Инновационные технологии, применяемые в педагогической деятельности учителя русского языка.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Сапронова Юлия Леонидовна

В работе рассматриваются инновационные технологии, которые могут применяться на уроках русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats.tehnologii.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сапронова Юлия Леонидовна

Инновационные технологии, применяемые на уроках русского языка в 5 классе.

В своей педагогической работе в 5 классах я применяю множество инновационных технологий: составление синквейнов, работу с анаграммами, решение лингвистических задач, лингвистические ребусы и обучающие игры игры, работу с маршрутными листами, выполнение дифференцированных самостоятельных работ и т.д. Считаю, что современному учителю использовать такие технологии необходимо, т.к. это позволяет лучше усвоить материал учащимся, повышает мотивацию к обучению, развивает мышление и память.

В прикреплённом мной конспекте урока, который был использован на открытом уроке, используются следующие инновационные технологии:

- работа с маршрутным листом;

- игра «Четвёртый лишний»;

- дифференцированная самостоятельная работа.

Маршрутные листы. Одним из направлений моей работы стала разработка системы маршрутных листов для применения их на уроках русского языка. Что такое «Маршрутный лист»? Это маршрут на что-то, на выполнение какой – то работы, какого – то задания. Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока или его закреплению. Это список заданий разного уровня сложности, начиная от простого, постепенно переходя к более сложному.

Следует заметить, что «Маршрутный лист» не является заменой учебника, рабочей тетради на печатной основе, а служит средством систематизации, структурирования всего материала, местом размещения подобранных с определенными целями заданий. Работая по «Маршрутному листу», ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, подготовив ответ. «Маршрутный лист» и его применение на уроке при работе со слабыми учениками - отличная возможность активизировать работу и обеспечить психологический комфорт на уроке. С помощью «Маршрутного листа» ученик движется в обучении согласно своим возможностям. Одним из основных показателей функциональной грамотности человека является умение самостоятельно добывать знания — умение работать с книгой, учебником, текстом. Средством для реализации поставленных перед учителем задач по формированию (развитию) у школьников грамотности чтения информационных (учебных) текстов может быть «Маршрутный лист».

        Игра «Четвёртый лишний». Данный вид игры относится к разделу «Обучающие игры». Использование обучающих игр на уроке создаёт определённый эмоциональный фон, а также условия для мотивации учащихся к изучению трудных тем. Дидактическая игра содержит образовательную задачу, которую учащиеся решают в занимательной форме. Методическая ценность дидактической игры состоит в том, что во время игры повышается познавательная активность обучающихся: они начинают рассуждать, высказывать своё мнение, не боясь при этом ошибиться. Использование таких игр помогает организовать учебное занятие таким образом, чтобы все ученики активно участвовали в овладении лингвистическими знаниями, стремились к открытию нового, увлечённо выполняли предлагаемые задания.

В программе 5 класса есть ряд тем, которые ученики изучали в начальной школе. Так, например, учащиеся вновь начинают знакомиться с темами «Фонетика» или «Имя существительное как часть речи». Звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку) в области фонетики, а также грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени существительного и некоторые орфографические правила правописания имён существительных уже освоены учениками в начальной школе. Пятиклассники быстро вспоминают пройденный материал, и выполнение заданий учебника, дублирующих по сути упражнения в начальной школе, становится для них скучным делом. Внимание учеников рассеивается, они перестают активно работать на занятии. Поэтому на уроке создаются учебные ситуации, в которых уместным становится включение в учебный процесс дидактических игр по русскому языку.

В представленной выше игре учащимся предлагается выбрать из группы слов или словосочетаний одно лишнее по какому – то признаку. Такую игру часто использую во время актуализации знаний или закрепления полученного материала.

Дифференцированная самостоятельная работа. Данный вид работы позволяет выявить индивидуальные возможности учащихся, у которых необходимо развивать способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально. Учитель может делать трудные задачи легкими, помогая тем самым ученикам в усвоении программного материала. И   реальным путём к достижению такой цели является индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса. Повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка - проблема, которую можно решать с использованием методов дифференцированного обучения.                                                                 В своей педагогической работе я использую такой вид технологии при выполнении самостоятельных работ. Для этого учащимся предлагаются три варианта заданий (A, B, C). Где А – сложный уровень (для «сильной» группы учащихся) – оценка 5, B – средний уровень (учащиеся, которые занимаются на 4 и 5) – 4, C- слабый уровень (в основном это «слабая» группа учащихся»)– 3. Каждый из учащихся самостоятельно оценивает свой уровень знаний и выбирает задание, которое он сможет выполнить. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.

        Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Егоровой А.А.

Самоанализ подготовлен для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию...