«И опыт, сын ошибок трудных…» (Итоговое собеседование по русскому языку: успехи и поражения)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Ильченко Елена Михайловна

     Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию по русскому языку направлены на мотивацию обучающихся к развитию устной монологической речи, к созданию высказываний в процессе речи, к участию в диалоге в разной речевой ситуации.

     Ведь устное собеседование — это, в большей степени, ответ в форме неподготовленного выступления. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал на собеседовании, нужно чувствовать себя свободно и уверенно.  А чтобы ученик чувствовал себя таковым, в подготовке должны принимать участие все педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3»

с. Китаевского Новоселицкого района Ставропольского края

«И опыт, сын ошибок      

                           трудных…»

(Итоговое собеседование по русскому языку:  успехи и поражения)

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Ильченко Елены Михайловны)

2019 – 2020 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1.       Начать своё выступление мне хочется словами великого поэта:

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

          - Какой же опыт есть у меня после 30 лет работы в школе учителем русского языка и литературы?

   - Большой!  Сначала мы учили детей писать огромные сочинения на шесть  листов, с собственными мыслями,  суждениями, выводами. Потом появилось сочинение на ЕГЭ, где не надо много рассуждать. Главное, правильно использовать клише и соглашаться с автором текста.  Но в прошлом году и здесь произошли изменения: теперь не нужны аргументы из литературы, только из предложенного текста. Пока опыта нет.

       Потом итоговое сочинение. Всего 350-400 слов. В качестве аргументов ученики используют произведения русской и зарубежной литературы. Опыт тоже пока небольшой.

       И в прошлом году - новый экзамен, цель которого – проверить КОММУНИКАТИВНУЮ компетенцию обучающихся основной школы (все школьные предметы), которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенции. Это ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ в 9 классе, составленное в 2016 году согласно КОНЦЕПЦИИ преподавания предметов Российской Федерации. Но легло это все снова на плечи учителей русского языка и литературы.

   Слайд 2.  Существует несколько подходов к итоговому собеседованию:

     Согласно когнитивному  подходу учащийся является не только объектом обучающей деятельности преподавателя, но прежде всего активным участником процесса учения.

    Компетентносный подход – это комплекс общих принципов, которые необходимы для того, чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

Слайд 3. - Какие же образовательные результаты проверяет собеседование?

 Слайд 4. – И какова структура заданий?  

Слайд 5. Все задание рассчитаны на проверку коммуникативных навыков. А легко ли это  детям?

     В прошлом году 32 ученика нашей школы  впервые проходили собеседование как допуск к ОГЭ и участвовали во Всероссийской  апробации. Все ребята  преодолели порог, набрав 10 баллов (всего 2 человека) и выше. Большинство набрали от 15 до 19 баллов (а это высший балл). Это и есть успех!

     Но был и психологический момент: даже на пробнике слёзы, растерянность, боязнь не сдать. Почему это произошло? Нет навыка, опыта, недостаточно знаний (оттого и неуверенность в себе),  боязнь микрофона, боязнь остаться одному с учителями! Здесь работы для психолога достаточно!

      В этом году у меня 8 класс – 25 учеников. Класс слабый. Чтобы прочитать текст (170-180 слов), ученик должен читать хотя бы 100 слов в минуту, так как на чтение текста даётся 2 минуты.  А многие читают 50 слов.

     Для подготовки к пересказу - 1 минута. Пересказ подробный.

    - А что делать с монологом, в котором 10 фраз и готовиться всего 1 минуту?

        Вот и наше поражение!

      Экзамен состоит из 4 заданий. Успешно пройти итоговое собеседование в 9 классе и получить допуск к ОГЭ обучающиеся смогут, если у них сформированы необходимые навыки и умения, а для этого следует регулярно проводить тренинги. И начинать это нужно с 5 класса. А вернее, с начальной школы.

Что я и делаю в этом году!

Слайды 6, 7. (Текст)

       При подготовке к выполнению связанных между собой заданий № 1 и № 2 во время тренингов можно использовать тексты из различных учебников. В этих текстах довольно часто сообщается информация об известных людях, их достижениях и заслугах, об их судьбе, приводятся биографические подробности, оценивается значение их деятельности – то есть по структуре они напоминают тексты, предлагаемые на итоговом собеседовании по русскому языку.

Слайд 8, 9.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

1.Сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Слайд 10, 11.

      Психологи, психолингвисты, лингвисты, изучающие устную речь, обратили внимание на то, что монолог как вид устного высказывания вызывает серьезные затруднения у современных школьников. Эти затруднения обусловлены тем, что монолог – относительно редкий вид речевого высказывания, который используется довольно ограниченной группой людей: преподаватели, лекторы, журналисты, политики и т.д. Но и даже представители названных социальных групп и профессий, для которых

монологическая речь является частью их профессиональной деятельности, чаще всего речь готовят: у них есть планы, наброски, тезисы, презентации. Можно говорить о том, что этот монолог стилизует устные формы речи с ее повторами, паузами, для того чтобы создать иллюзию ее спонтанности, естественности и усилить ее выразительность.

Теперь на уроках мы выполняем такие задания:

       Приступая к описанию фотографии в виде связного высказывания продумываем, каким может быть вступление. Что станет содержанием рассказа-описания в основной части? Как лучше завершить описание фотографии? За основу берем привычное  сочинение по картине: Передо мной… На переднем плане запечатлен… На заднем плане видим… Мне кажется, что… Фотография передает настроение (создает впечатление)…

Слайд 12, 13.

    Задание 4 ориентировано на умение вести диалог.  Выполняя его обучающийся оперирует материалом, который выбрал в предыдущем задании. Важно помнить, что односложные ответы «да», «нет», «не знаю» следует исключить.  В ходе диалога выпускнику будут предложены 3 вопроса, однако учитель-собеседник может уточнить какой-либо из них, конкретизировать его, если ответ ученика покажется ему недостаточно четким.

Алгоритм выполнения:  Выслушать вопрос.  Определить ключевое слово вопроса.  Исключить односложный ответ.  Сформулировать развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения.  Важно использовать вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие).

   Теперь на уроках литературы обязательно отвечаем на вопросы после прочтения произведений. Учимся правильно строить ответы. Ведь вопрос – это уже часть ответа.

    Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно.

Слайд 14.

      Кроме того важно предупреждать ошибки в речи: грамматические, речевые, орфоэпические. Здесь тоже можно использовать упражнения.

     Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию по русскому языку направлены на мотивацию обучающихся к развитию устной монологической речи, к созданию высказываний в процессе речи, к участию в диалоге в разной речевой ситуации.

     Ведь устное собеседование — это, в большей степени, ответ в форме неподготовленного выступления. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал на собеседовании, нужно чувствовать себя свободно и уверенно.  А чтобы ученик чувствовал себя таковым, в подготовке должны принимать участие все педагоги.

     Всем участникам учебного процесса – учителям, ученикам и родителям – важно понять, что владение красивой правильной речью – это не экзамен, а образ жизни каждого современного человека.

    Слайд 15.   

        И закончить своё выступление мне хотелось бы стихотворением Вадима Шефнера «Устная речь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое собеседование по русскому языку: успехи и поражения И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ…

Слайд 2

ИИТГО

Слайд 5

Первоначальная функция речи – коммуникация. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Л.С. Выготский

Слайд 6

З А Д А Н И Е 1

Слайд 7

Читать на уроках фрагменты текстов учебника, упражнения, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов . Проводить пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика ). Давать задания для домашнего чтения (тексты из КИМов ) «Ты читатель и писатель» или «Читай и сочиняй» (дополни текст притчи прилагательными, наречиями, глаголами) Формы подготовки к чтению:

Слайд 8

З А Д А Н И Е 2

Слайд 9

Алгоритм подготовки к пересказу:

Слайд 10

З А Д А Н И Е 3

Слайд 11

Описание фотографии. Вопросы-подсказки: ● Кто изображён на фотографии? ● Как он выглядит? ● Какое у него выражение лица? ● Где он находится? ● Когда было сделано фото? ● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок? ● Чем он занят? ● О чём он, возможно, думает? ● Какие чувства он, скорее всего, испытывает? ● Что больше всего привлекает в фотографии? ● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок? Повествование на основе жизненного опыта. Слова-связки: ● Однажды… ● Сначала… ● Потом… ● Далее… ● Затем… ● После этого… ● В итоге

Слайд 12

З А Д А Н И Е 4

Слайд 13

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Остальные дети оценивают реплики и поведение ребят. Для оценки сыгранных ролей используются флажки: красный флажок — человек поступает опасно; зеленый флажок — человек поступает верно; желтый флажок — человек поступает справедливо. Ситуация 1 . Купе поезда. В нем едут три человека. На очередной станции заходит новый попутчик. Показать, как будут общаться люди в купе. Ситуация 2. В магазине стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, что вы отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место, люди начали возмущаться. Упражнение «Оцени ситуацию»

Слайд 14

Любимое слово Это кто там ложку « ложит »? Знай, такого быть не может! Ложку мы на стол кладём, А тебя – к обеду ждём . Квакушка Лягушке нравятся слова с ее любимым слогом «КВА», буКВАльно каждое словцо, где слог любимый налицо: КВАртал , эКВАтор , клюКВА , КВАс , в КВАртире брюКВА (про запас) КВАртет , аКВАриум , МосКВА … бесспорно, славные слова —

Слайд 15

Это так, а не иначе. Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность, Разговорная краса; Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких, Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо Не скудела в наши дни. Вадим Шефнер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

Статья содержит краткий анализ содержания КИМ итогового собеседования по русскому языку, критериев оценивания результатов,пособий по подготовке к собеседованию....

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе (2018 г.)

Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку в 9 классе, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, спецификация контрольных измерительных мат...

Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)

Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....

Итоговое собеседование по русскому языку (13 апреля 2018 год)

Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с процедурой проведения итогового собеседования, критериями оценивания....

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...