Конспект урока в 6 классе «Глаголы переходные и непереходные».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема: «Глаголы переходные и непереходные».

Класс: 6.

Учебник: Русский язык 6 класс 2 часть. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly_perehodnye_i_neperehodnye.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Глаголы переходные и непереходные».

Цели урока: 

  • познакомить с понятием переходные и непереходные глаголы;
  • научить распознавать переходность / непереходность глаголов.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

– Что такое разноспрягаемые глаголы?

Лингвистическая разминка

Кто быстрее построит словообразовательные цепочки: ходить … переходность; ходить … непереходность?

Ходить – переходить – переход – переходный – переходность;

Ходить – переходить – переход – переходный – непереходный – непереходность.

— Сформулируйте лексическое значение прилагательного переходный. Как вы думаете, какие глаголы мы будем называть переходными? Подберите другие словосочетания, в которых употребляется это прилагательное (переходный возраст, переходный этап, переходное правительство). Сверьте свою формулировку с определением в толковом словаре.

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

1. Работа с материалами для наблюдения на с. 112-113.

Переходные глаголы

Непереходные глаголы

В 1-й столбец записываются указанные словосочетания. После записи читается определение переходных / непереходных глаголов. Учащиеся запоминают, что переходность / непереходность — это постоянный признак глагола. Учитель обращает внимание на выражение сочетаются или могут сочетаться и предлагает сочетать с оставшимися глаголами слова в форме винительного падежа без предлога. Убедившись, что это невозможно, учащиеся вносят эти глаголы во 2-й столбец. Под цифрой 1 записывают определение переходных глаголов.

Можно рекомендовать выявить синтаксическую роль существительных при глаголах в 1-м столбце: учащиеся подчёркивают их и делают вывод о том, что это дополнения. Учитель может сообщить, что такие дополнения называются прямыми, и попросить объяснить, почему у них такое название.

2. Работая с памяткой на с. 113, учащиеся называют и записывают переходные глаголы в 1-й столбик, по цепочке комментируя выбор.

— Какой глагол является переходным, хотя в данном тексте при нём нет зависимого слова в форме винительного падежа без предлога? Для этого протестируйте все остальные глаголы. Дополните записи в столбцах.

Ознакомиться и выступить (к о г о ? ч т о ?) нельзя, а узнать (к о г о ? ч т о ?) можно: узнать новости, номер телефона, значит, узнать — переходный глагол.

3. Второе теоретическое положение — способы выражения прямого объекта. Первый способ уже известен — винительный падеж без предлога, второй — форма родительного падежа без предлога в двух случаях: 1) если действие переходит только на часть объекта; 2) если при глаголе есть отрицание.

Данное положение учащиеся рассматривают с использованием материалов на с. 113. Затем выполняют упр. 576, распределяя слова по столбцам.

4. Третье положение связано с непереходностью возвратных глаголов. Учащиеся читают материалы для наблюдения на с. 115, проводят устное рассуждение-доказательство о переходности / непереходности глаголов, распределяют слова по столбцам, объясняют значение слова возвратный (глагол).

V. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Определите переходность глаголов, использованных в составленных дома диалогах.

2. В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т (глаголы записываются в два столбика).

1) Каждая книга обязательно что-то тебе открывает, бросает в душу маленькое зёрнышко, и оно потом всходит светлым росточком. (С. Б е н е д и к т о в) 2) Талант нам Феб даёт, а вкус даёт ученье. Что просвещает ум? питает душу? — Чтенье. (В. Пушкин) 3) В то время мучила меня страсть к чтению; я читал всё, что ни попадалось мне в руки. (С. Гл и н к а) 4) Вальтер Скотт нравился всем без исключения. (А. П е т р у ш е в с к и й)

VI. Подведение итогов урока.

Ответ на вопрос: переходность / непереходность — это постоянный или непостоянный признак глагола?

VII. Домашнее задание.

§ 92, упр. 577.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"

Документ содержит сценарий урока с использованием технологий на основе ФГОС...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"

Презентация содержит материалы к уроку по теме "Глаголы переходные и непереходные"...

конспект урока по русскому языку "Переходные и непереходные глаголы"

Данный конспект подходит для изучения темы "Переходные и непереходные глаголы" как в 5, так и 6 классе (в зависимости от программы). Урок содержит проблемно-диалоговую структуру, соответстсвует новым ...

План-схема урока русского языка в 6 классе "Глаголы переходные и непереходные"

Цель плана-схемы урока - создание условий для успешного усвоения знаний о переходных и непереходных глаголах....

Конспект урока по химии "Алюминий- переходной элемент"

Конспект урока рассчитан на два занятия. Общая характеристика алюминия. Химические свойства...

Конспект урока 2 класс( глагол to be)

На данном уроке дети повторят изученные ранее местоимения и выучать новую тему...