Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 11 классе на тему: "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ".
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    В конспекте урока представлена схема работы над сочинением в формате ЕГЭ, что позволяет закрепить навык написания сочинения учащимися 11 класса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ».

    Обучающая: отработать навыки выполнения 3-ей части теста (задание С) в формате единого государственного экзамена, учить работе с текстом, предотвратить типичные недостатки в работе учащихся при написании сочинения.

    Развивающая: развивать умение логично, грамотно излагать мысль, работать в коллективе.

    Воспитательная:  воспитывать любовь к родному языку, способствовать духовному становлению личности.

    Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного

    Оборудование:

    • компьютер, проектор, экран
    • раздаточный материал (исходные тексты)
    • доска

    Используемые  образовательные технологии:

    • развитие критического  мышления
    • кейс-технология (технология активного обучения на основе реальных ситуаций)
    • ИКТ

    Планируемые результаты:

    Познавательные: формирование умения осуществлять анализ, сравнение, строить высказывание в устной форме, добывать новые знания;

     Регулятивные: ставить учебные задачи и цели, планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения оценивать результат своей деятельности;

    Личностные: формировать положительного отношения к учебной  деятельности, способности к самооценке.

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение, адекватно понимать и воспринимать мнение оппонента.

    Структура урока:

    1. Этап мотивации и погружения в совместную деятельность

    2. Этап организации совместной деятельности в парах.

    3. Операционально-познавательный этап

    4. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

    Ход урока.

    1. Работа  в парах  с содержанием текста по вопросам (см. ниже) с последующим обсуждением..

    (1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (3)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (6)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён – всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность… (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне.

    (11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами.

    (14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл ХII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут.

    (22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества. (По С. Покровскому*)

    • Какие проблемы подняты в тексте? (проблема головокружения от успехов, проблема отчаяния, проблема долга, проблема стойкости и мужества, проблема военной мудрости, проблема национального духа)
    • Какую проблему предпочтительнее выбрать с точки зрения комментария?

    проблема головокружения от успехов

    проблема отчаяния

    проблема долга

    проблема стойкости и мужества

     проблема военной мудрости

     проблема национального духа

    Сформулируйте позиции по этим проблемам.

    Какую проблему предпочтительнее выбрать с точки зрения аргументации?

    Приведите аргументы.

    1. Работа с  содержанием текста в парах (вопросы для работы в парах см. выше).

    Два камня

     (1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

    (3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.

     (9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.

    (12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.

    (13)Старый Камень был удивлён.

    (14)− Извините, я вас впервые вижу.

    (15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

     (18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.

    (19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

    (21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

    (22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.

    (24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался

    в море.

     (25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся

    Камень сказал:

    (27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?

     (29)Где же правда? (30)Где справедливость?

     (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

     (По Ф. Д. Кривину*)

    *Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.

    Проблемы:

    проблема тщеславия

    проблема трусости

    проблема самореализации в жизни

    1. Домашнее задание: сочинение по тексту Ф.Кривина.
    2. Анализ и рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"

    Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....

    Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку

    Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...

    Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"

    Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

    Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

    Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

    Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...