Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Гончарова Оксана Петровна

Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рабочая  программа

элективного курса

в 11 классе

«Теория и практика

написания сочинений»

Пояснительная записка

  Настоящая программа создана на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  

2.  Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом  Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации  от  17.05.2012 №413  (с  изменениями  на  29  июня  2017 года).

3. Примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку;

4. Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2022 года по русскому языку

5. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2022.

6. Материалов Федерального института педагогических измерений                          «Итоговое сочинение (изложение), 2021-2022 учебный год».

Элективный курс «Теория и практика написания сочинений»                                                    предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан в соответствии с календарным учебным графиком и  расписанием занятий (на 01.09.2021 г.) на 32 часа (1 час в неделю).

Цели курса

-Подготовка учащихся к выпускному сочинению и выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

-Развитие творческих способностей учащихся.

-Развитие связной монологической речи.

-Развитие логического мышления.

-Привитие любви к родному языку.

Задачи курса

Основными задачами курса являются:

– обеспечение системного овладения знаниями по теории написания сочинения;

– совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;

           -  развитие продуктивного мышления через анализ текста;

           - творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;

           -  развитие способности к самостоятельной деятельности;

           -  привитие стремления к приобретению знаний.

В результате изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинения» выпускники научатся:

понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);

определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;

оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;

выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;

выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;

самостоятельно определять свою, личностную, позицию  и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Особенность содержания данного спецкурса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии одного из разделов школьного предмета – русского языка, раздела, который принято называть в методике «Развитие связной речи учащихся» и который опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Технологии  проведения занятий.

Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.

Работа может проводиться фронтально,  в парах или сменных группах, индивидуализированно.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности

Раздел 1.Введение.

1

Аналитическая беседа

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

11

Теоретическая основа написания эссе. Практическая работа по написанию эссе.

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

20

Теоретическая основа написания сочинения-рассуждения. Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

 

 Содержание программы элективного  курса                                                                     «Теория и практика написания сочинений разных жанров»

I. Введение (1 ч)

Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинений”. Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.

II. Теория и практика написания эссе. (11 ч)

Структура эссе, план, признаки эссе.

 Классификация  эссе.

 Критерии оценивания эссе.

 Написание эссе: личностных, литературно-критических, исторических.

III. Теория и практика написания сочинения-рассуждения (22 ч)

Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.

Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.

Определение проблемы текста и способы ее выражения. Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.

Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.

Выражение собственной позиции.

Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.

Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.

Точность и выразительность речи.

Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.

Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.

Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.

Точность и выразительность речи.

Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении.    Выполнение тренировочных упражнений.

Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.

Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Тип занятия

Кол-во часов

Виды и формы

контроля знаний

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Введение.

1

Особенности выпускного сочинения в 2021-2022 учебном году

Урок формирования новых знаний

1

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2

Структура, план, признаки эссе. Классификация эссе. Требования к написанию выпускного эссе. Критерии оценивания эссе

Урок формирования новых знаний

1

Написание литературно-критического эссе  / Написание личностного эссе в форме письма

3-4

Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

5-6

Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

7-8

Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

9-10

Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

11-12

Подбор материала для написания эссе по тематическому направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

Раздел 3. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

13-14

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Практикум

2

Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.

15

Варианты вступительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание вступительной части

16

Варианты вступительной части.

Практикум

1

Написание вступительной части

17-18

Схема основной части сочинения-рассуждения.

Урок формирования новых знаний

2

Написание основной части

19-20

Варианты заключительной части.

Урок формирования новых знаний

2

Написание заключительной части

21-22

Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.

Комбинированный урок

2

Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.

23-24

Комментарий поставленной проблемы

Практикум

2

Подбор и пояснение примеров. Связь примеров.

25

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

Комбинированный урок

1

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

26-27

Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

Практикум

2

Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания №27 текущего учебного года.

28

Сочинение-рассуждение по предложенному тексту

Практикум

1

Написание сочинения

29

Работа над ошибками. Рецензирование сочинений

Практикум

1

Оценивание своего сочинения-рассуждения

30-31

Итоговое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ

Контроль знаний

2

Контрольная работа.

32

Анализ сочинения

Практикум

1

Оценивание своего сочинения-рассуждения.

5. Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

- виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения ;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

6. Учебно-методическое обеспечение:

1.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

2.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 208 с.

3.Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2018. – 191 с.

4.Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.

5. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык: сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. «Легион», Ростов-на-Дону, 2021.

7. ЕГЭ-2022: русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько. «Национальное образование», Москва, 2021.

7.  Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://www.smartboard.ru/

        http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216

 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

 4. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 5.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

 6. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Элективный курс "Начальная подготовка к ГИА по русскому языку в 7 классе"

Данный курс поможет подготовить учащихся 7 класса к написанию части С1 в ГИА по русскому языку....

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"

Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

Элективные курсы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Программа подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитан на  34 часа учебной нагрузки....

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа элективного курса для подготовки к ОГЭ по русскому языку...