Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Руднева Светлана Вячеславовна

Разработка урока по теме: "Подготовка к ЕГЭ: написание сочинения - рассуждения" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass_podgotovka_k_sochineniyu.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме " Подготовка к ЕГЭ: обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе"

Цели:

1. Подготовить учащихся к выполнению второй части единого государственного экзамена и научить:

2. Понимать и раскрывать тему сочинения любого жанра;

3. Логично и доказательно мыслить и излагать результаты своего суждения литературным языком в надлежащем стилевом оформлении.

4. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

Задачи:

  • научить формулировать и комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста;
  • аргументировано высказывать свое собственное отношение к выделенной и прокомментированной проблеме.

Оборудование урока: Выставка книг , персональный компьютер, видеопроектор, карточки с текстом, текст сочинения, критерии оценивания.

Ход урока

I.  Организация урока

II. Основная часть

  1. - Исходя из прочитанной темы, попробуйте сформулировать задачи урока.

Итак, тема  урока: «Обучение написанию сочинения-рассуждения "

 (подготовка к ЕГЭ)

- Какие цели  и задачи стоят перед нами, исходя из темы урока?

- Верно. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. Выполнение задания 27 при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Этот урок поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы задания 27, сочинения-рассуждения. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по тексту В. Короленко (тексты розданы всем учащимся).

Повторим теорию

1. Сколько баллов набирает выпускник за правильное выполнение ЕГЭ? (58 баллов за 100-процентное выполнение ЕГЭ).

2. А сколько баллов из 56 выпускник набирает за задание №27 – сочинение-рассуждение по тексту? (25 баллов)

3. Каков должен быть объём сочинения? (Более 150 слов)

4. Что грозит выпускнику, если количество слов в сочинении будет меньше установленной нормы? (Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается)

Категорически запрещается:

  1. Просто пересказывать текст, не анализируя его.
  2. Использовать в анализе большое количество цитат). Если много цитат, их могут вычеркнуть из общего количества слов.

5. Из скольких обязательных пунктов должна состоять композиция сочинения-рассуждения по предложенному тексту? (Из 6-7)

6. Какие изменения в критериях оценивания произошли в этом году?

2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.

- Назовите стили речи

Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.

1 группа: лексическое значение, цель стиля        

2 группа: признаки

3 группа: языковые особенности публицистического стиля.

  1. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.

- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.

  1. Проблема.
  2. Смысловая связь.
  3. Своя позиция и её обоснование.
  4. Позиция автора.
  5. Первый аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.
  6. Заключение.
  7. Второй аргумент из текста для комментирования проблемы, его значение для её раскрытия.

Проверим себя

А) Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы.

Какова композиция сочинения-рассуждения?

1.Формулировка одной из проблем исходного текста

2.3. Комментарий  к сформулированной проблеме исходного текста + пояснение (2 примера-иллюстрации из прочитанного текста).

4. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и их  анализ.

5.Формулировка позиции автора.

6. Отношение к позиции автора+аргументация"за" или "против" авторской позиции (один  из литературных источников)

7.Вывод.

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

Б) Чтение учащимися исходного текста:

В) Анализ текста.

- Определение стиля и типа речи.

– К какому стилю речи относится данный текст?

– Какой тип речи преобладает?

(Текст относится к художественному стилю, так как целью его является эмоциональное воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей, сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования и описания.)

- Всё ли было понятно в содержании? Что вам известно о В.Г.Короленко?

Приложение №1

(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера.

(2) Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно-белую массу, а в середине лёд всё ещё ворочался тяжёлыми, беспорядочными валами, скрывая от глаз застывающее русло, как одичалая толпа скрывает место казни.

(3) И вот однажды с небольшого берегового мыса мы увидели среди тихо передвигавшихся ледяных глыб какой-то чёрный предмет, ясно выделявшийся на бело-жёлтом фоне.

(4)— Ворона, — сказал один из ямщиков.

(5)— Медведь, — возражал другой ямщик.

(6)— Откуда же взяться медведю на середине реки? — спросил я у него.

(7)— С того берега. (8)В третьем годе медведица вон с того острова переправилась с тремя медвежатами. (9)Нонче тоже зверь с того берега на наш идёт. (Ю)Видно, зима будет лютая...

(11) Наш караван остановился у мыса, ожидая приближения заинтересовавшего всех предмета.

(12)— А ведь это, братцы, козули, — сказал наконец один из ямщиков.

(13) Действительно, это оказались две горные козы. (14)Теперь уже ясно были видны их тёмные изящные фигурки среди настоящего ледяного кошмара. (15)Одна из коз была побольше, другая поменьше. (16)Мы предположили, что это были мать и дочь. (17)Причём старшая явно руководила переправой. (18)Вокруг них безжалостные льдины бились, сталкивались, вертелись и крошились; в промежутках что-то кипело и брызгало пеной, а нежные животные, насторожившись, стояли на ледяном куске, подобрав в одно место свои тоненькие ножки... (19)Наверное, им было страшно, ведь их жизнь могла оборваться в любую секунду. (20)Но, видимо, оставаться на том берегу им было ещё страшнее, раз они, так чудовищно рискуя, затеяли эту опаснейшую переправу.

(21) Огромная льдина, плывшая впереди той, где стояли козы, стала как будто замедлять ход и начала разворачиваться, останавливая движение задних. (22)От этого вокруг животных поднялся вновь целый ад разрушения и плеска. (23)На мгновение два жалких тёмных пятнышка совсем было исчезли в этом хаосе, но затем мы их заметили на другой льдине. (24)Опять собрав свои тоненькие дрожащие ножки, козы стояли, готовые к очередному прыжку. (25)Это повторилось несколько раз, и каждый новый прыжок с рассчитанной неуклонностью приближал их к нашему берегу.

(26) Когда льдина, на которой находились козы, подошла к роковому месту столкновения с берегом, у нас мороз по коже пробежал от страха за их судьбу: в таком аду из скопившихся ледяных масс выжить было сложно.

(27) Сухой треск, хаос обломков, вдруг поднявшихся кверху и поползших на обледенелые края мыса, — и два чёрных тела легко, как брошенный камень, метнулись на берег.

(28) Мы, стоя на мысу, невольно заслоняли козам вольготный проход.

(29) Однако умное животное, решив бороться за жизнь до конца, ничуть не побоялось нас, врагов в будничной жизни, и не задумалось ни на минуту.

(30) Я заметил взгляд её круглых глаз, глядевших с каким-то странным доверием, и затем она понеслась сама и направила младшую прямо к нам.

(31) От такой смелости и решительности даже наша большая хищная собака Полкан, вместо того чтобы кинуться на добычу, сконфуженно посторонилась. (32)И старшая коза, бережно загораживая собою младшую, пробежала мимо пса, бесстрашно коснувшись боком его шерсти...

(33)— Эти бедные животные на наших глазах преодолели столько опасностей... (34)Вот оно — желание жить, — задумчиво произнес Сокольский, наш случайный попутчик, когда мы вновь отправились в путь.

(35)— А заметили ли вы, с каким самоотвержением старшая помогала младшей и как закрыла младшую от собаки? (З6)Вот оно — желание спасти...

(37)Всякий ли человек сделает это при таких обстоятельствах?

(38)— Всякая мать, я думаю... — сказал я, улыбнувшись.

(по В. Г. Короленко*)

*Владимир Галактионович Короленко (1853—1921) - русский писатель, журналист, публицист.

- Прежде чем вы определите тему текста, проанализируйте содержание каждого абзаца, выделите в нём ключевые слова и наиболее важные мысли автора.

- Какова тема текста?

(Проблема самоотверженности и материнской любви)

- Какова основная мысль?

(Всякая мать готова на самопожертвование ради спасения своего ребенка)

1 этап.  Нахождение проблемы текста.

– Сформулируйте проблему. Запишите её в форме вопросительного предложения или словосочетания.

(Что такое самопожертвование? Самопожертвование… Что это такое?)

Словарная работа: самопожертвование, самоотвержение.

        Какое толкование этим словам дают толковые словари?

        Заостряю внимание учащихся на том, что, выбрав проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

        Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами. За правильно сформулированную проблему даётся 1 балл.

- Вспомните, каким может быть зачин в сочинении (см. опорный конспект)?

2 этап.  Комментарий к проблеме (текстуальный)+ пояснение – 6 баллов.

-Что такое комментарий? (Это анализ текста)

- Обратить внимание на события, происходящие в этом тексте. Исходя из этого, вы должны привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы.

- Меняющееся состояние рассказчика.

- Мысли, возникающие у рассказчика ( каждый ли человек способен на самоотверженную помощь, когда это связано с риском для его жизни? – Всякая мать…)

-Каким образом связаны эти примеры?

 Дополняя друг друга, эти примеры …

3 этап.  Нахождение позиции автора – 1 балл

Четко сформулируйте её (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора». Тем, кто сформулировал проблему в форме вопроса, нужно ответить на него. Этот ответ отразит авторскую позицию.

4 этап. Собственное мнение. + Аргументация – 1 балл.

- Вспомните, как вводится аргументация?

Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ  ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ НЕ МЕНЕЕ 2 АРГУМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ ВЗЯТ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ИЛИ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обращаю особое внимание на то, из чего должен состоять аргумент (см. опорный конспект).

Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.

        Примеры иллюстраций к аргументам, приведенных учащимися: стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей», рассказ В.Астафьева «Гуси в полынье», рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник», М. Горький «Старуха Изергиль», Е.Носов «Белый гусь».

Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения:

  1. Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарий, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

  1. Следите за абзацным членением текста

  1.  Избегайте громоздких предложений

  1.  Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

  1. Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях.
  2. Посмотрите, соответствуют ли аргументы указанной проблеме

  1. Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы. Пример: автор статьи, фамилия автора (например, В.Г. Короленко, русский писатель, журналист, публицист)

Материал для сочинения (шаблон-подсказка):

  1. Писатель  В.Г. Короленко поднимает в тексте проблему…
  2. Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает …
  3. Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…
  4. Невозможно не согласиться с автором…
  5. Данная проблема раскрывается писателем… в произведении….
  6. Я тоже убеждён в том, что…
  7. В заключение хочу сказать, что…

III. Подведение итогов урока.

- Домашнее задание: доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Вопросы к ключевым понятиям темы;
  • Ответы –толкования понятий
  • Вопросы к связи между понятиями
  • Ответ = Тезису

ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТУ1

(почему, рассуждая над темой, вы  вспомнили именно это произведение)

АРГУМЕНТ1

пример из произведения

(название произведения,

автор,

микровывод 1 = значение эпизода

(как эпизод связан с темой, имена героев, детали, авторская оценка, оценка критиков…)

ПЕРЕХОД К АРГУМЕНТУ2

(как связан А2 с А1 и с темой сочинения)

АРГУМЕНТ2

пример из произведения

(название произведения,

автор,

микровывод 1 = значение эпизода

(как эпизод связан с темой, имена героев, детали, авторская оценка, оценка критиков…)

ОБЩИЙ ВЫВОД

(НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬ микровывод1 и микровывод2)

Можно связать общий вывод с жизнью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...