Диктант по В. Астафьеву
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Воробьева Марина Отаровна

Диктант по В. Астафьеву 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant_po_v.p._astafevu.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант по В. Астафьеву (110 слов)

Мы часто повторяем по делу и без дела: «Любить землю», «Любить Родину». А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя?

Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую голову.

И притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое. И прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою.

А уж какая она — эта Родина, — все зависит от того, какие чувства перенял ты от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как я люблю свою диковатую и прекрасную Сибирь…

(По В. Астафьеву) (110 слов)

Задания

  1. Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
  • к какому стилю речи он относится. Аргументируйте;
  • как вы понимаете смысл выражений «любить землю», «займется сердчишко»? Обратитесь к толковому словарю;
  • докажите, что слово земля — многозначное. Убедите нас в этом, составив предложения таким образом, чтобы значения слова проявились.
  1. Укажите, в какой форме использованы глаголы. Почему в разных абзацах использованы глаголы разного лица?
  • удалось ли автору уместно использовать глаголы, чтобы четко и образно выразить свои мысли? Какие еще языковые средства использованы с этой целью?
  • графически объясните орфограммы. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
  • выполните морфологический разбор слов прекрасную (Сибирь), более двадцати (лет);
  • расскажите, что такое часть речи? Что объединяет слова, принадлежащие к одной части речи?
  • выпишите по одному глаголу настоящего и прошедшего времени, а также инфинитив. Разберите их по составу. Каким образом найти формообразующие основы глаголов?
  1. Используя одно из предложений данного текста как тезис, напишите свое сочинение-рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"

Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....

Аудио-диктанты (сборник И.П.Никитина. Музыкальные диктанты 4-7 классы).

Музыкальный диктант – это самое сложное и полезное упражнение для развития слуха. Чтобы научиться писать диктанты, их надо просто много писать! Это задание выполняется как на уроках сольфеджио, ...