программа по русскому языку 6 класс на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Антонова Оксана Владимировна

210 часов  базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rus.yaz_.fgos_.docx77.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Елисеевская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета МБОУ Елисеевская  ООШ

Протокол №___

От «___» ________2021г

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Елисеевская  ООШ

__________/Е.Н.Вохмянина/

                       

Приказ №______

от «___» _________2021 г

Программа по русскому языку

6 класс

на основе комплексной программы по русскому языку

под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова

210 часов

базовый уровень

Учитель 1й категории

Антонова Оксана Владимировна

Д. Елисеевка

2021-2022 учебный год


Настоящая рабочая программа составлена

  • в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
  •  на основе  рабочих программ предметной линии учебников под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
  • Образовательной программы МБОУ Елисеевской ООШ.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы.

При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.

Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, ин

формационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами  литературного языка и этическими нормами общения.

В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:

1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи  предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3) функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.

Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.

Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативнодеятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки;

контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста (смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.

Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи).

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.).

Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Структура курса разработана с учётом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5—7 классы имеют морфологоорфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса внутри каждого этапа объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются не в 7, а в 6 классе, чтобы увеличить время на рассмотрение трудных вопросов этой темы и закрепление соответствующих умений и навыков в последующих классах. Такое расположение материала, как показали научные исследования и практика преподавания в школе повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

Формы организации образовательного процесса:

  •  обобщающая беседа по изученному материалу;
  • проверка знаний при помощи тестов;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  •  опрос с помощью перфокарт;
  •  выборочная проверка упражнения;
  •  взаимопроверка;
  •  самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  •  различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
  •  виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  •  составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  •  наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  •  написание сочинений;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм;
  • Контрольное списывание;
  • Зрительные диктанты

Название учебно – методического комплекта:                                                                          

Учебник «Русский язык»  М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: «Дрофа», 2021г.    

Русский язык. Поурочное разработки под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 6 кл. – М: Дрофа, 2021г

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

6 КЛАСС (210 ч)

Общие сведения о языке (2 часа)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке. Литературные нормы.

Речь. Речевое общение. Текст (35 часов)

Повторение изученного о тексте, типах речи, функциональных разновидностях языка. Расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, видовременная соотнесённость глагольных форм. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор - недочёт.

Стили речи: научный и официально - деловой (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Словарная статья. Научное сообщение. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры): инструкция, объявление, заявление, расписка.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительное повествование, рассуждение - объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «нового» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Описание как тип речи. Описание внешности человека. Описание помещения.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Правописание (30 часов)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъь; орфограммы корня; правописание суффиксов и окончаний слов; слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Выдающиеся лингвисты: А. Х. Востоков*.

Лексикология и фразеология (10 часов)

Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова; диалектизмы, термины и профессионализмы, жаргонизмы.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски. Стилистические пласты лексики: высокий, нейтральный, сниженный.

Фразеологизмы (повторение). Пословицы и поговорки.

Культура речи. Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Работа со словарями различных видов.

Морфология (3 часа)

Система частей речи в русском языке (повторение).

Грамматическое значение слова.

Имя существительное (14 часов)

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного (повторение).

Словообразование имён существительных. Основные способы образования имён существительных: приставочный, суффиксальный, приставочно - суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложно - сокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности.

Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных.

Культура речи. Правильное употребление сложно – сокращенных слов. Правильное употребление в речи имён существительных.

Наблюдение за употреблением имён существительных в художественной речи.

Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба.

Имя прилагательное (17 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени прилагательного (повторение).

Словообразование имён прилагательных. Основные способы образования имён прилагательных: суффиксальный, приставочный, приставочно - суффиксальный, сложение разных видов. Типичные словообразовательные модели имён прилагательных.

Синтаксическая роль имени прилагательного в словосочетании и предложении.

Культура речи. Роль имени прилагательного в речи. Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Нормы слово изменения прилагательных (повторение). Правописание прилагательных (повторение).

Имя числительное (13 часов)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Разряды числительных по строению: числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Разряды числительных по значению: числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Словообразование числительных.

Синтаксическая роль числительных в словосочетании и предложении.

Имя числительное в научных текстах и деловой речи.

Культура речи. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными.

Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных. Употребление ь в именах числительных.

Местоимение (25 часов)

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения.

Разряды местоимений: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, указательные, определи тельные.

Склонение местоимений. Словообразование местоимений. Синтаксические свойства местоимений.

Культура речи. Правильное употребление местоимений ты, Вы в соответствии с требованиями русского речевого этикета.

Правильное употребление местоимений 3 го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности).

Уместное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения (взять себя в руки, перейти на «ты» и т. п.).

Правописание местоимений с не и ни.

Слитное, раздельное и дефисное написание место имений.

Употребление местоимений для связи предложений в тексте.

Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов.

Глагол (17 часов)

Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства глагола (повторение).

Словообразование глаголов. Основные способы образования глаголов: приставочный, приставочно - суффиксальный, суффиксальный. Типичные словообразовательные модели глагола.

Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. Роль глагола в тексте.

Культура речи. Нормы ударения в глагольных фор мах (в рамках изученного). Нормы словоизменения глаголов (повторение).

Правописание глаголов (повторение).

Наречие (32 часа)

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Разряды наречий по значению: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий (положительная, сравнительная, превосходная). Образование сравнительной и превосходной степени.  

Словообразование наречий. Основные способы образования наречий: суффиксальный, приставочный, приставочно - суффиксальный.

Синтаксическая роль наречий в словосочетании и предложении.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Нормы образования степеней сравнения наречий. Нормы употребления наречий с учётом точного лексического значения; лексической сочетаемости, стилистической окраски. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на о (е); о и а на конце наречий; ъ после шипящих на конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для по лучения необходимой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Слова категории состояния

в системе частей речи (2 часа)

Вопрос о словах категории состояния в системе ча стей речи.

Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов категории состояния.

Роль слов категории состояния в речи.

Резервные часы (10 часов)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Формирование основных видов речевой деятельности

Слушание

Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Адекватно понимать прослушанные учебно-научные и художественные тексты различных функционально-смысловых типов речи:

  • формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;
  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.

Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:

  • составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте.
  • Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её.
  • На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочёты в построении научных определений, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Рекомендуемый объём текста для прослушивания (для написания подробного изложения) — 150— 200 слов. Рекомендуемый объём текста для прослушивания (для написания сжатого изложения) — 100— 120 слов.

Чтение

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать учеб- но-научные тексты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):

  • устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
  • формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

  • составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • выделять главную и второстепенную информацию в прочитанном тексте;
  •  кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста;
  • подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы; сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения, — 250—300 слов.

Говорение

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог- рассуждение, монолог-повествование.

Выступать с научным сообщением.

Участвовать в диалоге.

Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

 Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 110—120 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов. Объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик: диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).

Письмо

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (произведение искусства).

Создавать текст в жанре научного сообщения.

Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге в форме рассуждения с оценочным тезисом и его обоснованием.

Оформлять деловые бумаги (заявление, расписка).

Собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений.

Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания.

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Редактировать тексты:

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
  • сопоставлять исходный и отредактированный тексты.

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 20—25 слов. Словарный диктант должен включать 20—25 слов. Объём диктанта на основе связанного текста должен составлять 100—110 слов. Количество проверяемых орфограмм не более 16; количество проверяемых пунктограмм — 3—4; количество слов с не проверяемыми орфограммами — не более 7. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения — 1,0—1,5 страницы, но необходимо иметь ввиду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры — 5—7 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 2—4 предложения сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания— 90—100 слов.

Освоение основных разделов науки

о языке

Фонетика, орфоэпия, графика

Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные сложносокращённые слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике, орфоэпии и графике в практике произношения и правописания слов.

Лексикология и фразеология

 Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы; прямое и переносное значение слова; характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления и стилистической окраски; употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; толковать значение фразеологизмов, пословиц и поговорок; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов); проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Морфемика и словообразование

Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов); применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа.

Морфология

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы, наречия, слова категории состояния в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, наречий, слов категории состояния; об разовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Орфография

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 5 и 6 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке; свободно пользоваться орфографическим словарём; применять знания по орфографии в практике письма.

Синтаксис и пунктуация

Распознавать словосочетания, простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте); анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Функциональные разновидности языка

Распознавать тексты разных функциональных разновидностей языка; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов лингвистического анализа и в речевой практике.

Календарнотематическое планирование уроков русского языка в 6 классе.

Количество часов на год 210 , в неделю  6 часов.(19 к/р)

Планирование составлено на основе программы по русскому языку к учебникам 59 класса/ М.М. Разумовская

№ п./п

Название раздела

Тема урока

Дата проведения (планируемая)

Дата фактическая

1 четверть

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

02.09.2021

Понятие о литературном языке.

03.09.2021

Р/Р Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.

04.09.2021

Р/Р Что мы знаем о речи, ее стилях и типах.

06.09.2021

Орфография и пунктуация.

07.09.2021

Орфография и пунктуация.

07.09.2021

Орфография и пунктуация.

09.09.2021

Употребление прописных букв.

10.09.2021

Входная контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием

11.09.2021

Анализ диктанта

13.09.2021

Буквы ь и ъ

14.09.2021

Буквы ь и ъ

14.09.2021

Орфограммы корня.

16.09.2021

Орфограммы корня.

17.09.2021

Орфограммы корня.

18.09.2021

Правописание приставок

20.09.2021

Правописание приставок

21.09.2021

Правописание приставок

21.09.2021

Правописание окончаний

23.09.2021

Правописание окончаний

24.09.2021

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

25.09.2021

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

27.09.2021

Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

28.09.2021

Контрольная работа № 2 по теме «Правописание.»

28.09.2021

Анализ диктанта

30.09.2021

Р\Р Что мы знаем о тексте. Тема. Основная мысль.

01.10.2021

Р\Р Что мы знаем о тексте. Тема. Основная мысль.

02.10.2021

Р\Р Что мы знаем о тексте.  Микротема. Абзац. План.

04.10.2021

 Р\Р Подготовка к сочинению. «Мало ли что можно делать в лесу!» (тема, основная мысль, типы речи, стиль речи, языковые средства) (упр. 89).

05.10.2021

Контрольная работа № 3. Сочинение по летним впечатлениям

05.10.2021

Анализ сочинения.

07.10.2021

Слово как основная единица языка.

08.10.2021

Исконно русские и заимствованные слова

09.10.2021

Исконно русские и заимствованные слова

11.10.2021

Профессиональные и диалектные слова

12.10.2021

Профессиональные и диалектные слова

12.10.2021

Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы. Неологизмы

14.10.2021

Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы. Неологизмы

15.10.2021

Части речи и члены предложения.

16.10.2021

Части речи и члены предложения.

18.10.2021

Морфологические признаки имени существительного.

19.10.2021

Морфологические признаки имени существительного.

19.10.2021

Словообразование имен существительных

21.10.2021

Словообразование имен существительных. Словообразовательные модели.

22.10.2021

Словообразование имен существительных. Сложные имена существительные.

23.10.2021

Правописание сложных имён существительных.

25.10.2021

Правописание сложносокращённых слов.

26.10.2021

Р\Р Употребление имён существительных в речи.

26.10.2021

Р\Р Произношение имён существительных.

28.10.2021

Контрольная работа №4 по грамматике «Имя существительное»

29.10.2021

Анализ контрольной работы.

30.10.2021

2 четверть

Р\Р Стили речи. Разграничение деловой и научной речи.

08.11.2021

Р\Р  Характеристика научного стиля

09.11.2021

Р\Р  Научное рассуждение

09.11.2021

Р\Р  Рассуждение-доказательство

11.11.2021

Р\Р Определение научного понятия

12.11.2021

Р\Р Структура логического определения: способы выражения родового понятия и видового признака

13.11.2021

Р\Р Рассуждение – объяснение

15.11.2021

Р\Р Характеристика официально - делового стиля.

16.11.2021

Р\Р Характеристика официально - делового стиля.

16.11.2021

Подготовка к изложению.

18.11.2021

Контрольная работа № 5. Изложение учебно-научного текста «Связанные корни»

19.11.2021

Морфологические признаки имени прилагательного

20.11.2021

Морфологические признаки имени прилагательного

22.11.2021

Словообразование имён прилагательных.

23.11.2021

Словообразование имён прилагательных.

23.11.2021

Словообразование имён прилагательных.

25.11.2021

Правописание сложных прилагательных.

26.11.2021

Правописание сложных прилагательных.

27.11.2021

Правописание сложных прилагательных.

29.11.2021

Правописание сложных прилагательных.

30.11.2021

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

30.11.2021

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

02.12.2021

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

03.12.2021

Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных

04.12.2021

Употребление имён прилагательных в речи

06.12.2021

Произношение имён прилагательных.

07.12.2021

Контрольная работа по грамматике № 6. Имя прилагательное

07.12.2021

Анализ контрольной работы.

09.12.2021

Р\Р Текст. Повторение: «данное» и «новое» в предложениях текста.

10.12.2021

Р\Р Способы связи предложений в тексте.

11.12.2021

Р\Р Средства связи предложений в тексте

13.12.2021

Р\Р Средства связи предложений в тексте

14.12.2021

Р\Р Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

14.12.2021

Р\Р Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором

16.12.2021

Р\Р Всё о повторе. Как исправить текст с неудачным повтором.

17.12.2021

Р\Р Всё о повторе. Как исправить текст с неудачным повтором.

18.12.2021

Р\Р Подготовка к изложению текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» (упр. 332)

20.12.2021

Контрольная работа № 7. Изложение текста с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» (упр. 332)

21.12.2021

Что обозначает имя числительное

21.12.2021

Что обозначает имя числительное

23.12.2021

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

24.12.2021

Простые, сложные и составные числительные, их правописание

25.12.2021

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

27.12.2021

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

28.12.2021

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

28.12.2021

3 четверть

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

10.01.2022

Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание

11.01.2022

Изменение порядковых числительных

11.01.2022

Изменение порядковых числительных

13.01.2022

Употребление числительных в речи.

14.01.2022

Произношение числительных

15.01.2022

Контрольная работа по морфологии №8. Имя числительное.

17.01.2022

Анализ контрольной работы.

18.01.2022

Р/Р Описание места. Строение текста этого типа речи

18.01.2022

Р/Р Описание места. Строение текста этого типа речи

20.01.2022

Р/Р Описание места. Строение текста этого типа речи

21.01.2022

Какие слова называются местоимениями

22.01.2022

Какие слова называются местоимениями

24.01.2022

Разряды местоимений по значению

25.01.2022

Личные местоимения

25.01.2022

Возвратное местоимение себя

27.01.2022

Притяжательные местоимения

28.01.2022

Указательные местоимения

29.01.2022

Указательные местоимения

31.01.2022

Р/Р Описание состояния окружающей среды.

01.02.2022

Р/Р Описание состояния окружающей среды.

01.02.2022

Р/Р Описание состояния окружающей среды.

03.02.2022

Р/Р Подготовка к контрольной работе №9. Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. (упр. 663)

04.02.2022

Контрольная работа № 9. Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

05.02.2022

Определительные местоимения

07.02.2022

Определительные местоимения

08.02.2022

Вопросительно-относительные местоимения

08.02.2022

Отрицательные местоимения

10.02.2022

Неопределённые местоимения

11.02.2022

Неопределённые местоимения

12.02.2022

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

14.02.2022

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений

15.02.2022

Контрольная работа по грамматике. № 10 Местоимение

15.02.2022

Анализ контрольной работы.

17.02.2022

Морфологические признаки глагола

18.02.2022

Морфологические признаки глагола

19.02.2022

Словообразование глаголов.

21.02.2022

Словообразование глаголов.

22.02.2022

Словообразование глаголов.

22.02.2022

Словообразование глаголов.

24.02.2022

Контрольная работа № 11 по словообразованию.

25.02.2022

Анализ контрольной работы.

26.02.2022

Употребление глаголов в речи

28.02.2022

Употребление глаголов в речи

01.03.2022

Произношение глаголов

01.03.2022

Произношение глаголов

03.03.2022

Промежуточная контрольная работа № 12 по теме «Глагол»

04.03.2022

Работа над ошибками

05.03.2022

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

07.03.2022

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

10.03.2022

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

11.03.2022

«Проверьте свою подготовку по орфографии»

12.03.2022

Промежуточная контрольная работа № 13. По теме «Орфография»

14.03.2022

Анализ контрольной работы

15.03.2022

Р\Р Повествование художественного и разговорного стилей

15.03.2022

Р\Р Повествование художественного и разговорного стилей

17.03.2022

Р\Р Повествование художественного и разговорного стилей

18.03.2022

Р\Р Повествование художественного и разговорного стилей

19.03.2022

4 четверть

Р\Р Рассказ как один из жанров художественного повествования

28.03.2022

Р\Р Рассказ как один из жанров художественного повествования

29.03.2022

Р\Р Рассказ как один из жанров художественного повествования

29.03.2022

Р\Р Рассказ как один из жанров художественного повествования

31.03.2022

Р\Р подготовка к изложению текста по рассказу Г. Скребицкого «Как спасали белок» (упр.571)

01.04.2022

Контрольная работа № 14. Изложение текста по рассказу Г. Скребицкого «Как спасали белок» (упр.571)

02.04.2022

Р\Р Повествование делового и научного стилей

04.04.2022

Р\Р Повествование делового и научного стилей

05.04.2022

Р\Р проектная работа: Сборник полезных советов.

05.04.2022

Контрольная работа № 15. Сочинение в жанре рассказа. «Однажды...» или «Наши проделки».

07.04.2022

Анализ сочинения

08.04.2022

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

09.04.2022

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

11.04.2022

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

12.04.2022

Какие слова являются наречиями. Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

12.04.2022

Разряды наречий по значению

14.04.2022

Разряды наречий по значению

15.04.2022

Слова категории состояния

16.04.2022

Слова категории состояния

18.04.2022

Степени сравнения наречий.

19.04.2022

Степени сравнения наречий.

19.04.2022

Морфологический анализ наречий

21.04.2022

Словообразование наречий.

22.04.2022

Контрольная работа № 16 по теме «Словообразование»

23.04.2022

Анализ контрольной работы

25.04.2022

Правописание наречий, образованных от существительных, местоимений.

26.04.2022

Правописание наречий, образованных от существительных, местоимений.

26.04.2022

Правописание наречий, образованных от существительных, местоимений.

28.04.2022

Правописание не с наречиями на -о, -е

29.04.2022

Правописание не с наречиями на -о, -е

30.04.2022

Буквы о, е на конце наречий после шипящих

02.05.2022

Буквы о, е на конце наречий после шипящих

03.05.2022

Р\Р Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

03.05.2022

Контрольная работа по развитию речи № 17 Изложение «Речкино имя».

05.05.2022

Р\Р Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

06.05.2022

Р\Р Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

07.05.2022

Р\Р Соединение в тексте разных типовых фрагментов.

10.05.2022

Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

10.05.2022

Контрольная работа № 18. Соединение в тексте описания места и описания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

12.05.2022

Анализ сочинения.

13.05.2022

Правописание наречий: буквы о, а на конце наречий

14.05.2022

Дефис в наречиях

16.05.2022

Приставки НЕ- и НИ- в наречиях

17.05.2022

Приставки НЕ- и НИ- в наречиях

17.05.2022

Буква Ь на конце наречий после шипящей.

19.05.2022

Буква Ь на конце наречий после шипящей.

20.05.2022

Употребление наречий в речи. Произношение наречий

21.05.2022

Употребление наречий в речи. Произношение наречий

23.05.2022

Промежуточная итоговая аттестация. №19 Диктант с грамматическим заданием.

24.05.2022

Анализ контрольной работы

24.05.2022

Повторение

26.05.2022

Повторение

27.05.2022

Повторение

28.05.2022

Повторение

30.05.2022

Повторение

1.06.2022

Повторение

2.06.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...

Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос

Данная программа рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю), для учащихся 7 класса. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе.Срок реализации программы ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8  кл...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6  кл...

Рабочая программа к УМК под ред. М.М.Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова. и др. по русскому языку для 7-х классов

Программа разработана во исполнение п. 1 Цели №1 Распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и те...