план урока Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Мария Владимировна Готовцева

Данный конспект составлен по технологии критериального оценивания.

Разработка урока может помочь начать готовить выпускников к сочинению в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку.

На вводном уроке следует познакомить учеников с критериями рценивания задания 27

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx63.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе

 Тема: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

 

Цель урока: учить работать над созданием сочинения-рассуждения по прочитанному тексту согласно требованиям задания №27 ЕГЭ по русскому языку

Предметные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Метапредметные:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Личностные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку;

3) воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери;

4) воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет.

1. Мотивация.

Прежде чем приступить к основной части урока, я хочу рассказать вам притчу.

- Ребята, что такое притча? (При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль))

  1. Чтение и определение основной мысли притчи.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные!- обратился он к ним,- у меня есть для вас труднейшее испытание. Я хотел бы знать, кто решит его. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. «Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем». Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не откроют её. Один за одним отходили от загадочной двери. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо!- она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться и раскрылась.

Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы»

- О чем эта притча?

- Как вы понимаете основную мысль этой притчи?

(Нужно верить в свои силы, должны серьезно относиться к делу и стараться достичь цели)

- Какую цель вы должны ставить перед собой сегодня? ( успешная сдача ЕГЭ)

Сегодня мы продолжим подготовку к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ.

2. Целеполагание

Ребята, Ваша задача сегодня – продолжить учиться выполнять задание 27, работать с текстом и подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту в формате ЕГЭ.

Единый государственный экзамен оценивается не по пятибальной системе. Чтобы успешно справиться с ним, необходимо придерживаться установленных критериев.

Предлагаю вам сегодня заключить Общественный договор. Все наши творческие работы будут оцениваться по критериям, которые прописаны в требованиях к оцениванию задания 27. И давайте с ними познакомимся.

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

K1

Формулировка проблем исходного текста

Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

K2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

6

K3

Отражение позиции автора исходного текста

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

K4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано

и обосновано

1

II

Речевое оформление сочинения

K5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют

2

K6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

III

Грамотность

K7

Соблюдение орфографических норм

3

K8

Соблюдение пунктуационных норм

3

K9

Соблюдение языковых норм

2

K10

Соблюдение речевых норм

2

K11

Соблюдение этических норм

1

K12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12)

25

 

3. Работа с текстом А. Н. Толстого «Земля оттич и дедич»

Прежде чем приступить к чтению, обратимся к словам, которые помогут вам понять текст.

Русский и советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

  •  10 января 1883 - 23 февраля 1945


*Словарная работа

  1. Дедич - прямой наследник по деду, по прямому нисходящему потомству от предков.
  2. Оттич (отчич) - наследник почета (от отцов, прадедов).
  3. Пращур - отдалённый предок, родоначальник.
  4. Дюжий - сильный, выносливый.
  5. Сдюжим - выдержим, вынесем, осилим.
  6. Посконь - домотканый холст из волокна конопли.
  7. Посконный - из поскони.

*Чтение текста

(1)В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир — его родина. (2)Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: родина! (З)Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»

(4)Но надвинулась общая беда. (5)Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. (б)Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. (7)Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времён, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку.(8)Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами.(9)И всё, что мы видим вокруг, что раньше, быть может, мы и не замечали, не ценили, как пахнущий ржаным хлебом дымок из занесённой снегом избы, — теперь пронзительно дорого нам.

(10)Родина — это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и которое создаёт своими руками для себя и своих поколений. (11)Это вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на земле.

(12)3емля оттич и дёдич — это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришёл наш пращур жить навечно. (13)Он был силён и бородат, в посконной длинной рубахе, солёной на лопатках, смышлён и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. (14)Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя вокруг... (15)«Ничего, мы сдюжим», — сказал он и начал жить. (16)Росли и множились позади него могилы отцов и дедов, рос и множился его народ. (17)Дивной вязью он плёл невидимую сеть русского языка; яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого. (18)Он назвал все вещи именами и воспел всё, что видел и о чём думал, и воспел свой труд. (19)И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь, и стал его достоянием, и для потомков его стал родиной — землёй оттич и дедич.

(20)Русский народ создал огромную устную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. (21)Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. (22)Она была достоинством и умом народа. (23)Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

(24)Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка: вся широкая, творческая, страстная, взыскующая душа народа русского нашла отражение в нашем искусстве XIX века. (25)Оно стало мировым и во многом повело за собой искусство Европы и Америки.

(26)Русская наука дала миру великих химиков, физиков и математиков.
(27)Первая паровая машина была изобретена в России, так же как и вольтова дуга, беспроволочный телеграф и многое другое.

(28)Пращур наш, наверное, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...» (29)На каждом из нас лежит ответственность за нашу Родину, за сохранение наследства нашего народа, сильного, свободолюбивого, правдолюбивого, умного и не обиженного талантом.

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - русский советский писатель и общественный деятель.

*Анализ текста

Работаем все вместе, анализируем текст. Для того, чтобы правильно понять исходный текст, мы должны себе задать несколько вопросов.

-О чем этот текст? Запишите ключевые, главные слова, которые неслучайно повторяются автором.

Тема– Родина, Русская земля, отечество, отчий край, родная страна, гнездо, наша земля.

-Эти слова помогут нам выделить проблему и соотнести её с позицией автора.

В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема), а ответ – это…. (позиция автора).

-Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы).

-Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста)

  • ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЗМА И ГОРДОСТИ ЗА СВОЕ ОТЕЧЕСТВО
  • РОЛЬ РОДИНЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО ЗА НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
  • ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?

1. Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?
2. Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий? 
3. Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?

Домашнее задание: тезисно найти и выписать из текста примеры-иллюстрации, через которые отражается проблема текста. Выписать их и прокомментировать.

Высказать свою позицию по данной проблеме, подобрать пример из художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ-урок. Подготовка к сочинению в формате с

Материал для анализа текста. С помощью предложенных упражнений учащиеся смогут подготовиться к экзамену по русскому языку...

Конспект урока русского языка в 11 классе на тему: "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ".

В конспекте урока представлена схема работы над сочинением в формате ЕГЭ, что позволяет закрепить навык написания сочинения учащимися 11 класса....

Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).Конспект урок...

Урок Победы (подготовка к сочинению в формате ЕГЭ)

Данная разработка посвящена подготовке к сочинению в формате ЕГЭ. Урок строится на материале о женщинах - участницах Великой Отечественной войны....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ"

Методическую разработку можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях. Помогает подготовить учащихся к 27 заданию ЕГЭ....