Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. УМК Бабайцева
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Патрушева Мария Андреевна

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Прибайкальский район

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

«Рассмотрено»

« Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

Зам. директора по УВР

Директор гимназии:

______/ Кудряшова Е.В./

________/ Лошицер Т.И./

______/ Воробьѐва И.Н./

Протокол № ____

Приказ №

от _________20___ г.

от _________20___ г.

от _________20___ г.

Рабочая программа

по русскому языку

для учащихся: 9 класса

учитель: Патрушева М.А.

учебный год:

количество часов:  102

                      с. Турунтаево

  1.  г.

  1. Пояснительная записка

    Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов.    Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией В. В. Бабайцевой (Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / под ред. В. В. Бабайцевой. –  М.: Дрофа, 2017 г.). Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебного комплекса:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык: Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2017 г.
2. Русский язык: Практика. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений /под ред. Под редакцией Пичугова Ю.С.  – М.: Дрофа, 2017 г.
3. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017 г.

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004).

- Примерной учебной  программы основного общего образования по русскому языку, авторской Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5 – 9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив: А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).

- Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент).

- Базисный учебный план.

- Образовательная программа школы и Учебный план МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

    На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • Овладение основными нормами русского литературного языка; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • Освоение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

     Предмет русский язык в 9 классе реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета  102 часа за один год обучения  в 9 классе, в неделю – 3 часа.

  1. Планируемые  результаты освоения учебного предмета  «Русский язык»

            Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

         Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

 • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

 • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение различными видами монолога и диалога;  

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находил» грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

            Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

 • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.            

          Коммуникативные универсальные учебные действия 

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

 • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

 • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

              Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность

 • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Данная программа предусматривает реализацию междисциплинарных программ. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются следующие результаты:

              Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Выпускник научится:

 • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

            Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

 • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

             Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

 — определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; — различать темы и подтемы специального текста;

 — выделять не только главную, но и избыточную информацию;

 — прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

 — формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

           Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

 — выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

             Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

 • находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются;

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.  

  1. Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке (2 ч).

 Основные формы существования национального русского языка.

Понятие о литературном языке.

Повторение изученного в 5-8 классах (7ч +4ч р/р)

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

Сложное предложение.     (3ч)  Основные виды сложных предложений.

Сложносочинённые предложения. (10ч+2ч р/р)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II.        Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные
предложения.

  1. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчинённые предложения (25ч+11ч р/р)

I.        Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II.        Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и
простые   с   обособленными   второстепенными   членами   как   синтаксические синонимы.

III.        Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

  1.  Деловые документы (автобиография, заявление).

Сложные бессоюзные предложения (12ч+3ч р/р)


I. Бессоюзное   сложное    предложение   и   его   особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного  предложения.   Разделительные  знаки   препинания  в  бессоюзном сложном предложении.

II. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

III.        Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться   синонимическими   союзными   и  бессоюзными   сложными
предложениями.

  1. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (6 ч + 2ч р/р)

I.        Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II.        Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с
различными видами связи.

III.        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Предложения с чужой речью (5ч+2ч р/р)

I.Способы передачи чужой речи.

II. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.  

III. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (6ч)

                                           

                                                                      Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Количество контрольных работ

Контрольные работы

Развитие речи

1

Введение

2

2

Повторение изученного в 8 классе

11

1

4

3

Синтаксис сложного предложения

3

2

4

Сложносочиненные предложения

12

1

2

5

Сложноподчиненные предложения

38

2

11

6

Сложные бессоюзные предложения

15

1

3

7

Сложные предложения с разными видами связи

7

2

8

Предложения с чужой речью

6

2

9

Общие сведения о языке

6

1

Итого:

102

6

26

IV.   Календарно-тематическое планирование

урока

         

Название разделов и тем уроков

Кол-во

часов

                  Из них

      к/р

     р/р

        Введение    

2

1

Вводный урок.

Международное значение русского языка.

1

2

Понятие о литературном языке

   1

     Повторение изученного в 8 классе

11

1

4

3

Урок – практикум. Повторение сведений о словосочетании и предложении

1

4

Повторение  способов подчинительной связи

1

5

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

1

6

Р/р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

7

Р/р. Стили речи

1

8

Предложения с обособленными членами.

1

9

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

1

10

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

11

Анализ контрольного диктанта.

1

12

Р/р. Язык и речь. Диалог с текстом. Текст и слово.

1

13

Р/р. Способы сжатия текста. Обучающее изложение.

1

Синтаксис сложного предложения

3

2

14

Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

1

15

Р/р. Текст.

1

16

Р/р. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу.

1

Сложносочинённые предложения

12

1

2

17-18

Сложносочинённое предложение. Союзы и значения сложносочинённых предложений.

2

19-20

Р/р. Подробное изложение с элементами сочинения.

2

21-22

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

2

23-24

Комплексный анализ текста. НРК

2

25-26

Повторим орфографию.

2

27

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

28

Анализ контрольного диктанта

1

Сложноподчинённые предложения

38

2

11

29

Сложноподчинённое предложение. Строение сложноподчинённых предложений.

1

30

Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях.

1

31

Сложноподчинённое предложение. Роль указательных слов в подчинении предложений.

1

32

Сложноподчинённое предложение. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

1

33

Р/р. Стили речи (обобщение изученного). Аннотация.

1

34-35

Р/р. Сжатое изложение . НРК

2

36

Анализ письменных работ.

1

37

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

1

38-39

Р/р. Портретный очерк. НРК

2

40

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1

41

Сложноподчинённое предложение с придаточным сказуемным и подлежащным.

1

42

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1

43-44

Р/р. Контрольное сочинение.

2

45

Анализ письменных работ.

1

46

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1

47

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

48-49

Р/р. Сжатое изложение.

2

50

Повторим орфографию.

1

51-52

Р/р. Сочинение-рассуждение.

2

53

Придаточные предложения образа действия и степени.

1

54

Придаточные предложения места.

1

55

Придаточные предложения времени.

1

56

Придаточные предложения условные, причины и цели.

1

57

Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия.

1

58-59

Комплексный анализ текста.

2

60

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».

1

61

Анализ письменных работ.

1

62-63

Повторим орфографию.

2

64-65

Р/р. Сочинение по прочитанному тексту.

2

66

Анализ письменных работ.

1

Сложные бессоюзные предложения

15

1

3

67

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Значения сложных бессоюзных предложений.

1

68

Запятая в простом и сложном предложениях (повторение).

1

69

Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

70-71

Р/р. Сжатое изложение.

2

72

Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

73

Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1

74

Бессоюзные сложные предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

75

Бессоюзные сложные предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении.

1

76

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

1

77

Анализ контрольного диктанта.

1

78

Р/р. Стили речи (обобщение и углубление изученного).

1

79

Р/р. Разговорный стиль. НРК

1

80-81

Повторим орфографию.

2

Сложные предложения с разными видами связи

7

2

82

Сложные предложения с разными видами связи.

1

83

Сложные предложения с разными видами связи.

1

84

Сложные предложения с разными видами связи.

1

85

Сложные предложения с разными видами связи.

1

86

Сложные предложения с разными видами связи.

1

87-88

Р/р. Сжатое изложение.

2

Предложения с чужой речью

6

2

89

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью.

1

90

Предложения с косвенной речью.

1

91

Цитаты и способы цитирования.

1

92

Цитаты и способы цитирования.

1

93

Р/р. Сочинение по прочитанному тексту.

1

94

Анализ письменных работ.

1

Общие сведения о языке

8

1

95

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Русский язык в современном мире.

1

96

Стили речи (обобщение изученного). Научный и официально-деловой стили.

1

97

Стили речи (обобщение изученного). Публицистический и художественный стили.

1

98

Систематизация знаний по фонетике и морфемике.

1

99

Систематизация знаний по морфологии.

1

100

Контрольная работа (урок-зачёт).

1

101

Подготовка к ОГЭ

1

102

Подготовка к ОГЭ

1

Итого

102

6

26

  Приложения

        Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Тип урока: Повторение изученного: подготовка к ГИА.

Цели урока:

1.        Образовательные: Повторение сведений о словосочетании, полученных учащимися  в предшествующие годы обучения: строение словосочетания, виды  и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2.        Развивающие: выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ГИА.

3.        Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы урока (запись в тетради). Постановка целей урока учителем, формулирование задач учащимися.
  • Проверка теоретических знаний о словосочетании.

Продолжите предложения…

Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).

Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).

Между словами в словосочетании есть …  (грамматическая и смысловая связь).

Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).

Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).

Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).

Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).

Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.

У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?

  • Самостоятельная работа.

1 вариант

Выпишите словосочетания  со связью управление.

2 вариант

Выпишите словосочетания со связью согласование.

3 вариант

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд,  досрочно закончить,  высокая цель.

  • Самопроверка

Согласование: большое желание, успешная сдача, отличные успехи, успешный труд, высокая цель

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь.

  • Критерии оценки

«5» - без ошибки

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

  • Запишите все словосочетания из данных предложений в правый столбик таблицы в соответствии со видом подчинительной связи.

  1. Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.

1. ранняя весна

1. словосочетание с подчинительной связью согласование

2.жёлтой водой

3. зазеленели на сирени

2. словосочетание с подчинительной связью управление

4.отблескивала водой

5.  недавно прошёл

3. словосочетание с подчинительной связью примыкание

6. широко отблескивала

7.зазеленели уже

8. зазеленели почки

4. грамматическая основа

9. прошёл лёд

10. весна была

11. река отблескивала

  • Работа над вариантом В2 ОГЭ.

  • Найдите в предложениях синонимичные словосочетания. Выпишите их, определите способ связи в словосочетаниях.

В магазине я купил диск для компьютера.  Свой компьютерный диск я отдал товарищу.

(диск для компьютера  - компьютерный диск)

  • Что общего между словосочетаниями-синонимами?

(Главное слово, общее грамматическое значение).

  • Подберите синонимичные словосочетания.
  1. Лесной запах – запах леса

Бронзовая статуя – статуя из бронзы

Мраморный памятник – памятник из мрамора

Горный воздух – воздух гор

Солнечный город – город солнца

  1. Костюм для тренировки – тренировочный костюм

Парк при море – приморский парк

Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница

Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка

Ветер с севера – северный ветер

  1. Держаться с достоинством – держаться достойно

Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно

  • Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

 Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.

  • Взаимопроверка

Управление: дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни

Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно приходить, беззвучно колеблясь

Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку, солнечные лучи,  собачий лай

(см. критерии оценки)

  • Выполните задания В2, ГИА

1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • Самопроверка

1) речушка без имени

2) спросил усмехаясь

3 )не вспоминали тоскливо

4 )воображение детей

5) сердца женщин

6) железные листы

7) ночей без сна

8) вдохновение автора

9) жизненный субстрат

10 )коллектив строителей

  • Критерии оценки

«5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 5-7 баллов

«2» - 0-4 балла

  • Дополнительные задания для сильных учащихся

1.Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ (предло-жение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ (предложение 4), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (предложение 7), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • Самопроверка

1)блокнот писателя

2)собраний родителей

3)артиллерия врага

4)говорили восторженно

5)лачуг рыбаков

  • Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами.

Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.

1.Забежал однажды – примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Забежал в «домик няни» – управление.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.

  • Рефлексия

Самоанализ работы на уроке

Кто хорошо знает материал и мог бы помочь товарищам?

Кто знает, над чем ему нужно поработать?

Кто плохо понял эту тему и нуждается в помощи?

  • Домашнее задание

Из упр. 12 выписать по 3 примера словосочетаний с разными видами подчинительной связи.

Приложение 1

Таблица на каждой парте:

Урок 6 Тема: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. МОНОЛОГ И ДИАЛОГ

Цели урока: 1) познакомить учащихся с признаками устной и письменной речи, видами речи по смене говорящего — слушающего, условиями, в которых протекает диалогическая и монологическая речь; 2) научить давать сравнительную характеристику устной и письменной речи, разграничивать форму и вид речи; 3) повторить постановку знаков препинания при диалоге.

I. Опрос.

II. Устная работа

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на признаки устной и письменной речи. Письменная форма речи — речь, зафиксированная на письме. Устная форма речи — речь звучащая. Письменная речь характеризуется более строгим соблюдением литературной нормы. Устная речь более свободна по отношению к литературной норме. Не следует отождествлять письменную речь с книжным стилем, а устную — с разговорным. Книжный стиль не всегда воплощается в письменной речи (например, ораторская речь), а разговорный — в устной речи (например, диалогическая речь в художественном произведении).

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (преимущественно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование внеречевых средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы), свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развёрнутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.

III. Тренировочные упражнения.

1. Выборочная работа.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на текст 2, фрагмент из интервью, напечатанного в газете. Учитель проводит словарно-синтаксическую работу, приводит выдержки из «Словаря иностранных слова (англ. Interview):

1) предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по актуальным вопросам;

2) в социологических и других социальных исследованиях — беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.

Со словом аксиома девятиклассники знакомятся в Толковом словаре учебника на с. 200.

Даётся фонетико-орфографическая характеристика слов Интернет, инфросфера, интервью, составляются с ними словосочетания, предложения.

3. Упр. 9, 10 на с. 9 выполняются устно, учащиеся находят в ответе одноклассника лишние слова, анализируют его устный ответ, делают вывод, почему лишние слова мешают слушателям воспринимать речь говорящего, читают вслух упр. 9, сохраняя найденные говорящим слова и опуская лишние слова и выражения.

4. В упр. 12 учащиеся составляют на основе текста краткую (из 5—7 пунктов) памятку о том, как писать письма.

Рекомендации учителю: необходимо познакомить учащихся с эпистолярным жанром и его этикетными особенностями, выяснить, в чём разница между деловым и не официальным письмом. Как правило, письмо включает три части: 1) зачин; 2) информационную часть; 3) концовку. Письмо начинается приветствием к адресату. Форму обращения определяют отношения между людьми, состоящими в переписке. После приветствия и обращения следует текст письма, в котором может содержаться сообщение, пожелание, благодарность, извинения, жалоба, просьба, приглашение. В конце письма обычно помещают слова прощания и уверения в уважении, дружбе и любви. Информацию, которую вы забыли написать в письме, можно поместить под знаком PS (post-scriptum), что значит «после написанного».

В слабом классе можно познакомить учеников с таблицей «Структура писем и речевые формулы, используемые в них» (с. 11).

Таблица проецируется на доску.

Таблица 1

Основные части

письма

Содержание

Речевые формулы

Зачин

Информационная

часть

Концовка

1. Место и дата написания.

2. Приветствие.

3. Обращение

Основная

информация, которую

 нужно изложить

1. Итоговые фразы: просьба

писать; предположение, что

переписка будет регулярной; приветы; слова благодарности и

прощания; уверения в

уважении,  дружбе, любви.

2. Подпись.

3. PS

Здравствуйте! Добрый день!

Шлю тебе привет! Приветствую тебя!

Дорогой (милый, любимый, родной мой).

 Имя и все его формы. Друг, мамочка и др.

Хочется сообщить... Я хотел бы рассказать...

Вот некоторые новости...

Нет ничего нового... Ты спрашиваешь,

 что у нас нового...

С (глубоким, искренним) уважением...

Уважающий Вас...

Ваш(а, и)...

Всегда Ваш(а, и)...

Любящий тебя...

До свидания!

До скорого свидания!

Всего хорошего!

    Для того чтобы письмо дошло до адресата, очень важно адрес на конверте написать правильно.

Пример памятки «Как правильно оформить адрес»

1. Фамилия, имя, отчество адресата.

2. Улица (площадь, проспект, переулок).

3. Дом №, корпус №, квартира №.

4. Город или другой населённый пункт.

5. Область, район.

6. Индекс почтовый.

Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже,

а адресанта — в родительном падеже.

Если письмо адресовано семье, то фамилия ставится во множественном числе.

Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.

Пример оформления конверта

Адрес отправителя

Андреев Николай Борисович,

ул. Энгельса, д. 130, кв. 52,

г. Челябинск,

454080.

Адрес получателя

Петрова Татьяна Фёдоровна,

пер. Школьный, д. 5, кв. 4,

с. Кундравы, Чебаркульский р-н,

Челябинская обл.,

456410.

Пример памятки «Как писать письма»

1. Обязательно указывайте дату и место написания письма.

2. Письмо должно быть вежливым.

3. Избегайте употребления грубых и бранных слов, кличек.

4. Следите за тем, чтобы буквы были чёткие.

5. Не употребляйте оборотов: Жду ответа, как соловей лета; Лети с приветом, вернись с

ответом.

6. Придерживайтесь основных частей письма: зачина, информационной части, концовки.

IV. Контроль за пониманием темы.

Учащиеся выполняют упр. 13 или 14 на с. 10 (по выбору). В упр. 13 надо запомнить стихотворные строки В. С. Шефнера о словах, о речи, обращая внимание на знаки препинания, закрыть учебник и записать текст по памяти.

Проверяется диктант по тексту учебника.

В упр. 14 ученики записывают, как понимают строки В. С. Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести —

и свои рассуждения подкрепляют примерами.

V. Обобщение проводится по вопросам:

— Что объединяет устную и письменную речь?

— Чем они различаются?

— Каковы признаки устной и письменной речи?

— По какому основанию выделяются виды речи?

— Как ставить знаки препинания при диалоге?

VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 8 (для более подготовленных);

б) упр. 11 (для недостаточно подготовленных).

Урок 7. Стили языка (§ 3) (Р)

Цели урока: 1) повторить и углубить сведения о стилях языка, дать понятие стилистической нормы; 2) закрепить умение делать комплексный анализ текста; 3) совершенствовать умение отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи.

I. Проверка домашнего задания.

Одна группа учащихся читает сообщения на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», другая группа рассказывает об оттенках значения слова письмо в русском, английском и немецком языках, в каком значении употребляется слово письмо и словосочетание письменная речь в русском языке.

II. Вводная беседа о стилях языка.

— По каким вопросам к тексту мы определяем стиль речи? (Где? С кем? Зачем?)

— Какие стили противопоставлены друг другу? (Книжный и разговорный.)

В ходе беседы заполняется схема «Стили литературного языка» (упр. 16 на с. 12). Учащиеся читают и анализируют материал для наблюдений на с. 12, записывают названия известных им стилей, читают теоретический материал на с. 13.

В слабом классе можно предложить таблицу «Стили литературного языка» (с. 15—16).

III. Закрепление темы.

1. В упр. 17 учащиеся анализируют отрывок из рассказа А. И. Куприна «Вечерний гость», характеризуют стиль данного фрагмента, в случае затруднения обращаются к таблицам 1, 2, находят слова и предложения, в которых ярко, образно передаются чувства героя.

2. В упр. 18 девятиклассники находят средства художественной речи, которые использует поэт А. Я. Марков в стихотворении.

3. На с. 14 анализируют материал, сравнивая два высказывания, определяют стили высказываний.

4. В упр. 20 учащиеся указывают синтаксические конструкции, характерные для научного стиля речи.

5. В упр. 24 учащиеся анализируют языковые средства в тексте Русский язык» из книги Д. С. Лихачёва «Заметки и наблюдения» (1989), определяют стиль каждой части.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на правописание слов совершенный, совершеннейший, тысячелетие, определить лексическое значение словациническую по толковому словарю в учебнике на с. 201.

Таблица 2

Признаки

Разговорный

Официально-деловой

Научный

Публицисти-ческий

Художественный

Использова-

ние

Обыденная речь

Переписка

учреждений с гражданами, друг с другом и др.

Научные труды, исследовательс-

кая работа

Агитацион

но-массовая

 работа

Словесно-

художественное

творчество

Цель

Общение,

обмен

впечатлениями, мыслями

Информация

Сообщение о

научных

результатах,

их объяснение

Воздействие на слушателей и читателей

Воздействие на

слушателей и

читателей с помощью созданных образов

Форма

 реализации

стиля

Диалог

Монолог

Монолог

Монолог (устный и письменный)

Драма, поэзия, проза

Таблица 3

Формы

речи

Стили языка

Письменная

Устная

Научный

Научный труд, аннотация

реферата, сообщение,

справочник

Выступление, доклад,

сообщение на конференции,

на уроке

Публицистический

Передовая статья газеты, очерк, памфлет, фельетон, интервью, репортаж,

рецензия, воззвание

Публичное выступление на

собрании, по радио, телевидению

Художественный

Поэтическое, прозаическое

произведение (роман, рассказ,

басня)

Фольклор — сказка, былина

Разговорный

Письмо, записка, дружеское

послание

Бытовой диалог

Официально-

деловой

Нота, постановление, резолюция, обращение, заявление,

докладная, протокол,

автобиография

Устное изложение документов

на собрании, по радио,

телевидению

6. На с. 16 девятиклассники анализируют материал со звёздочкой, находят жаргонизмы, определяют их значения, устно выполняют упр. 25 на с. 17.

IV. Контроль за пониманием темы.

Тестовые задания

1. Укажите стиль по перечисленным ниже особенностям.

а) публицистический б) научный

в) художественный г) официально-деловой

Наиболее общими особенностями лексики этого стиля являются употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

Ответ: а.

2. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.

а) интервью г) репортаж

б) устное выступление д) очерк

в) юмористический рассказ е) повесть

Ответ: в, е.

3. Определите, в какую группу наряду с официально-деловой лексикой попали слова из других пластов речи.

а) вышестоящие лица, лесной массив, избрать место жительства, в назидание людям, похлопотать о заложении в опекунский совет

б) в масштабе района, белый сарафан, с персональным визитом, гуляла вольной птицей, предпринял под предлогом

в) взят на контроль, окончательное решение, в интересах дела, уполномочен заявить, находиться под следствием г) разъяснить суть вопроса, осветить положение дел, ука зать на недочёты, поощрить, повестка дня

Ответ: б.

4. Укажите, какие из названных черт публицистического стиля являются лишними.

а) лаконичность изложения при информативной насыщенности

б) доходчивость изложения

в) эмоциональность, обобщённость

г) экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания

Ответ: г.

♦ Задание творчёского характера по упр. 22 на с. 15. Учащиеся описывают камень или какой-либо другой предмет, который им нравится. Определяют прежде всего, о каком именно предмете будут писать и в каком стиле.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 23 на с. 15;

б) вторая группа учащихся приводит один-два примера текстов, подтверждающих мысль В. Г. Костомарова в книге «Языковой вкус эпохи» о «размытости границ» между стилями текста;

в) третья группа учащихся выполняет упр. 27 на с. 17, находя и записывая более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Подборка контрольных диктантов для 9 класса.

Работа №1.

Вид работы: диктант с грамматическим заданием.

Рекомендуемые сроки проведения: вторая неделя сентября.

                      Цель: проверка уровня знаний учащихся за курс 8 класса.

                      Вопросы , подлежащие проверке:

1. Умение находить в тексте простые и сложные предложения.

2. Синтаксический разбор предложения.

3. Соблюдение  единого  орфографического  и пунктуационного режима.                              

 4. Общая грамотность, каллиграфия.

5. Словообразовательный разбор слов.

6. Фонетический разбор слов.

       

Диктант

Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.

          Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.

   В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси,  ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем.                                                                       ( По Ю.Казакову)

Грамматическое задание:

1) Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант - Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.

II вариант - Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей.

                2) Словообразовательный разбор слов:

                I вариант -  еловым, прошел.

II вариант - навстречу, малинник.

3) Фонетический разбор слов:

I вариант -  разорив.

II вариант - еловым.

Работа №2.

Вид работы: диктант с грамматическим заданием.

Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 1 четверти.

                      Цель: проверка уровня знаний учащихся на конец 1 четверти.

                      Вопросы , подлежащие проверке:

1.Синтаксический разбор сложносочиненного и  сложноподчиненного предложений.

2.Составление схем сложных предложений.

3.Морфемный разбор слов.

4.Определение подчинительной связи в словосочетаниях.

5. Соблюдение  единого  орфографического  и пунктуационного режима.                                               6. Общая грамотность, каллиграфия.

Малиновые горы.

Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растёт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.

С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаёт картине совершенно особенный  характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озёра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие  в степь реки.

Вообще цепь горных озёр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.

Грамматическое задание:

1) I вариант - Найдите сложносочинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.

 II вариант - Найдите сложноподчинённое предложение, произведите его синтаксический разбор, составьте схему.

2) Морфемный разбор  слов:

 I  вариант - рассказывают, разорванной, восточного.

 II вариант - составлять, неистощимым, громадный.

 3) Определите тип подчинительной связи в словосочетании:

I  вариант –Малиновые горы.

II вариант – живой силы.

Работа №3.

Вид работы: диктант с грамматическим заданием.

Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 2 четверти.

                      Цель: проверка уровня знаний учащихся.

                      Вопросы , подлежащие проверке:

1)Синтаксический разбор сложносочиненного и

сложноподчиненного предложений.

2)Определение вида придаточных предложений.

3)Составление схем сложных предложений.

4)Различие союзов и союзных слов.

5)Морфемный разбор слов.

                      6)Морфологический разбор слов.

7)Соблюдение  единого  орфографического  и пунктуационного режима.                                                8) Общая грамотность, каллиграфия.

Скрипучие половицы.

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом.  Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора - скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр  перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке.        

 ( По К.Паустовскому.)

Грамматическое задание:

  1. Определите вид придаточных предложений:

I вариант – в 3 абзаце.

II вариант - в 4 абзаце.

  1. Морфемный разбор  слов:

I  вариант -проиграть, пробирался, постучавшего.

II вариант - переступить, напоминали, с обвалившейся.

3)Морфологический разбор слов:

I  вариант – проснувшись;

 II вариант – потрескивая.

Работа №4.

Вид работы: диктант с грамматическим заданием.

Рекомендуемые сроки проведения: по итогам 3 четверти.

                      Цель: проверка уровня знаний учащихся.

                      Вопросы , подлежащие проверке:

1.Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи.

2.Морфемный разбор  слов

3.Морфологический разбор  слов

4.Соблюдение  единого  орфографического  и пунктуационного режима.        

 5.Общая грамотность, каллиграфия.

Журчеёк.

      Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору  спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

     Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом

– ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышатся и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

    Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк.    

( По П. Дудочкину.)                                                                                                

Грамматическое задание:

1)I вариант – Синтаксический разбор  1 предложения.

II вариант - Синтаксический разбор  2 предложения

2)Морфемный разбор  слов:

I  вариант – услышите, неповторимом.

II вариант -  затихает, жизнерадостные.

3) Морфологический разбор  слов: I  вариант -такое. II вариант - него.

Работа №5.

Вид работы: диктант с грамматическим заданием.

Рекомендуемые сроки проведения: по итогам года.

                      Цель: итоговая  контрольная проверка уровня знаний учащихся.

                      Вопросы , подлежащие проверке:

1.Предложения сложной синтаксической конструкции с сочинительной и подчинительной связью. Знаки препинания в нем.

2. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

3. Виды подчинения в  сложном предложении.

4. Словообразовательный разбор слов.

5. Типы связи слов в  словосочетании.

6.Соблюдение  единого  орфографического  и пунктуационного режима.                                                7. Общая грамотность, каллиграфия.

Утро в степи.

        Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

                                                                      ( По П. Дудочкину.)

Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант –   «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

 II вариант -   «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

  1. Словообразовательный разбор  слов:

I  вариант – высоко, бледнея.

 II вариант - радостно, переливаясь.

  1. Определение типа связи слов в словосочетании:

I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.

II вариант - выписать словосочетание со связью управление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Бабайцевой. 8 класс.

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образов...

Рабочая программа по русскому языку под редакцией Бабайцевой

Рабочая программа профильного курса русского языка под редакцией Бабайцевой предназначена для учителей, работающих по этому УМК...

Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 8 класс (углубленный уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 5-9 классов(углублённый уровень)Пояснительная запискаРабочая программа Ёлкиной Ю.В. составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углублён...

Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 10 класс (углубленный уровень)

Пояснительная записка Рабочая программа Ёлкиной Ю.В. «Русский язык 10 класс. Профильный уровень» составлена на основе авторской Программы   «Русский язык. 10-11 классы...

Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 6 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...

Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 7 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...

Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 8 класс. ФГОС ООО

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...