Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического направления.
статья по русскому языку

Мустапаева Зарема Джалалутдиновна

Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что если ребёнок в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать.

Отсюда понятно, что современному обществу нужны не исполнители, а творческие, инициативные, имеющие свою точку зрения личности.

Задачей российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно выделять учебную проблему, формировать алгоритм решений, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности, где осуществляется личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребёнка, а также формируется учебная деятельность, которая станет фундаментом, необходимым для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в преподавании предметов филологического направления.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой считал, что если ребёнок в школе не научился творить, то в жизни он всегда будет только подражать.

Отсюда понятно, что современному обществу нужны не исполнители, а творческие, инициативные, имеющие свою точку зрения личности.

Задачей российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно выделять учебную проблему, формировать алгоритм решений, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Решение этой задачи возможно только при условии обеспечения преемственности, где осуществляется личностное, физическое и интеллектуальное развитие ребёнка, а также формируется учебная деятельность, которая станет фундаментом, необходимым для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания.  

В условиях реализации ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии: информационно-коммуникационная технология; проектная технология; технология УДЕ; здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; модульные технологии; педагогика сотрудничества; технология уровневой дифференциации; групповые технологии; Технология «Портфолио» и др.

Не все учебные заведения оснащены современными ТСО, поэтому в таких условиях приходится прибегать к более доступным методам и технологиям обучения учащихся. Использование технологии «Портфолио», УДЕ позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и старые стороны, позволяют судить не только об учебных, но и о творческих способностях.

Творчество- это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. Я использую такую форму работы.

В 5 классе при написании изложения по опыту одной из учительниц, я практиковала следующую форму изложения теста (эта форма применима для одарённых, сильных учащихся). Заключается она в написании прозаического текста в стихотворной форме, дети пишут так, как могут, а потом я вместе с ними корректирую текст стиха. Так мы писали изложение по тексту «Орёл и кошка». Ученик написал текст в стихотворной форме. Привожу текст изложения и стихотворения ученика.

К.Д.Ушинский «Орёл и Кошка».

        За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг откуда ни возьмись- огромный степной орёл: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орёл подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть. Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

  Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки: но орёл всё ещё был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Победитель        

На лесной поляне

Кошка-мать играла,

На густой травинке

Деток собирала.

Бегали, резвились,

Своим счастьем детским

С матерью делились.

Вдруг на синем небе

Ястреб показался

И, упав на щебень,

Рядом оказался.

Кошка-мать с размаху

В ястреба вцепилась,

Защищая деток,

С хищной птицей билась.

Раны были тяжки,

Кошка ослабела

Ей бы в лапы палки,

Ястреба бы огрела.

Кошечки в сторонке

Съёжились от страха,

Уложила мамка

Ястреба на плаху.

На уроках русского языка и литературного чтения дети учатся составлять рассказы, сочиняют пословицы, загадки, создают иллюстрации, развивают навыки поисково-исследовательской деятельности через творческое осмысление и представление прочитанного.

Другим не менее важным в своей работе считаю метод УДЕ (технология укрупнения дидактических единиц). В 7-8, в 10-11 классах эта работа заключается в блочной подаче материала. В научной литературе эту технологию называют « живой родник мышления и творчества». Эта технология помогает созданию действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. За счёт такой работы учитель почти на 20% сокращает расход учебного времени и одновременно повышает качество знаний, умений и навыков.

При подаче материала блоками можно использовать блок-схемы и граф-схемы.

Например, при изучении темы «Причастие» можно построить блок-схему.

БЛОК-СХЕМА «ПРИЧАСТИЕ»

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

Суффиксы

1.-ущ,-ющ

2.-ащ,-ящ

Суффиксы

1.-вш,-ш

Суффиксы

1.-ем,-ом

2.-им

Суффиксы

1.-енн,-ён

2.-нн,-т

Причастие + зависимое слово = причастный оборот

Космонавты, вернувшиеся из космоса, радовались встрече с Землёй.

Вернувшиеся из космоса космонавты радовались встрече с Землёй.

Подобную блок-схему можно использовать и при изучении тем «Фонетика», «Деепричастие», «Разряды местоимений», «Лексика» и др.

Таким образом, преподавание и учение приобретают характер взаимообогащающего общения и сотрудничества. Этот метод позволяет, повторяя преобразовывать материал.

Современные педагогические технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Самостоятельность в работе является одним из условий, способствующих активизации мыслительной и познавательной деятельности. Школьники чувствуют себя уверенно во время проведения Всероссийских проверочных работ , где задания носят практико-ориентированный характер . Систематическая работа по формированию мыслительных действий, учащихся позволяет им справляться не только с учебными заданиями, но и с заданиями повышенной сложности, участвуя в олимпиадах.

Из года в год я наблюдаю рост способностей своих учащихся, обращаю внимание на то, что потребность достижения успехов проявляется в том, что обладающий ею ученик старается делать всё как можно лучше, всегда ориентируется на высокие стандарты или образцы достижений.

В.Г.Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти были сказаны очень давно. Тогда о новых образовательных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном преподавателе, о преподавателе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.  

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.Прсвещение,2011.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.-СПБ: Каро, 2009.-369с.
  3. Селевко Г.К.  Энциклопедия образовательных технологий : Советова У.В. Эффективные образовательные технологии.
  4. Коротаева Е.В. о личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/Е.В. Коротаева// Русский язык в школе.-2008.-№5.-С.10-15

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы".

Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление моей работы. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей суд...

Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии

Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»

Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...

Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".

Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...