Урок по теме "Определение" 5 класс. Презентация к уроку.
презентация к уроку по русскому языку

Сорокина Инна Викторовна

Урок по теме "Определение" 5 класс. Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку30.48 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt626.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема:         Второстепенные члены предложения. Определение.

Тип урока. Урок открытия новых знаний и развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию (текст в план, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: выявить признаки определения как второстепенного члена предложения, находить второстепенный член предложения – определение в предложении и тексте на основе вопроса и значения, графически его обозначать.

3ЛР: выявлять роль определений в тексте.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного.

1. Блицопрос. Давайте вспомним, что мы знаем о строении предложения

1)Предложения по цели высказывания бывают…(пов, вопр, побуд.)

2) Члены предложения делятся на две группы: … (главные и второстепенные).

3) Двусоставные предложения состоят из … (двух главных членов – подлежащего и сказуемого).

4) Если предложение содержит только один главный член, оно называется … (односоставным).

5)  Если в предложении есть второстепенные члены, оно называется…(распространенным).

2. Диктант с грамматическим заданием.

а) Вечерний лес не спит.

б) Вокруг стоят кусты в пушистых полушубках.

Задание:

– найдите и графически обозначьте главные члены предложения;

– поставьте вопросы к второстепенным членам третьего предложения.

– К какому из второстепенных членов можно поставить вопрос каких? какой?

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

III. Введение в тему и формулирование проблемы урока.

Презентация   слайд 2

Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока

Запись темы: Второстепенные члены предложения. Определение.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

Презентация  слайд 3

Упр. 237 – наблюдение проводится с помощью вопросов после текста упражнения.

Учащиеся выписывают названные слова, задают вопросы, определяют значение зависимого слова и делают вывод об особенностях словназваний признаков.

А теперь поработайте в парах: Сформулируйте самостоятельно вывод о второстепенном члене предложения – определении.

2. Анализ текста в рамке после упр. 237.

Чтение текста вслух одним из учеников; сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника.

– Есть ли в тексте новая для вас информация?

– Можно ли дополнить свою формулировку определения той информацией, которая предложена в учебнике?

– Обозначьте карандашом каждый признак в определении. Сколько признаков можно назвать? (Три: второстепенный член, признак предмета, вопрос.)

– Составьте вопросный план текста в рамке.

1) Что такое определение? (второстепеннный член пр-я, ……)

2) К чему относится? ( к им существит.)

3) Чем выражено?   (Прилаг, существит.)

4) Как подчёркивается при разборе? (волнистой линией)

3. Давайте составим графическую схему определения. (на доске уч.)

                      прил. (сущ.)                                  сущ.

                                                какой?

                                                 чей?

                    ~~~~~~~~~~~~                      

Вопрос: Ребята, а как вы думаете, может ли определение быть выражено им. Сущ.?

Давайте запишем предложение:

Из-за темной тучи выглянули лучи солнца.

Найдите подлежащее-существительное, поставьте от него вопрос к сущ. солнце (чьи?). Попробуйте заменить им.прилагат. (солнечные).

Сделайте вывод. (Если……, то….)

Презентация  слайд 4

Произведите замену определений,выраженных прилаг., определениями,выраженными существительными и наоборот:

 Крыльцо школы – школьное крыльцо

Еловая ветка – ветка ели

Берег моря – морской берег

Составьте предложения с одной из пар. Обозначьте графически определения. ( по рядам)

Дополните графическую схему определения

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

3. Выделять главное, свёртывать информацию.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема).

                                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Развитие учебноязыковых умений.

А теперь, когда мы отдохнули, давайте  вместе разработаем алгоритм нахождения определения в предложении.

Презентация  слайд 5

а) Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.

б) Поставить от них вопросы какой? какая? какие? чей?

в) Определить есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают признак предмета.

г) Если есть, значит, это определение.

1. Выполнение упражнений.

Упр. 238 – развивается умение находить в предложении второстепенный член – определение и графически его обозначать.

Выборочное списывание с комментированием (2–3 ученика устно).

2. Творческая групповая работа – распространите  предложения текста с помощью определений (развивается умение создавать тексты-описания с опорой на ключевые слова – прилагательные)

Проверка получившихся текстов, зачитываются тексты вслух.

Вопрос: Скажите, какова роль определений в тексте? Как они помогают изменить текст?

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Итог урока.

Давайте подведем итог нашего урока

– Назовите ключевые слова темы. Сравните со словами в конце темы.

Рефлексия    Презентация  слайд 6,7

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности? Что было интересно на уроке?

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и вот

Оценки за работу на уроке……………..

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1. Записать план текста (об определении) на листочке, уметь рассказать по плану.

 2. Упр. 241.

                                                                                    Раздаточный материал для групповой работы

  1. Весна пришла

          Наступила ………….весна. Сквозь …………. нависшие тучи стало проглядывать ……………………небо.

        По земле побежали …………….. ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали ……………..лед ……………струйками. Пение ……….. пташек и ………….. капель с крыш заполняют мир, ………..музыка приходит на смену …………….молчанию и завыванию…………….. ветра.

    Снег еще прячется в …………..углах, не хочет понять, что не укрыться ему от ………………солнышка. Скоро наступят …………………………дни.

2.  Вечерняя заря

  Вечер – мое самое…………. время суток. А ……………заря – одно из самых волшебных, таинственных явлений природы.

     На горизонте алеет …………….. закат солнца.  ……………..небо  переливается невероятными красками. А если на небе есть еще и …………….. облачка, то и они играют …………….. цветами.

     Затихают …………… звуки и догорают …………..краски. На небе появляются месяц и ………….. звезды.

3. Лето.        

   Вот и наступило………….лето. …………………...............дни сменяют ……………………..……………. ночи. ………………..лучи слепят глаза и заливают …………….светом всё вокруг. …………………………..небо простирается над головой. На небе – ни облачка. Только к вечеру подует   …………….ветерок, зашелестят листвой ……………………деревья.

У лета………………… голос. В саду заливается ……………соловей, у дороги задорно щебечут………….воробьи. В саду раздается………….. жужжание пчел. А ближе к вечеру застрекочут ………………кузнечики, возвещая о том, что день подходит к концу.

4. Первый снег        

Неожиданно выпал ……………снег. ……………….. утром с неба начали срываться     ……………… снежинки.

      …………………… пушинки кружились в воздухе.

         К вечеру …………….снег все-таки прекратился и

 постелился в искристый……………. ковер. Деревья наконец покрылись ………………… покрывалом. Ёлки в……………….. аллее  нарядились в ……………… шубы.

         Снег блестел повсюду, будто …………………дождь!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второстепенные члены предложения. Определение. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС .

Слайд 2

Вспоминаем то, что знаем Запишите предложение. Чернеют прибрежные ивы. Назовите главные члены предложения. Поставьте вопрос к второстепенному члену предложения. Ивы (какие?) прибрежные. Что обозначает этот второстепенный член предложения? Как бы вы его подчеркнули? Сформулируйте тему урока.

Слайд 3

Проверьте себя Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Определение – второстепенный член предложения Прочитайте текст упр. 237. Поработайте в парах. Ответьте на вопросы упражнения. Сформулируйте признаки определения. Сравните свой вывод с текстом определения (п. 26).

Слайд 4

Произведите замену определений,выраженных прилагательными, определениями,выраженными существительными и наоборот: Крыльцо школы – Еловая ветка – Берег моря – Составьте предложения с одной из пар. Обозначьте графически определения.

Слайд 5

Проверьте себя Составьте алгоритм нахождения определения в предложении 1. Найдите в предложении слова, которые обозначают предмет . 2. 3. Вывод: 1. Найдите в предложении слова, которые обозначают предмет. 2. Поставьте от них вопросы какой? какая? какие? чей? 3. Определите, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают признак предмета. Вывод: значит, это определение.

Слайд 6

Проверьте себя 2, 3 Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите их номер в тетради). Определение отвечает на падежные вопросы. Определения обычно бывают выражены именами прилагательными. При разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией. Определение отвечает на падежные вопросы. Определения обычно бывают выражены именами прилагательными. При разборе предложения определения подчёркиваются волнистой линией.

Слайд 7

Проверьте себя. Проверяем умения Спишите и графически обозначьте определения. Поздней осенью поля опять зеленеют. 2. Снежные горы похожи на волны. 3. Над долиной спустились тёмные тучи. Поздней осенью поля опять зеленеют. ~~~~~~~ 2. Снежные горы похожи на волны. ~~~~~~~ 3. Над долиной спустились тёмные тучи. ~~~~~~~ Всё сделали правильно – молодцы !

Слайд 8

Домашнее задание. 1. Записать в тетради план текста (об определении), уметь рассказать по плану. 2. Выполнить проверочную работу на сайте ЯКласс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...