Рабочая программа к УМК под ред. М.М.Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова. и др. по русскому языку для 7-х классов
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Программа разработана во исполнение п. 1 Цели №1 Распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК М.М.Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. и др. по русскому языку для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_.7_kl.docx140.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа для 7-х классов по русскому языку

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку на 2021/2022 учебный год для обучающихся 6-го класса ГБОУ СОШ № 1 разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 29.12.2010 № 189;
  • концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
  • учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2020 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».

Программа разработана во исполнение п. 1 Цели №1 Распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК М.М.Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. и др. по русскому языку для 7-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.

1. Для педагога:

  • учебник «Русский язык. 6 класс»;
  • методическое пособие «Русский язык. 7 класс».

2. Для обучающихся:

  • учебник «Русский язык. 7 класс»;
  • Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями

    Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы по русскому языку в 7-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.

Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:

1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • владение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
  • межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                                         Содержание учебного предмета

Модуль I.О языке

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и истории народа. Нормы современного русского литературного языка, их изменчивость.

Модуль II. Речь. Речевое общение. Текст

Повторение и обобщение сведений о тексте как речевом произведении.

Понятие текста, основные признаки текста: смысловая цельность (единство темы и основной мысли), информативность, связность (смысловая и грамматическая связь предложений), членимость (деление текста на составляющие его части), относительная законченность. Структура текста. Абзац. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях тек- ста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же как средства связи пред- ложений и частей текста. Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные (приставки, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы оценки), лексические средства выразительности (неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, тропы) в тексте (обобщение).

Типы речи (повторение). Строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение- размышление.

Понятие о функциональных разновидностях языка (повторение и обобщение).

Разговорный язык и функциональные стили речи. Функциональные стили речи (научный, публицистический,

официально-деловой), язык художественной литературы.

Публицистический стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности. Жанры (репортаж, заметка в газету, реклам ное сообщение).

Информационная переработка текста. План (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный).

Нормы построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание, повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.

Нормы построения текстов публицистического стиля. Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.

Модуль III. Язык и речь.Правописание и культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание

Модуль IV. Морфология

Причастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении.

  Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа вися- щий — висячий, горящий — горячий. Правильное употребление причастий с суффиксом -ся.

Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа

«прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного в словосочетаниях типа «прич. + сущ.».

Правописание падежных окончаний причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи).

Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом (элементарные случаи).

Модуль V. Служебные части речи

Предлог

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами.

Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением.

Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Союз

Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов по значению: сочинительные (соединительные, противительные, разделительные), подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).

Разряды союзов по строению: простые и составные.

Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложений.

Частица

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (частицы, выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение, ограничение, выделение).

Формообразующие частицы.

Разряды частиц по составу (простые, составные).

Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Междометия и звукоподражательные слова (2 часа)

Понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Роль междометий в речи.

Группы междометий по значению.

Трудные случаи разграничения языковых единиц

Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи. Переход слов одной части речи в другую.

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п.

Омонимия как средство художественной выразительности.

 

                           Тематическое планирование по русскому языку

№п/п

Тема

Количество часов, отводимых на освоение темы

Модуль I. О языке

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Модуль II. Речь. Речевое общение. Текст

2

Речь. Речевое общение. Текст.

17

Модуль III. Язык и речь.Правописание и культура речи.

3

Повторение изученного в 5—6 классах

23

Модуль IV. Морфология.

4

Причастие

25

5

Деепричастие

19

Модуль V. Служебные части речи

6

Предлог

6

7

Союз

4

8

Частица

3

9

Междометия и звукоподражательные слова

2

10

Обобщающее повторение и итоговый контроль

2

ИТОГО:

102

                                                     

                                                    Учебно-тематическое планирование

О языке

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

1

Изменяется ли язык с течением времени

Эволюция языка. Этимология

Иметь представление о том, как язык разви- вается, изменяется с течением времени.

Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Иметь представление об этимологии как разде- ле лингвистики и уметь пользоваться этимоло- гическим словарём при объяснении значения, происхождения и правописания слов

Повторение изученного в 5—6 классах

№ уро- ков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

2

Что мы знаем о стилях речи

Обобщение и углубление изученного

в 5—6 классах

Повторить и обобщить изученное о стилях речи. Расширить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для худо- жественной, деловой, научной и разговорной

речи. Строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилисти- ческий анализ текста по предложенному плану

3

Что мы знаем о типах речи

Обобщение и углубление изученного

Повторить и обобщить изученное о типах речи, о строении типовых фрагментов текста. Строить связное научное высказывание с опо- рой на обобщающую схему («читать» схемы), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте смешанного типа изученные типовые фрагменты, а в них — опорные слова («данное» и «новое»)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

4-5

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Фонети- ческая транскрипция

и её роль. Фонетический анализ слова. Правиль- ное произношение и уда- рение. Орфоэпический анализ слова. Орфоэпиче- ский словарь и словарная статья

На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Преимущественно устно проводить фонетиче- ский и орфоэпический анализ слов, сопостав- лять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим слова- риком учебника и школьным орфоэпическим словарём, чтения словарной статьи. Опозна- вать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании автором художественного образа

6-7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи

Способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффик- сальный, приставочно- суффиксальный, сложение.

Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строе- ние слова. Словооб- разовательное гнездо.

Словообразовательный словарик учебника и школьный словообразо- вательный словарь.

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

Определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся — приставочно-суффик- сальный, сложение с одновременным присоединением суффикса. Строить слово- образовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление о словообразова- тельном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом поряд- ке, который показывает последовательность образования родственных слов.

Неморфологические спо- собы образования слов. Этимологический словарик учебника

Уметь работать со словообразовательным сло- вариком, анализируя словообразовательные гнёзда и словообразовательные цепочки.

Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: пере- ход слова из одной части речи в другую, сра- щение частей словосочетания в одно слово. Используя этимологический словарик, уметь объяснить, какие изменения произошли

в морфемном строении слова

8

Контрольная работа

№ 1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии

Проверить соответствующие основные умения и навыки, полученные в 5—6 классах

9

Текст.  Способы и средства связи предложений

Повторение и обобщение изученного о тексте, его теме, основной мысли, способах и средствах свя- зи предложений в тексте

Анализировать текст: определять тему, основную мысль, способы и средства связи предложений

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

10

Орфография и пунктуация

Буквы ъ и ь как разделительные

Значение письма, чтения и орфографических норм в жизни людей. Орфогра- фический словарик учеб- ника и орфографические словари

Понимать значение письма и чтения, правил правописания в жизни людей. Свободно вла- деть орфографическим словарём, извлекать полную информацию из его словарной статьи. Знать важнейшие разделы орфографии. Назы- вать пунктуационные знаки; знать и приме- нять изученные правила употребления запя- той, тире, двоеточия, кавычек

11

Буква ь как показатель мягкости и как показатель грамматической формы слова

Знать и применять правила употребления на письме разделительных ъ и ь

12

Буквы ое (ё) после шипящих и ц в разных морфемах.

Знать и применять  правила  употребления на письме ь для обозначения мягкости и как показателя грамматической формы слова

13-14

     Правописание             приставок

Знать и применять правила употребления на письме ое (ё) после шипящих и ц в разных морфемах

 15-16

Орфограммы в корне слов

Знать, какие группы приставок выделяются с учётом правил их написания; приводить соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками

17

Правописание суффиксов

Знать виды орфограмм корня слова. Характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя свой выбор. Владеть спо- собом подбора проверочных слов. Правильно писать корни с чередованием. Знать, как пи- шутся частотные слова с буквами о—ё после шипящих

18

Контрольная работа

№ 3. Диктант с грам- матико-орфографиче- скими заданиями

Проверить навыки правописания суффиксов прилагательных и наречий с н и нн, личных окончаний глаголов, гласных и согласных корня, навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении

с однородными членами

19, 20

Правописание окончаний

Знать и приводить примеры, когда в именах существительных в ед. ч. пишется буква и,

а когда — е; какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения и как определить спряжение; как определить правописание окончаний прилагательных, местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

21—22

Слитно-дефисно- раздельное написание слов

Не с глаголами, суще- ствительными, прилага- тельными и наречиями

Знать правила употребления не с личными формами глагола, существительными, прила- гательными и наречиями. Приводить приме- ры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их

в собственных письменных работах

23

     23

Не и ни в отрицательных местоимениях

Не и ни в отрицательных местоимениях

Знать правила написания не и ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления; уметь приводить соответствующие примеры

и верно писать такие слова

     24

Употребление дефиса

Употребление дефиса

Знать правила употребления дефиса

в предлогах, сложных существительных

и прилагательных, местоимениях, наречиях. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис в изученных группах слов

25

Словарное богатство русского языка

Толковые и другие линг- вистические словари как выражение словарного богатства русского языка

Владеть изученными сведениями из области лексики. Уметь работать с толковым словарём, а также со словарями синонимов, антонимов. Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы

26

Грамматика: морфо- логия и синтаксис

Что такое грамматика

Понимать, что такое грамматика. Знать её основные разделы. Опознавать части речи

и их морфологические признаки. Проводить морфологический анализ слов; проводить синтаксический анализ в рамках изученного материала

27

Контрольная работа

№ 4. Диктант с грам- матико-орфографиче- скими заданиями

Проверить усвоение правил слитного или раз- дельного употребления не с разными частями речи, не и ни с отрицательными и неопределён- ными местоимениями, отдельных групп слож- ных слов, написания окончаний прилагатель- ных и наречий, суффиксов глаголов и других орфограмм. Проверить усвоение правил пунк- туационного оформления сложных предложе- ний, предложений с однородными членами. (Здесь и далее рекомендуется разрешить ис- пользование на контрольной работе школьного орфографического словаря для самоконтроля учащихся, оговорив более строгую

проверку диктанта)

Речь. Публицистический стиль (повторение)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

28

Грамматика: морфо- логия и синтаксис

Характеристика речевой ситуации

Распознавать высказывания публицистиче- ского стиля при восприятии устной речи (по радио, телевидению) и письменной (чтение газеты)

Окончание табл.

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

29

Публицистический стиль речи

Характерные языковые и речевые средства

Анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые и речевые средства

30

Заметка в газету

Характеристика жанра заметки

Целенаправленно просматривать молодёжные газеты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование)

Морфология

Причастие

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

31-34

Что такое причастие

Место причастия

в системе частей речи.

Знать основные признаки причастия и его ти- пичные суффиксы. Объяснять, какие языковые

Причастие и его грамма- тические признаки.

Признаки глагола и прилагательного

в причастии. Суффиксы причастий. Грамматиче- ские и семантические различия причастия

и прилагательного

признаки глагола и прилагательного свой- ственны причастию. Определять глагол,

от которого образовано причастие, выделять глагольный суффикс, а также суффикс прича- стия, окончание и возвратный суффикс -ся

(-сь). Иметь представление о семантических различиях прилагательного и причастия (чёрный — чернеющий,  черневший,  ста- рый — стареющий). Опознавать определяе-

мое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. Тренироваться в синонимичес- кой замене причастия придаточным (кото- рый + глагол): поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает; понимать, какое слово этого оборота передаёт признаки глагола, свойственные причастию, а какое слово передаёт признаки прилагательного, свойственные причастию. Правильно согласо- вывать причастие в словосочетаниях типа

«прич. + сущ.»; употреблять на письме соответствующее окончание причастия

35-36

Причастный оборот

Признаки причастного оборота. Определяемое слово и зависимые

от причастия слова. Обо- собленные и необособлен- ные определения, выра- женные причастными оборотами

Знать языковые признаки причастного оборота. Различать определяемое слово

и зависимые от причастия слова. Выделять в предложении словосочетания с главным и зависимым словом — причастием.

Правильно употреблять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

37-41

Образование прича- стий. Действитель- ные и страдательные причастия

Действительные и стра- дательные причастия

и их образование. Правописание суффиксов этих причастий

Понимать смысловые, структурные и грамма- тические различия действительных и страда- тельных причастий. Знать, как образуются действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Объяс- нять, от основы какого глагола образовано причастие и с помощью какого суффикса.

Объяснять правописание суффиксов прича- стий. По суффиксу определять морфологиче- ские признаки причастия и особенности его образования (спряжение глагола, возврат- ность и другие признаки). Совершенствовать умение безошибочно определять глагол,

от которого образовано причастие

42-45

Полные и краткие причастия

Сходство и различие пол- ных и кратких прича- стий. Их синтаксические функции. Произношение полных и кратких причастий

Понимать сходство и различие полных и крат- ких причастий. Знать, какую синтаксическую функцию выполняют полные и краткие при- частия в предложении. Определять синтакси- ческую роль полных и кратких причастий.

Используя орфоэпический словарь, опреде- лять правильное произношение полных

и кратких причастий

46

Морфологический анализ причастий (закрепление)

План, образцы и приме- ры устного и письмен- ного морфологического анализа причастия

Рассказывать о причастии по предложенному плану, определяя особенности образования причастия, постоянные и непостоянные мор- фологические признаки, его синтаксическую

роль. Учиться корректно квалифицировать причастный оборот как «обособленное опреде- ление, выраженное причастным оборотом»

47-48

Контрольная работа

№ 6 по морфологии и работа над ошибками

Проверить усвоение темы «Причастие»

49—52

Буквы н и нн

в причастиях

Соответствующее орфографическое правило и его применение

Распознавать причастия, знать суффиксы причастий, различать полную и краткую формы причастий

53—55

Слитное и раздельное написание не

с причастиями

Соответствующее орфо- графическое правило

и его применение

Сформировать навык определения зависимых от причастия слов и навык разграничения полной и краткой формы причастий, поскольку основа правила грамматическая

Типы речи. Рассуждение-размышление

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

56, 57

Рассуждение- размышление

Строение типового фраг- мента со значением рас- суждения-размышления. Средства публицистиче- ской выразительности

в таких текстах

Иметь представление о строении типового фрагмента со значением рассуждения- размышления. Находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях- размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от против- ного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы- размышления типа «или—или»

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

58

Контрольная работа

№ 7. Сочинение- рассуждение публи- цистического стиля

Писать текст по данному началу. Использо- вать средства публицистической выразитель- ности: доказательство «от противного», цита- ты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-размышле- ния типа «или—или»

Деепричастие

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

59, 60

Что такое деепричастие

Основные признаки дее- причастия. Глагольные и наречные признаки

деепричастия. Суффиксы деепричастия. Опознава- ние деепричастий в пред- ложениии и в тексте

Знать основные признаки деепричастия и его типичные суффиксы. Различать причастия

и деепричастия. Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны дее- причастию. Определять глагол, от которого об- разовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь). Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам

61, 62

Деепричастный оборот

Языковые признаки деепричастного оборота. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Знать языковые признаки деепричастного обо- рота. Опознавать деепричастный оборот и уметь правильно употреблять знаки препинания

в предложениях с деепричастным оборотом.

Различение деепричаст- ных и причастных оборотов

Различать деепричастный и причастный обо- роты. Учиться корректно квалифицировать деепричастный оборот как «обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом»

63

Правописание не

с деепричастиями

Не с деепричастиями в со- поставлении с глаголами

Осознавать общность правил правописания не

с глаголами и деепричастиями

64—67

Образование деепри- частий. Деепричастия несовершенного

и совершенного вида

Образование дееприча- стий  несовершенного и совершенного вида

Понимать смысловые, структурные и грамма- тические различия деепричастий совершенного и несовершенного вида. Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Объяснять, от основы какого глагола образовано деепричастие и с помощью какого суффикса. По суффиксу определять морфоло- гические признаки деепричастия и особенности его образования. Рассказывать о деепричастии по предложенному плану, определяя особенно- сти образования деепричастия, его постоянные признаки, синтаксическую роль. Понимать сходство и различия в образовании и морфоло- гических признаках причастий и дееприча- стий. Совершенствовать умение различать причастия и деепричастия, а также отличать деепричастия от других частей речи (играя — молодая, сильно устав — военный устав)

68, 69

Контрольная работа

№ 8. Диктант и рабо- та над ошибками

Проверить усвоение правописания не с разны- ми частями речи, употребление н и нн

в прилагательных, причастиях и наречиях. Пунктуация в предложениях с причастными и деепричастными оборотами

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

70—71

Употребление прича- стий и деепричастий в речи

Роль причастия и дее- причастия и соответству- ющих оборотов в текстах. Причастия и отглаголь- ные прилагательные.

Деепричастия во фразео- логизмах

Иметь представление о роли причастий в текстах разных стилей. Понимать, что способ- ность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным сред- ством в художественном тексте. Наблюдать за использованием причастий в художественных текстах. Иметь представление о переходе не- которых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и об использовании этих слов в составе фразеологических оборотов.

Учиться правильно употреблять в речи однокоренные слова типа висящий — висячий, горящий — горячий. Понимать, что способ- ность деепричастия «дорисовывать движение» является выразительным средством в худо- жественном тексте. Тренироваться в точном

и уместном употреблении фразеологизмов, имеющих в своём составе деепричастия.

Совершенствовать навыки анализа художе- ственного текста, выявляя особенности упо- требления в нём причастий и деепричастий

72

Произношение глаголов, причастий и деепричастий

Отрабатывать правильное ударение в полных и кратких причастиях страдательного залога прошедшего времени. Совершенствовать умения выразительно читать художественные тексты с соблюдением норм орфоэпии.

Использовать орфоэпический словарь

73

Контрольная работа

№ 9 по орфоэпии

Проверить навыки правильного произноше- ния глаголов, причастий и деепричастий

74—75

«Проверьте свою под- готовку по орфогра- фии и пунктуации»

Правописание причастий и деепричастий (закрепление)

Обобщающе-закрепительные занятия, трени- ровочно-контрольные работы, позволяющие видеть, как усвоены правила употребления не с изученными частями речи

76-77

Контрольная работа

№ 10 по морфологии. Анализ работы

Проверяется усвоение темы

«Причастие и деепричастие»

Типы речи (продолжение)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

78

Описание состояния человека

Способы выражения

«данного» и «нового» в типовых фрагментах

со значением состояния человека. Описание со- стояния человека по фо- тографии, репродукции картины, при непосред- ственном общении с

кем-либо, описание состо- яния того или иного героя кино- или телефильма, вызванное острым поворо- том сюжетной линии

Знать способы выражения «данного» и «ново- го» в типовых фрагментах со значением состо- яния человека. Варьировать способы выраже- ния «данного» и «нового» при создании фрагментов текста со значением состояния лица; писать этюды, отражающие то или

иное состояние человека,  «прочитанное» по фотографии, репродукции картины, при

непосредственном общении с кем-либо, опи- сывать состояние того или иного героя кино- или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии

Окончание табл.

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

79,

Контрольная работа

Уметь рассказывать о своём состоянии (волне-

80

№ 11. Сочинение-

нии, страхе, радости), вызванном определён-

воспоминание «Как

ной жизненной ситуацией, соединять описание

я первый раз...».

состояния с другими фрагментами, необходи-

Анализ сочинения

мыми для развития темы и основной мысли

Служебные части речи

Предлог

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

81,

82

Предлог как часть речи. Разряды предлогов

Служебные части речи

в сопоставлении со знаме- нательными. Предлог.

Разряды предлогов. Морфологический анализ предлога

Иметь представление о грамматических осо- бенностях служебных частей речи и их отли- чиях от знаменательных частей речи. Владеть сведениями о предлоге. Проводить морфологи- ческий анализ предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разря- ды предлогов: производные — непроизводные; простые — составные. Уметь анализировать словосочетания типа: «глаг. + сущ. с предл.»;

«сущ. + сущ. (мест.) с предл.»; определять форму зависимого слова, грамматическое значение предлога

83-84

Правописание предлогов

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов

Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотно- симые с другими частями речи: вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение,

в продолжение, в заключение

85-86

Употребление предлогов в речи

Предлоги в составе гла- гольных и именных сло- восочетаний. Ошибки, связанные с употреблени- ем производных и непро- изводных предлогов

Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая совре-

менные нормы русского литературного языка. Правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Обнаруживать ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, исправлять эти ошибки

Текст. Порядок слов в речи (5 часов)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

87

Текст. Прямой поря- док слов в спокойной монологической речи

«Данное» и «новое» как смысловые части предло- жения, их последователь- ность в спокойной монологической речи

Анализировать сочинения-рассуждения, учитывая зависимость порядка слов в предло- жениях от замысла автора. Устанавливать нужный порядок слов с учётом развития мысли в тексте

88

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

Союз (6 часов)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

89

Союз как часть речи. Разряды союзов

Союз как часть речи. Раз- ряды союзов: сочинитель-

Обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы

ные и подчинительные. Особенности употребле- ния союзов в простом

и сложном предложении. Морфологический анализ союза

в предложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Различать разряды союзов (сочини- тельные — подчинительные) и типы предло- жений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочинённое, сложноподчи- нённое). Совершенствовать навыки синтакси- ческого и пунктуационного анализа предложе- ния. Знать перечень простых и составных союзов и учиться их различать. Проводить морфологический анализ союзов

90

Правописание союзов

Правописание союзов, предложенных для запо- минания, в сопоставле- нии с местоимениями

с предлогами (зато —

за то дерево), частицами или наречиями с части- цами (я также пойду — я поступлю так же)

Знать и безошибочно писать союзы, предло- женные для заучивания.  Отличать  союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато — за то дерево), частицами или

от наречий с частицами (я также пойду — я поступлю так же)

91

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Союзы в простом и слож- ном предложении.

Союзные слова и их роль в сложноподчинённом предложении

Распознавать союзы, определять тип предло- жения и пунктуационно правильно оформ- лять его на письме. Иметь представление о со- юзных словах, их роли в сложноподчинённом предложении и отличии от подчинительных союзов. Употреблять в речи союзы в соответ- ствии с их значением и стилистическими особенностями

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

92

Контрольная работа

№ 13 (диктант с грам- матико-орфографиче- скими заданиями) и работа над ошибками

Проверяются усвоение правописания наре- чий, причастий и деепричастий, предлогов, союзов, местоимений, н и нн в суффиксах,

а также усвоение правил пунктуации в слож- ном предложении, в конструкциях с однород- ными членами, деепричастным оборотом

Текст (продолжение)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

93

Текст. Описание внешности человека

Признаки, необходимые для описания внешности человека

Учиться отбирать признаки для описания, пользуясь словарём эпитетов, синонимов, антонимов

Частица

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

94

Частица как часть речи. Разряды частиц

Частица как часть речи. Разряды частиц. Частица в предложении. Интона- ция в предложениях

с частицами. Морфологи- ческий анализ частиц

Знать признаки частицы как части речи, опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения

с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды частиц

и те значения, которые ими передаются. Проводить морфологический анализ частиц

95

Правописание частиц

Правописание  частиц не и ни с отдельными частями речи. Правила употребления и написа- ния частиц ли, же, бы,

-то, -ка. Частицы

и приставки не и ни

Знать случаи употребления на письме частиц не и ни с отдельными частями речи.

Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ли, же, -то, -ка. Разграничивать части- цы и приставки не и ни; верно писать их

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

96

Употребление частиц в речи

Произношение пред- логов, союзов, частиц

Смысловая роль частиц. Частицы в художествен- ных произведениях

Объяснить смысловую роль частицы

в анализируемом  высказывании.  Наблюдать за использованием частиц в отрывках из худо- жественных текстов. Правильно употреблять частицы для выражения отношения

к действительности и передачи различных смысловых оттенков

Междометия и звукоподражательные слова

Омонимия слов разных частей речи

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

97

Междометия

Звукоподражатель- ные слова

Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий

Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Уметь опре- делять роль междометий в высказывании.

Правильно и уместно употреблять междоме- тия для выражения чувств, этикетных фор- мул, команд, приказов. Наблюдать за исполь- зованием междометий в разговорной речи

и художественных произведениях. Совершен- ствовать навыки выразительного чтения текста

98

Омонимия слов разных частей речи

Переход слов одной части речи в другую (прилага- тельных в существитель- ные, числительных

в прилагательные)

Различать грамматические омонимы на основе семантико-грамматического анализа

Речь. Характеристика человека

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

99

Характеристика человека

Краткая характеристика, в которой только называ- ются основные черты характера, особенности того или иного человека

Иметь представление о краткой и полной характеристике человека. Анализировать характеристики персонажа в художественном произведении

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

(строится по типу описа- ния предмета). Полная характеристика, в кото- рой черты характера не только  называются,  но и раскрываются, объяс-

няются (обычно представ- ляет собой тип речи

«рассуждение»)

100

Контрольная работа

№ 15. Сжатое изло- жение по тексту

К. И. Чуковского

«О Чехове». Анализ изложения

Сжато пересказывать текст по памяти, сохраняя характеристику персонажа

Обобщающее повторение и итоговый контроль (2 часа)

№ уроков

Название темы

Содержание

Виды деятельности учащихся

101

Повторение изучен- ного. Русские линг- висты, о которых говорилось в течение учебного года

Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфографии и пунктуации, развитию речи

102

Контрольная работа

№ 17. Анализ ошибок в итоговой контроль- ной работе

Итоговый контроль в конце года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.

Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...

Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова.

Рабочие программы  по русском языку для 5-8 классов составлены  на основе федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы основного общего образования (Рабочая ...

Рабочая программа по русскому языку на 108 часов 9 класс УМК М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос, В.В.Львов

Рабочая программа по русскому языку на 108 часов 9 класс УМК М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов...