайте добавим эти значения в нашу схему.

Давайте поиграем: я вам называю словосочетание с сущ. В прямом значении, а вы мне придумываете словосочетание с этим же сущ., но в переносном значении. В помощь вам иллюстрации на экране.

Дамская шляпка…

Золотые серьги…

Шерстяной ковёр…

Шершавый язык…

Посмотрите, вы сами того не подозревая, сейчас пользовались художественным средством выразительности, как оно называется? Метафора. Вспомним что такое метафора, на экране определение.

 А теперь попробуем найти метафоры в нашем тексте. Ваша задача – выписать из  отрывка метафоры.

Проверьте себя. Кто верно нашел все метафоры. Поднимите руки. Кто допустил  ошибку?

На экране

В первом – металл, во втором – цвет.

Вывешивается табличка «Однозначное значение, многозначное значение»,» прямое значение,переносное значение»

Наглядный метод

Шляпка гриба

Серьги берёзы

Цветочный ковер

Языки пламени

Чтение определения

Самостоятельная работа. Самопроверка.(художница,

холодными кострами)

Обобщение

Итак, какова же роль существительных в речи?

Ответим на этот вопрос по схеме.

На сегодняшний день заполнение схемы-кластера мы закончили, продолжим добавлять на следующем уроке ,так мы с вами еще только начали говорить об употреблении существительного в речи.

Ученики по схеме строят свой ответ

Рефлексия

Молодцы! Вы хорошо поработали.

Домашнее задание

Я попрошу оценить свою работу на уроке. Обратите внимание на доску, осень  вступила в свои права, видите дерево, оно  уже начало сбрасывать свою листву ,давайте поможем ему, каждый из вас должен оценить свою работу на уроке и выбрать листок подходящий именно ему.

А мне сегодня на уроке с вами было легко и интересно! Спасибо вам! До свидания!

Прощаются

По ходу всего урока составлять кластер « Употребление существительных в речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное употребление имен существительных.

Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....

Правильное употребление имен существительных.

Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Употребление имен существительных в речи

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):·        Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого...

Правильное употребление имен существительных

План-конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Культура речи.Правильное употребление имен существительных"(С.И.Львова)...