Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2022-2023гг
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и

навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях

общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели

коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения

партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному

изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на

основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как

формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории

народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского

речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в форме получения новых знаний, но и в деятельностной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_russkomu_yazyku_5_kl_2022-2023gg.docx108.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №________

от «___»______2022  г.

Руководитель МО

_______/Очирова В.О./

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Алтайская СОШ»

  ________/__Цыбикова Н.И.___/

«___» ___________2022   г.

Утверждаю

Директор МБОУ

 «Алтайская СОШ»

__________/_Очирова Н.В._ /

Приказ №____

от «___» _______2022 г.

Рабочая   программа

по предмету:

«Русский язык»

5 класс

2022– 2023 учебный год

Всего часов на учебный год: 170 часов

Количество часов в неделю: 5 часа

Составитель:

Цыренжапова Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы

у. Усть-Дунгуй

2022г

Пояснительная работа

Рабочая программа по русскому языку на 2022-2023 учебный год для обучающихся 5-го класса  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г № 287
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015г №1578
  • Уставом МБОУ «Алтайская СОШ»

Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. для 5-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК:

  • Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.
  • Методическое пособие «Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс».
  • Е.А.Ефремова.  Рабочая тетрадь по русскому языку для 5 класс. – М.: Просвещение, 2017.
  • В.Д. Янченко, Л.Г. Лафуллина, С.Ю. Михайлова. Скорая помощь по русскому языку для 5 класса. Рабочая тетрадь в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:

 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;  проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;

 овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;

 овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;

 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;

 совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;

 развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

В соответствии с целями ставятся задачи:

•  развитие у обучающихся понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

•  осознание себя носителем языка, языковой личностью, находящейся через язык и созданные на нем тексты в постоянном диалоге с миром и с самой собой; формирование чувства языка;

•  формирование представления об эстетической ценности русского языка; воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в  предметную  область  «Русский язык и литература» и является обязательным для  изучения.

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится  - 170 ч. (5 часов в неделю).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.

Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 5 КЛАСС (170 ч)

Язык и общение.  Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке. Текст: основные признаки текста;  тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой). Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета; в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные   формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов. 

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. .Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Синтаксис и пунктуация

    Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Лексика. Культура речи.

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Классификация частей речи русского языка (повторение)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

 ГЛАГОЛ  Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир- -мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении. 

Повторение   изученного в 5 классе

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.

Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение).

Язык и речь

Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов).

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических словарей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абзацы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного).

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.

Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).

Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.

Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов).

Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец. 

Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность).

Функциональные разновидности языка

Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

Система языка

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков.

Проводить фонетический анализ слов.

Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов.

Орфография

Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографического анализа слова.

Распознавать изученные орфограммы.

Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о правописании разделительных ъ и ь).

Лексикология

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).

Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.

Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия.

Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).

Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).

Морфемика. Орфография

Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.

Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.

Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).

Проводить морфемный анализ слов.

Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё — о после шипящих в корне слова; ы — и после ц.

Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

Морфология. Культура речи. Орфография

Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач.

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.

Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Имя существительное

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.

Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.

Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.

Проводить морфологический анализ имён существительных.

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.

Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик- — -щик--ек- — -ик- (-чик-); корней с чередованием а // о-лаг-  -лож--раст-  -ращ-  -рос--гар-  -гор--зар-  -зор--клан-  -клон--скак-  -скоч-; употребления/неупотребления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных.

Имя прилагательное

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилагательных.

Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударения (в рамках изученного).

Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие; нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.

Глагол

Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.

Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.

Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.

Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).

Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е // и; использования ь после шипящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами.

Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксический анализ словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением; распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые); определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).

Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами анооднакозатода (в значении и), да (в значении но); с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами иноаоднакозатода; оформлять на письме диалог.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Электронные  (цифровые) образовательные ресурсы

1

Язык и общение

3

2

Вспоминаем, повторяем, изучаем

24

 http://www.uroki.ru

(Методики учителей в практике)

3

Синтаксис, пунктуация, культура речи

32

interneturok.rusubject/russian/class/5

yaklass.ruПредметыРусский язык

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

14

resh.edu.ruПредметыРусский язык

4

Лексика. Культура речи

10

obrazovaka.ruПравила5-klass

5

Морфемика. Орфография. Культура речи

21

school-assistant.ru5 класс

6

Морфология. Орфография. Культура речи

62

videouroki.netКонспектыРусский языкrusskij-yazyk-5-klass

7

Повторение и систематизация изученного

4

(5 резерв)

resh.edu.ruПредметыРусский язык

Итого:

170 (5 резерв)

Календарно тематическое планирование.

Тема урока

Воспитательный компонент

Дата поведения

(планируемая)

Дата проведения

(фактическая)

Задания по ФГ

Язык и общение

Первая четверть 8 недель

Изложение -3

Контрольный диктант -2

Сочинение –2

Контрольная работа - 2

1

Язык  и человек.

Гражданское воспитание:

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

rosuchebnik.ru›…formirovanie…gramotnosti…article/

2

Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке.

3

Стили речи

Вспоминаем, повторяем, изучаем

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

uchitelya.com›Русский язык›…-gramotnosti.html

5

Орфография. Орфограмма.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

Трудовое воспитание

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

Экологическое воспитание

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

7

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

8

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова

9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

10

Буквы и, у, а после шипящих

11

Разделительные ъ и ь

12

Раздельное написание предлогов с другими словами

13

Закрепление изученного материала

14

Контрольный диктант по теме «Орфография. Орфограммы»

15

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому)

skiv.instrao.ru›bank-zadaniy/

16

Части речи

17

Глагол

18

Правописание -тся и -ться в глаголах

19

Р.Р. Тема текста

20

Личные окончания глаголов.  

21

Не с глаголами

22

Имя существительное

.

nsportal.ruШколаМеждисциплинарное обобщение…-rabota-po

23

Имя прилагательное

24

Р.Р. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов «Летом»)

25

Местоимение

26

Основная мысль текста

27

Контрольный диктант  по теме «Морфология»

Синтаксис, пунктуация, культура речи

28

Синтаксис и пунктуация.

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

ou1.tav.obr55.ru…Языковая-грамотность-5

.

29

Словосочетание

30

Разбор словосочетаний

31

Контрольная  работа по теме «Словосочетание»

32

Предложение

33

Сжатое изложение по учебнику (текст упр. 144)

34

Виды предложений по цели высказывания

uchitelya.com›Русский язык›…-gramotnosti.html

Виды предложений по цели высказывания

35

Восклицательные предложения

36

Члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее.

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

37

Сказуемое

38

РР Изложение «Жаворонок»

39

Тире между подлежащим и сказуемым

40

Контрольная работа за 1 четверть

        Вторая  четверть –

Контрольный диктант – 1

Сочинение – 2

Изложение –

Контрольная работа –

Контрольный тест - 1

7 недель

41

Нераспространенные и распространенные предложения.

42

Второстепенные члены предложения. Дополнение

43

Определение

44

Обстоятельство

45

Предложения с однородными членами

46

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

47

Обобщающие слова  при однородных членах предложения

48

Предложения с обращениями

49

РР Письмо. Сочинение «Письмо товарищу»

50

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

51

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

52

Сочинение по картине

Ф. Решетникова «Мальчишки»

53

Простые и сложные предложения

54

Синтаксический разбор сложного предложения

55

Прямая речь

56

Диалог

57

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

58

Контрольный тест  по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

59

Сжатое  изложение (по Е.Мурашовой)

     Фонетика. Орфоэпия.

Графика.

60

Фонетика. Гласные звуки

61

Согласные звуки.

Изменение звуков в потоке речи.

62

Согласные твердые и мягкие

63

РР Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка»)

64

Согласные звонкие и глухие

65

Графика. Алфавит

66

РР Описание предмета. Сочинение-описание предмета

67

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

68

Двойная роль букв е, ё, ю, я

69

Орфоэпия.

70

Фонетический разбор слова

71

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

72

РР Сочинение. Описание предметов, изображенных на картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

73

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или тест

Лексика. Культура речи

74

Слово и его лексическое значение

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

kopilkaurokov.ru…uroki/zadaniia…ghramotnosti…5_kl

75

Однозначные и многозначные слова

76

Прямое и переносное значение слов

Третья четверть – 11 недель

Контрольный диктант – 3

Контрольная работа - 1

Сочинение – 5

Изложение – 4

77

Омонимы

infourok.ru›…na…funkcionalnoy-gramotnosti…klassov…

78

Синонимы

79

РР Сочинение по картине

И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

80

Антонимы

81

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи». Проверочная работа

82

РР Подробное изложение (К. Паустовский «Первый снег»)

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

83

Контрольный диктант по теме «Орфограммы корня. Пунктуация простого предложения»

Морфемика. Орфография. Культура речи

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

multiurok.ru›…zadaniia…funktsionalnoi-gramotnosti…

84

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

85

Окончание.

86

Основа слова

87

Корень слова

88

РР Сочинение-рассуждение «Почему надо заниматься спортом»

89

Суффикс

90

Приставка

91

РР Изложение с изменением лица «Последний лист орешника»

92

Чередование звуков

93

Беглые гласные

94

Варианты морфем

95

Морфемный разбор слова

96

Правописание гласных и согласных в приставках

97

Буквы з и с на конце приставок

98

Чередование букв о - а в корне -лаг-/ -лож-

99

Чередование букв о - а в коне -раст - /-рос-

100

Буквы ё-о после шипящих в корне

101

Буквы и -ы после ц

102

Повторение и обобщение изученного материала  в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи»

103

Контрольный диктант  по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

104

РР Сочинение по картине

П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

105-

106

Имя существительное как часть речи

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

  https://multiurok.ru/files/sbornik-zadanii-po-razvitiiu-funktsional-noi-ghram.html

107

Доказательство в рассуждении.

108

РР Сочинение (по упр. 484)

109

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

110-

111

Имена существительные собственные и нарицательные

112

Род имен существительных

113

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

114

РР Сжатое изложение (Е. Пермяк «Перо и чернильница»)

art-talant.org›…62204…po-formirovaniyu…gramotnosti

115

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

116

Три склонения имен существительных

117

Падеж имен существительных

118

Падеж имен существительных

119-120

Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе

121

РР Изложение с изменением лица «В приморском парке»

122

Контрольная работа по теме «Морфология. Орфография. Культура речи»

123

Работа над ошибками, допущ. в к/р

124

Множественное число существительных

125

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных

126

Повторение и обобщение изученного материала  об имени существительном

127

Морфологический разбор имени существительного

128

РР Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

129

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное»

130

Анализ контрольного диктанта

 Четвертая четверть – 9 недель

Контрольный диктант –3

Контрольная работа - 1

Сочинение – 4

Изложение – 2

131

Имя прилагательное как часть речи

multiurok.ru›…zadaniia…funktsionalnoi-gramotnosti…

132

Имя прилагательное как часть речи

133-

134

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

135

РР Сочинение-Описание животного по упр 587

136

РР Изложение с элементами сочинения (А.Куприн «Ю-ю»)

137

Прилагательные полные и краткие

138

Морфологический разбор имени прилагательного

139

РР Сочинение «Как я испугался» по плану

140

Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном

141

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

compedu.ru›Публикации›…-gramotnosti-na-urokakh…

142

Глагол как часть речи.

143

Не с глаголами

144

Не с глаголами

145

РР Рассказ. Сочинение по картине. (упр 619)

146

Неопределенная форма глагола

147

Правописание -тся и -ться в глаголах

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

148-149

Виды глагола

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

Патриотическое воспитание:

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России

Духовное и нравственное воспитание:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

Физическое воспитание

формирование у подрастающего поколения

150-151

Буквы е - и в корнях с чередованием

152

РР Невыдуманный рассказ  (о себе) «Как я однажды...»

uchitelya.com›Русский язык›…-gramotnosti.html

153

Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием»

154

Время глагола. Прошедшее время

155

Настоящее время

156

Будущее время

157-158

Спряжение глаголов

159

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

160

Морфологический разбор глагола

infourok.ru›Русский язык

161

РР Сжатое изложение с изменением лица «Шоколадный торт»

162

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

163

Употребление времен

164

Повторение и обобщение изученного материала  о глаголе

165

Контрольный диктант по теме «Глагол»

166

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками

Повторение и систематизация изученного

167

Разделы науки о языке

168

Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.

169

Употребление букв Ъ и Ь знак.

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

170

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

171-175

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету

Предмет: Русский язык

Класс ______5________

Учитель: Цыренжапова Татьяна Александровна

№ урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректирования

планируемое

фактическое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...