ЕГЭ-урок. Подготовка к сочинению в формате с
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Материал для анализа текста. С помощью предложенных упражнений учащиеся смогут подготовиться к экзамену по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon egeurok.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ-УРОК

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЕЮ В ФОРМАТЕ С

Задание1.. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

(1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи.(2)Захожу в мастерскую. (3) У прилавка – мужчина лет шестидесяти.

- (4) Я – Кеннет Бауэрс, - представился он и включил станок.

(5)Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.

-(6)Ты его знаешь – кто это? – спросил мистер Бауэрс. – (7)Мой дедушка – Альберт Эйнштейн!

(8)Я выразил изумление.

- (9)Вы – еврей? – говорю.

(10)Надо же было что-то сказать.

(11)- Я – американец, - ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

(12)Затем указал на старинную фотографию. (13)Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.

(14)- Ты знаешь, кто это? – спросил мистер Бауэрс. – (15)Великий ирландский писатель Джойс… (16)Мой дядя!

 (17)- Значит, вы – ирландец? – сказал я.

(18)Надо же было что-то сказать.

(19)- Я – американец, - ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, - теперь взгляни сюда.

(20)Он показал мне цветной фотоснимок. (21)Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга.

(22)- Узнаешь? (23) Это великий боксер Мохаммед Али. (24)Мой племянник…

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

(2?)Взгляд его был насмешлив и проницателен.

(28)- Значит, вы – мусульманин? – сказал я.

(29)Надо же было что-то сказать.

(30)- Я – американец, - ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

(31)- Эти люди – ваши родственники?

(32)- Да, - сказал он.

- (33)Все эти люди – родственники?

- (34)Безусловно, - сказал он.

- (35)Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

-(38) Ты абсолютно прав, - сказал мистер Бауэрс, - ты умнее, чем я думал.(39)Он закончил работу и протянул мне ключи.

(40)Я поблагодарил и расплатился.

(41)Мистер Бауэрс с достоинством кивнул.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

- (43)Все люди мира – родственники? (44) Братья?

- (45)Вне малейшего сомнения, - ответил Кеннет Бауэрс и добавил: - (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

(По  С. Довлатову)

 

1.Какие проблемы НЕ поднимаются автором текста?

  1. Проблема единства народов и культур.
  2. Проблема адаптации иностранцев в Америке.
  3. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного наследия.

2. Объясните роль повторов в данном фрагменте.

- (31)Эти люди – ваши родственники?

- (32)Да,- сказал он.

- (33)Все эти люди – родственники?

- (34)Безусловно, - сказал он.

- (35)Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

- (38)Ты абсолютно прав, - сказал мистер Бауэрс…

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3.Вычеркните из предложенных характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1) острая              3) животрепещущая        5) актуальная

2) важная             4) спорная                        6) серьезная

4.Найдите 5 орфографических и 1 пунктуационную ошибку в комментарии к основной проблеме текста.

        Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. Сегоднешний мир буквально раздерают межнациональные распри: не один выпуск новостей ни обходится без сообщений о кровавых стычках и войнах на национальной, религиозной, и рассовой почве.

5.Прокомментируйте следующую ситуацию:

(25)Признаться, я несколько оробел. (26) Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

6. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Кеннет Бауэрс, говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.    

1) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2) Л.Н. Толстой «Война и мир»

3) М. Горький «На дне»

4) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5) М.А. Шолохов «Тихий Дон»

7. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт (см. предыдущее задание).      

8. В художественном тексте автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д. Напишите, как С. Довлатов выражает свое отношение к изображаемому.

  • Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет Бауэрс очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает их своими родственниками, и ряд однородных членов предложения («мой дедушка», «мой дядя», «мой племянник») позволяет в этом убедиться. Автора просто поразила жизненная позиция старого мастера, и свои растерянность и удивление С. Довлатов передал с помощью лексических повторов (8, 18, 29 предложения) и гиперболы (35-37 предложения).

  • Объясните смысл финального предложения.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

- (43)Все люди мира – родственники? (44)Братья?

- (45) Вне малейшего сомнения, - ответил Кеннет Бауэрс и добавил: - (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

  • Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.
  1. Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.
  2. Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
  3. Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.
  4. Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес свою фотографию.
  5. В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.

Задание 2. Прочитайте текст Д. Гранина, ответьте на вопросы.

        Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием «принципиальность». Вместо человека чести – человек принципов…

        Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

        Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П.Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признает это. «Я поздравил сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почетного академика». А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

        Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли что еще. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Д. Гранин

1. Какова тема текста?

____________________________________________________________

2. Какие основные проблемы текста можно обозначить?

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (подчеркните необходимое):

  • нравственная;
  • экологическая;
  • социальная;
  • психологическая;
  • философская;
  • социально-психологическая;
  • социально-философская;
  • социально-значимая;
  • социально-нравственная

4. Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?

Задание 3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы.

        «Понятие чести нынче неприменимо, несовременно, оно устарело. Вместо него вводится другое понятие – «принципиальность»! Что означает честь для каждого из нас?» - вот вопрос, над которым задумывается автор статьи Д. Гранин.

        Проблему чести, поднятую в тексте, можно назвать важной и значимой для многих из нас, и особенно в настоящее время. Молодое поколение, к сожалению, не имеет сформировавшегося представления об этой нравственной категории. Мы живем в мире по законам «осязаемого» благополучия, материальных, а не духовных ценностей. Другими словами, в мире «бесчестном». С этой позиции проблему, заявленную автором данного текста можно назвать социально-нравственной: от того, как многие из нас выстроят свое представление о чести, зависит будущее государства в целом.

        Автор стремится донести до читателя мысль о том, что для чести – «не те условия». Он вспоминает, что в середине 19 века, например, честь дамы и собственное доброе имя защищали на дуэлях. Д. Гранин акцентирует внимание читателя: «Честь нужно беречь».

        Я не могу не согласиться с мнением автора, призывающего открыть для себя такое понятие, как «честь», и жить по ее законам. На мой взгляд, понятие чести не просто уместно, а необходимо в современном мире. Ведь людям должно быть важно, что о них подумают другие и как отреагируют на совершенные ими поступки.

        В русской литературе к проблеме чести и достоинства обращались многие поэты и писатели: Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Так, например, в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин создает образ Петра Гринева, который, несмотря на все ошибки, совершенные им на жизненном пути, выполняет завет своего отца: становится солдатом, а не «шаматоном», бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда ему грозит смерть. Герой никогда не изменяет ни Отечеству, ни семье, ни своей возлюбленной. Гринева по праву можно назвать человеком чести..

        Кроме того, в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» проблема чести и достоинства звучит не менее пронзительно. Григорий Александрович Печорин вступается за честь Мери и наказывает «презрительным словом» поручика Грушницкого, проявившего неуважение по отношению к девушке. При этом герой понимает, что рискует своей жизнью, ведь Грушницкий публичного позора перенести не сможет и решится на отмщение. Но честь офицера, мужская честь – одно из нравственных, главных качеств Григория Печорина, и мы уважаем его за это.

        Итак, прочитав текст Д.Гранина, я пришла к выводу, что тем, кто не знаком с понятием чести, нужно задуматься над этим вопросом. А тем, кто знает, что такое истинное благородство души, нужно научиться его беречь

1.Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение и вынесите на поля символ Т.)

  1. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? (Выделите конструкцию, вынесите символ ПТ.)
  2. Какова, согласно работе ученика, основная идея текста Д. Гранина?
  3. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором? (Выделите эти конструкции, вынесите символ КП.)
  4. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора, рассуждающего о чести? (Выделите эти конструкции, вынесите на поля символ ПА.)
  5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора? (Выделите эти конструкции, вынесите на поля символ СМ.)
  6. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы Д1, А1, Ил.1; Д2, А2, Ил.2)
  7. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение? (Выделите конструкцию-вывод и вынесите на поля символ В.)

Условные обозначения:

Т – тема текста;

Т – проблема текста;

КП – комментарий проблемы

ПА - позиция автора

СМ – собственное мнение по проблеме

Д1, А1, Ил. 1; Д2, А2, Ил.2 – структура доказательства (Д1, Д2):

собственно аргументы (А1, А2); иллюстрации к аргументу (Ил. 1,

Ил. 2);

В – вывод в сочинении ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе на тему: "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ".

В конспекте урока представлена схема работы над сочинением в формате ЕГЭ, что позволяет закрепить навык написания сочинения учащимися 11 класса....

Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).Конспект урок...

Урок Победы (подготовка к сочинению в формате ЕГЭ)

Данная разработка посвящена подготовке к сочинению в формате ЕГЭ. Урок строится на материале о женщинах - участницах Великой Отечественной войны....

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ"

Методическую разработку можно использовать на уроках русского языка и факультативных занятиях. Помогает подготовить учащихся к 27 заданию ЕГЭ....

план урока Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ

Данный конспект составлен по технологии критериального оценивания.Разработка урока может помочь начать готовить выпускников к сочинению в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку.На вводном уроке след...