Правильное употребление имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Толмачева Наталья Николаевна

План-конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Культура речи.Правильное употребление имен существительных"(С.И.Львова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilnoe_upotreblenie_imen_sushchestvitelnyh.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Культура речи. Правильное употребление имён существительных» (По УМК С.И.Львовой).

Цели:         1.Обучение правильному употреблению имён существительных в речи.

2. Развитие индивидуальной грамотности, культуры речи, а также коммуникативных возможностей личности на уроке русского языка.

3. Воспитание бережного отношения к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока, его целей.

  1. Работа с эпиграфом.

- Прочитаем эпиграф: «Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймёшь – неправильно и поступишь».

- Как понимаете слова лингвиста Л.И.Скворцова?

4. Актуализация внимания.

- Каких учёных-лингвистов вы знаете?

- Кто из них занимался составлением словарей?

- Что такое лингвистика?

- Какие разделы лингвистики вы знаете?

- Что изучается в разделе культура речи?

- Что такое языковая норма?

- Первые нормы, о которых мы поговорим, - орфоэпические.

- Что такое орфоэпия?

- Какие нормы назовём орфоэпическими?

- Каким словарём будем пользоваться? (слайд 3)

5. Рефлексия. Орфоэпические нормы.

- № 286. Вспомните, что обозначают в словарике «Говори правильно» пометы: …и…; …и доп. …; …не реком. …; …нельзя…; очень плохо… Каждую помету проиллюстрируйте примером существительного из указанного словарика.

- Посмотрите на экран (Слайд 4). Произнесите правильно слова в соответствии с пометами произношения и ударения).

- Какие грамматические признаки объединяют приведённые слова?

- А все ли слова среднего рода?

- Посмотрите на следующий слайд (№5). Прочитайте задание: затранскрибировать слова фонетика, орфоэпия, тире, дефис.

- Как называются такие слова?

- Докажите ошибочность утверждения, что слова дефис и тире являются синонимами?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми для вас словами. Прочитайте вслух существительные, данные на плашке.

                                        прецедент

                                        одышка

                                        бессребреник        

- Какую ошибку в произношении и написании этих слов обычно делают?

- Что обозначают эти слова?

- Каким словарём пользуемся?

- Составьте предложения.

6. Мини-итог.

- Что такое орфоэпические нормы? Что они изучают?

7. Рефлексия Грамматические нормы. (слайд 8).

- Что такое грамматические нормы?

- Можно ли при помощи окончания прилагательного определить, какого рода существительное?

- Посмотрите на доску:

        вкусная салями

        красивый тюль

        маленькая колибри

        умный шимпанзе

        белый какаду

        быстрый кенгуру

- слайд 8. Может ли с течением времени измениться род имён существительных? Попробуйте ответить на этот вопрос, проанализировав следующие примеры. (слайд 8,9,10,11).

- К какому роду относятся  выделенные существительные в СРЯ? Составьте и запишите с ними словосочетания по схеме: прил. + сущ.

- Слайд 12. Представьте себе, что вы с родителями приехали на рынок, чтобы купить продукты для праздничного стола. Составьте письменный отчёт о покупке. Начните его так: «Мы купили много…»

8.  Работа с учебником.

- Давайте обратимся к истории.(слайд 13).

- Какие ошибки допустил ученик в употреблении имён существительных?  (слайд 14).

9. Мини-итог. Что изучают   грамматические нормы?

10. Рефлексия. Лексические нормы. (слайд 15).

- Что такое лексика? Какие нормы назовём лексическими? (Лексические нормы требуют правильного употребления в речи слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистической окраской.)

 - Чаще всего встречаются следующие лексические ошибки и недочёты:

                                - неправильный выбор слова (слайд 16)

                                - лексическая несочетаемость ( слайд 17)

                                - тавтология ( слайд 18)

                                - неоправданное использование однокоренных слов (слайд 19)

                                - неуместное употребление слов, имеющих окраску, не соответствующую стилю (слайд 20)

                                - употребление слов-паразитов (слайд 21).

11. Работа с учебником.

- Выполнение упражнения № 302.

12. Итог урока.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильное употребление имен существительных.

Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....

Правильное употребление имен существительных.

Урок русскогоязыка в 7 классе с применением ИКТ....

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"

План-конспект урока по теме "Правильное употребление имен прилагательных"...