Теоретический минимум по подготовке по русскому языку в формате ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Курилова Ирина Юрьевна

Теоретический минимум  по подготовке по русскому языку в формате ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку

                                                                                                 

Время выполнения: 3 часа 55 мин, состоит из   3 частей                                                                Max = 33 б.                                                        

Min = 15 б.                                                          

«5» - 39-34 б. * Г min =6 б., если меньше, снижается на 1 балл      

«4» - 33-25 б. * Г min =4 б., если меньше, снижается на 1  балл 

«3» - 24-15 б.      

«2» - 14-0 б.                                                                                            

Образовательный сайты:         

«Решу ОГЭ», «Незнайка»

Сжатое изложение (70 слов)

Тестовые задания  (2-8)

Сочинение-рассуждение (70 слов)

Грамотность (задания № 1 и № 9, объем = 140 слов)

Max = 7 б.

Max = 7 б.

Max = 9 б.

Max = 10 б.

  • Переданы все микротемы = 2 б
  • Правильно сжат текст, есть абзацное членение = 3 б
  • Цельность, последовательность, связанность мыслей = 2 б

   №2 – орфографический анализ  

   слов, предложений и текста

   №3 –  пунктуационный анализ      

     предложений и текста

  № 4 – синтаксический анализ

    словосочетания

  № 5 -  синтаксический анализ

      предложения

  № 6 – анализ содержания текста

  № 7 -  анализ средств  

          выразительности

  № 8 – лексический анализ слов,

     предложений, текста

   

9.1 – научно-лингвистическое сочинение

9.2 – сочинение-объяснение фрагмента текста

9.3 – сочинение-толкование лексического значения слова

  • Рассуждение соответствует теме = 2 б.
  • Приведено 2 аргумента = 3 б.
  • Цельность, последовательность, связанность мыслей = 2 б
  • Композиционная стройность, завершенность = 2 б.

!!!  переписанный или пересказанный текст, сочинение без опоры на текст, неверно истолкованная цитата

= 0 б.

Кол-во ошибок:

Орфография:

  1. = 2 б.

2-3 = 1 б.

Пунктуация:

  1. = 2 б.

3-4 = 1 б.

Грамматика:

0-1 = 2 б.

     2 = 1 б.

Речевые ошибки:

0-2= 2 б.

3-4 = 1 б.

Фактические ошибки:

0 = 2 б.

1 = 1 б.

Объем           70 слов = 0 б.

Объем 70-139 – меньше на 1 б, Max = 4 б.

средства выразительности русского языка 

Теоретический минимум.

Эпитет образное определение предмета или явления  

ПРИЛАГ. (ПРИЧАСТ.)  или НАРЕЧИЕМ в переносном значении

Яркая, образная характеристика, чаще всего в переносном значении.

  1. метафорические

ПР: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

  1. Обычные

ПР: густой туман,  серый туман

*НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики:
«
Вихри снежные» не эпитет, ведь они так и так из снега, дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Но «золотые лучи солнца, рассвет, рожь» по отношению к тому, что из золота не сделано — это эпитеты. Они не из золота, но очень похожи на него.

Метафора – переносное название с одного предмета на другой на основе сходства или контраста (скрытое сравнение)

СУЩ. (МЕСТ.) союз   СУЩ. (глагол)

ПР: Со снопом волос твоих овсяных              волосы, будто сноп (сходство по форме и цвету)

       Отоснилась ты мне навсегда    

       

            Пчела за данью полевой                дань полевая - нектар

            Летит из кельи восковой                келья восковая – улей

       Горит костер рябины красной            рябина, словно костер (сходство по цвету)

       Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Только метафора обычно не характеристика предмета, а действие, образ или образ действия. К примеру, «В крови горит огонь желанья». Здесь действие в переносном значении: как что-то может гореть в крови? Тут и вторая метафора — «огонь желанья».

Олицетворение (составная часть метафоры) – перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные,  наделение неодуш. предметов признаками и свойствами человека.

Чаще всего выражено ГЛАГОЛОМ в переносном значении

ПР: Забормотал спросонок гром; Море смеялось; И золотеющая осень листвою плачет на песок; О чем поешь ты, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

* Курсивом выделены эпитеты.

Олицетворение переносит только значения с неживых на живые предметы. Вспомните бурю из «Зимнего вечера»: она и небо кроет, и вихри крутит, и воет, и плачет.

Сравнение сравнение одного предмета с другим для художественного описания первого

СУЩ.(МЕСТ.),   союз    СУЩ,

ПР: Ее уста, как розы, рдеют;  Прекрасна, как ангел небесный; Озеро словно зеркало;

Способы оформления:

  1. Союзы: как, словно, точно, подобно, будто, что = как:  Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
    2)      Форма Т.п. существ.:  Лежал закат костром (сущ. в Т.п.) багровым ср: Лежал закат, точно багровый костер или

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

3)      Сравнительным придаточным предложением: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
Иными словами, сравнение — это и эпитет, и метафора, и олицетворение, только в нём присутствует то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают: лучи солнца по цвету как золото; желание пылает, будто горит огонь; желание так сильно, как будто находится в крови. А вот примеры из Пушкина уже готовые сравнения: «
то, как зверь, она завоет, / то заплачет, как дитя».

Устойчивое сравнение – сравнение, входящее в состав фразеологизма, фразеологические конструкции с союзами как, точно, словно. Они зафиксированы в словарях.

*Устойчивые и воспроизводимые сочетания слов, фразеологическая специфика которых основывается на традиционном сравнении языка, составляют  один из самых многочисленных разрядов фразеологических единиц  - объект сравнения вводится с помощью сравнительного союза как (или его синонимов будто, как будто, словно, точно):

ПР:  голодный как волк, врет как сивый мерин, трещать как сорока, бежать как на пожар, глупый как пробка, горький как полынь, дрожать как осиновый лист, жить как в раю, идти как стадо баранов, красный как кумач, мереть как мухи, пристать как банный лист, светло как днем, смотреть как удав на кролика, таять как свечка, упасть как подкошенный, ясно как дважды два четыре.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, употребляемые в переносном значении. 

Выражение должно быть устойчивым, то есть официально закреплённым в народной речи. «Золотые лучи» — не закреплено, я могу сказать и «золотистые», а вот «золотые руки», «золотой голос»? Они и есть фразеологизмы, устойчивые фразы, под которыми подразумевается что-то одно.

ПР: «просто так» —бесцельно, «тянул кота за хвост» —медлил, «собаку съел» —знаток, «камня на камне не оставил» —разрушил, «как кот наплакал» - очень мало, «ни рыба ни мясо» - без характера, «ставить палки в колёса» - мешать.
Фразеологизмов  множество, все не перечислить. В случае затруднения обращайтесь к
словарю фразеологизмов.

Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения, разговорного употребления,

отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.
ПР: реветь, дочурка, продажный, болван, вертихвостка, вихлять, грязнуля, крикун, бородач

Книжная лексика -  слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую (высокую) окраску 

ПР: превалировать, бессмертие, стимул,

Экспрессивно-оценочная лексика (Эмоционально окрашенные слова) – лексика оценочного характера, имеющая как позитивный, так и негативный оттенок. ПР: Прелестный, чудный, отвратительный, злодей

Гипербола– преувеличение свойств изображаемого предмета (такое, какого на самом деле не бывает)
ПР:
Я тебе миллион раз говорил; Шаровары шириною с Черное море.

Антитеза – противопоставление, контраст понятий  (строится на употреблении антонимов)
ПР
: Они сошлись. Волна и камень,
                 Стихи и проза, лёд и пламень.

Метонимия  перенос на основании внешней или внутренней связи, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.

*ПРОПУСК СЛОВА, Т.К. ПОНЯТНО ИЗ КОНТЕКСТА

ПР: На серебре, на золоте едал. (т.е. на посуде, сделанной из серебра и золота) Читал охотно Аппулея, а Цицерона не читал. (т.е. произведения); Я три тарелки съел. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. (т.е. кушанья); «Исступленно запели смычки…» (скрипачи заиграли на своих  инструментах); «Ты  вел мечи на пир обильный…» (воины); «Фарфор и бронза на столе, // И, чувств изнеженных
отрада, // Духи в граненом хрустале...» ( изделия из бронзы, фарфора и хрусталя);  «Театр уж полон, //
Ложи блещут, // Партер и
кресла  - все кипит...» (блестят  женские украшения на дамах, сидящих в ложах, публика в партере и креслах театра).

Анафора (или  единоначатие)  - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф, когда одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой

ПР: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

*Есть звуковая анафора, когда повторяется один и тот же звук в начале слов.

ПР: Славься, сияй, солнечная наша коммуна! 

Аллитерация - приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков

ПР:  Шипенье пенистых бокалов

         И пунша пламень голубой.

Вечер. Взморье, Вздохи ветра.

          Величавый возглас волн.

Однокоренные слова  - подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов 

ПР: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она.

Неполные предложения  - предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь.

ПР: Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» (А.С. Пушкин)

Правописание приставок

Теоретический минимум

 

Неизменяемые (постоянные) приставки

-о, об(о), от(о), под(о), по, про, до, над, на, за, пред, в(о), вы, пере, со

- С (! здесь, здание, здоровье, зги)

Приставки, оканчивающиеся на З/С

-раз-рас, вз-вс, без-бес, воз-вос, из-ис, чрез-чрес, низ-нис, роз-рос

        Смысловые приставки

               ПРЕ-ПРИ

  • Зависит от лексического значения слова
  • правописание  не зависит от согласного
  • правописание  не зависит от глухого/звонкого
  • неизменяемая приставка, в которой произошло оглушение (-от, -в)
  • не определяется правилом, является исключением ( !)

ПР: Отъехать, посмотреть, доработать, сбить, сделать, надпись.

  • правописание определяется последующим глухим/звонким согласным
  • правописание зависит от согласного

..С – перед глухими согласными

          * Степка Фец, хочешь щец?

ПР: Перед звонкими согласными З

    Разгадать,  разлюбить, измерить, возвысить, бездомный

..З – перед звонкими согласными

           (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р)

ПР: Перед глухими согласными С

      Рассыпать, растереть, истратить, воскликнуть, бесчувственный, бесценный

Пре:

  1. близость к приставке «пере» (преступил = переступил)

ПР: преграда, прекословить, преобразование

  1. близость к слову «очень»

(преогромный — очень огромный).

ПР: предобрый, премилый, преувеличить

ИСКЛ: приятный, прискорбный, привлекательный, причудливый

  • высокая степень действия или качества

При:

  1. Неполнота действия (приоткрыл —чуть-чуть открыл)

ПР: прислушаться, присесть, призадумался

  • Незавершенность действия
  1. приближение (пришёл — приблизился к месту)

ПР: приползти, прискакать, приехать

  1. присоединение (пришил — соединил одно с другим)

ПР: приклеил, привинтил, приласкал

  1. нахождение вблизи (пригород — около города)

ПР: приморский, пришкольный, придорожный

Приставки, зависящие от ударения (МЕСТ., НАРЕЧИЯ)

- не (ударная)

-ни (безударная)

  • Правописание определяется безударным положением приставки

нЕкто                                  никтО

нЕчто                                  ничтО

нЕ у кого                            ни у когО нЕкогда                              никогдА

нЕгде                                  нигдЕ

нЕкуда                                никудА

Примечание:

  • Обозначены формулировки заданий части В.

      * Фраза, в которой собраны все глухие согласные

Правописание суффиксов

Теоретический минимум

НН – Н в причастиях, прилагательных, наречиях

Какой по действию?

Какой? (признак)

Как? Каким образом?

Причастие

Отглагольное прилагательное

Прилагательное, отыменное прилагательное

наречие

ПОЛНАЯ ФОРМА – НН

  1. Наличие любой приставки, кроме  -не

ПР: прочитанный, скошенный

  1. Образовано от глагола совершенного вида (что сделать?)

ПР: решенный, купленный

  1. Наличие суффиксов  -ова, -ева (искл: кованый, жеваный)

ПР: газированный, асфальтированный

  1. Наличие зависимого слова

ПР: варенный утром, читанный папой

  • НН в полных страдательных причастиях прошедшего времени
  • НН в полных страдательных причастиях прошедшего времени с зависимым словом

ПОЛНАЯ ФОРМА – Н

  1. Нет приставки, кроме не
  2. Образовано от глагола несовершенного вида (что делать?)
  3. Нет суффиксов –ова, -ева
  4. Нет зависимого слова

ПР: вареное яйцо, читаная газета, кошеный луг

Смотри на способ образования:

Н: суффиксы ИН,АН,ЯН (искл: стеклянный, деревянный, оловянный) и бессуфиксный способ образования

ПР: гусиный, кожаный, серебряный, зеленый, юный

НН: суффиксы ОНН, ЕНН (искл: ветреный, но пока без приставки)  и образовано от сущ. с основой на Н

ПР: революционный, таинственный, лунный, безветренный, машинный

  • Исключение из правил или не определяется правилом

Пиши столько Н-НН, сколько в слове, от которого оно образовано.

ПР:  торжественно – от торжественный, прекрасно – от прекрасный

КРАТКАЯ ФОРМА – (каков?) – Н

ПР: роман прочитан, луг скошен, задача решена, учебник куплен, напиток газирован, кофе сварен

  • Краткое страдательное причастие

В краткой форме (каков?) столько же Н-НН, сколько и в полной

ПР: погода ветрена – ветреная,  даль туманна - туманный

Примечание:

  • Обозначены формулировки заданий части В.


Правописание суффиксов

Теоретический минимум

причастие

глагол

наречие

  • Правописание действительного причастия, образованного от глагола I спряжения
  • Написание зависит от 1л. ед.ч. настоящего или будущего времени глагола
  • Написание зависит от способа образования этого слова и приставки

Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов: ущ, ющ, ащ,ящ.

Выбор суффикса зависит от спряжения глагола, от которого образовано это причастие

От I спряжения – УЩ, ЮЩ

ПР: читающий (читать), стелющий (стелить)

От II спряжения – АЩ, ЯЩ

ПР: дышащий (дышать), лечащий (лечить)

Если в 1л. ед.ч. настоящего или будущего времени УЮ, ЮЮ, то пишу –ОВА, -ЕВА

ПР: советовать  - от советую,  демонстрировать – от демонстрирую, беседовать – от беседую

Если в 1л. ед.ч. настоящего или будущего времени ЫВАЮ, ИВАЮ, то пишу –ЫВА, -ИВА

ПР: складывать – от складываю, рассматривать – от рассматриваю,

отваривать – от отвариваю

приставка

суффикс

Правило применяется, если наречие образовано от бесприставочного прилагательного

ИЗ

ДО

С

А

издавна – от давний

изредка – от редкий

добела – от белый

В

НА
ЗА

О

набело – от белый

направо – от правый

влево – от левый

*Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов: ем, им.

Выбор суффикса зависит от спряжения глагола, от которого образовано это причастие

От I спряжения – ЕМ

ПР: рисуемый (рисовать), решаемый (решать)

От II спряжения – ИМ

ПР: гонимый (гнать), лечимый (лечить

ИЗ

ДО
С

О

Если от прилагательного, в котором уже была приставка

Доверительно – от доверительный

Примечание:

  • Обозначены формулировки заданий части В.

       *! СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА определяется по форме инфинитива

II спряжение  в  личных окончаниях  -И

I спряжение в  личных окончаниях  -Е

  1. Все глаголы на ИТЬ, кроме

Брить, стелить

  1. 4 глагола на АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать

Остальные глаголы на АТЬ

  1. 7 глаголов на ЕТЬ: смотреть, видеть, зависеть, вертеть,                                                                             терпеть, обидеть, ненавидеть

Остальные глаголы на ЕТЬ

Все глаголы на ять, оть, уть, ыть и т.д.

Строение словосочетаний

теоретический минимум

 

согласование

управление

примыкание

Род, число, падеж

падеж

смысл

   

прил.                              СУЩ.

прич.                              МЕСТ.

порядк.числ.  

             

       

                            сущ.     в косвенном

ГЛАГОЛ             мест.    падеже

СУЩ.                              

ГЛАГОЛ                 наречие

                                 деепричастие

                                 инфинитив

изменяется       зависимого,  если меняем форму гл. слова

меняем форму гл.слова             зависимого не изменяется

        у зависимых слов НЕТ, т.к. это неизменяемые части речи

согласование                                 управление  

  1. главное слово оставляем   неизменным  
  2. зависимое переводим в сущ. (чаще всего с предлогом)    

ПР: деревянный сруб          сруб из дерева

прибрежные заросли        заросли на берегах

дядин свитер                      свитер дяди

вечернее небо                     небо вечером

ПРОВЕРЬ: у тебя должно получиться  СУЩ. + СУЩ. согласование                                 примыкание  флотские 

макароны

макароны по-флотски

ПРОВЕРЬ: у тебя должно получиться  СУЩ. + НАРЕЧИЕ

управление                                согласование

  1. главное слово оставляем   неизменным  
  2. зависимое переводим в прилагательное

ПР: пальто из шерсти          шерстяное пальто

стол для шахмат             шахматный стол

день осени                       осенний день

тропинка в лесу               лесная тропинка

ПРОВЕРЬ: у тебя должно получиться  

СУЩ. + ПРИЛ.

управление                        примыкание  

  1. главное слово оставляем   неизменным  
  2. зависимое переводим в наречие (деепричастие, инфинитив)

ПР: пишет с усердием

пишет усердно

говорить с улыбкой

говорить улыбаясь

любить пение

любить петь

начать стирку

начать стирать

ПРОВЕРЬ:  у тебя должно получиться  

ГЛАГОЛ + НАРЕЧ. (ДЕЕПР., ИНФИН.) 

примыкание  

управление

  1. главное слово оставляем   неизменным  
  2. зависимое переводим в сущ. (чаще с предлогом)

ПР: внимательно слушать

слушать с вниманием

увлеченно учиться

учиться с увлечением

говорить запинаясь

говорить с запинкой

учиться читать

учиться чтению  

ПРОВЕРЬ:  у тебя должно получиться  

ГЛАГОЛ + СУЩ. 

Грамматическая основа простого предложения

Теоретический минимум

Грамматическая основа

            И.п =  ПОДЛЕЖАЩЕЕ =  КТО? ЧТО?                                                                          СКАЗУЕМОЕ = что говорится о подлежащем

1. Имя прилагательное

Он веселый. Он был веселым.

Пьеса была интересной.

2. Имя существительное

Он весельчак. Весь сад в цвету.

Мой брат – учитель.

3. Причастие

Письмо было задержано.

4. Числительное

Два да три будет пять.

5. Местоимение

Вишневый сад теперь мой.

6. Наречие

Ей туфли впору будут.

7. Синтаксически неделимое словосочетание

Он был высокого роста.

Она была с заплаканными глазами.

8. Глагол в форме какого-либо наклонения

Он засыпает.

Мы не будем спать.

9. Глагол (вспомогательный) + инфинитив

Дождь перестал шуметь.

предмет речи – о чем идет речь в предложении                                                                CПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО                                                                                               CПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО                                                                                                                                                                    

                                     

1. Именем существительным (в И.п.)

Гости приехали утром.

2. Местоимением (в И.п.)

Я был в музее.

3. Именем прилагательным (в И.п.)

Старшие помогали младшим.

4. Причастием (в И.п.)

Желающие могли покататься.

5. Именем числительным (в И.п.)

Два да два четыре.

Трое ехало в лодке

6. Неопределенной формой глагола

Курить — здоровью вредить.

7. Наречием

Завтра не наступит никогда.

8. Междометием

Га-га-га слышалось на лугу.

9. Синтаксически неделимым словосочетанием.

Анютины глазки растут в саду.

Мама с папой пришли на собрание. Несколько яблок упало с ветки. Любой из нас справится с этим.

ПОМНИ:

  1. есть предложения односоставные, т.е. с одним главным членом: Люблю лето. В дверь постучали.  На улице морозит. Весна.
  2. Грамматическая основа может быть осложнена однородными подлежащими или сказуемыми: Взрослые и дети пришли на праздник.                                                  Листья пожелтели и, медленно кружась, опускались на землю. Мал золотник, да дорог.

Осложнение простого предложения

Теоретический минимум

Однородные члены предложения

Обособленное определение (прил., прич.) и приложение (сущ.)

Обособленное обстоятельство

Уточняющие члены предложения

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и зависящие от одного и того же слова. Знаки препинания зависят от вида связи между однородными членами

Слово или слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?, зависящие от сущ. (мест.). Обособление зависит от части речи и местоположения определяемого слова.

ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО=СУЩ. (МЕСТ.) от которого задаем вопрос к определению

Слово или слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?. Относится к глаголу-сказуемому и не зависит от его местоположения

Слово или слова, стоящие после уточняемых членов предложения, отвечающие на тот же вопрос + слово именно?

Обособляются всегда

Знаки препинания

1.Бессоюзная связь: всегда ставятся

ПР: Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, чистенькие павильоны.

2.Союзная связь:

а)  перед одиночными (кроме И, ДА=И, ИЛИ, ЛИБО) всегда ставится

ПР: На улице не дождь, а снег.

Солнце мазануло по верхушкам деревьев и куда-то исчезло.

б) перед повторяющимися и составными (не только, но и; как, так и) ставится перед вторым и последующими союзами (кроме тех случаев, когда цепочка одн.чл. начинается с самого союза)

ПР:  Из заснувшего сада не доносилось ни шороха, ни звука. Не только сосновые, но и еловые ветки опустились вниз. Одновременно досада, и печаль, и радость овладевали его душою.

ПОМНИ! При одн.чл. иногда бывают обобщающие слова, которые могут стоять перед (:) и после (-) одн.чл.

ПР: Всюду царствовало безмолвие: в поле, в роще, не реке. В поле и в роще, на реке и на лугу – всюду царствовало безмолвие. Всюду: и в поле, и в роще, и в лесу – царствовало безмолвие.

1.Обособляюся:

а) если определяемое слово выражено личным местоимением

ПР: Дружившие с детства, они никогда не расставались. Она, усталая, уснула очень рано. Мы, агрономы, поехали работать в село.

б) если стоит ПОСЛЕ определяемого слова

ПР: Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник войны, знал все о том времени. Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу. Возглавлял отряд Сергей Смирнов, опытный разведчик.

ВНИМАНИЕ! Если приложение одиночное и сливается по смыслу с сущ., то не выделяется

ПР: В детстве я зачитывался книгами Дюма-отца.

в) если стоит перед определяемым словом, но имеет добавочное обстоятельственное значение и отвечают на вопрос ПОЧЕМУ? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? НЕСМОТРЯ НА ЧТО?

ПР: Измученные тяжелой дорогой, ребята не могли продолжать путь. Уставшие после долгого перехода, туристы не стали ужинать и сразу уснули.

2.Не обсобляются:

  • зависит от имени сущ.
  • стоит ПЕРЕД ним
  • не имеет добавочного обстоятельственного значения

ПР: Обнесенные серой оградой луга расстилались вдали.

ПОМНИ!

  1. Обособленные определения могут быть однородные, и тогда запятые расставляются как при однородных членах предложения.
  2. Отличай определение от именной части сказуемого

ПР: Глаза у нее были грустные, заплаканные. Ее глаза, грустные, заплаканные, поразили меня.

  1. Отличай приложение от именной части сказуемого, перед которым ставится тире.

ПР: Август – лучшая пора лета. Август, пора лета, радует нас дарами природы.

1.Обособляюся:

а) Деепричастные обороты и одиночные деепричастия

ПР: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился

б) С предлогом несмотря на, невзирая на, благодаря, согласно, вопреки

ПР: Он улыбался, несмотря на плохое настроение. Вопреки предсказанию, погода стоит отличная.

2. Не обособляются:

а) одиночное деепричастие, стоящее в конце предложения после глагола-сказуемого, перешедшее в наречие, отвечает на вопрос КАК?

ПР: Он шел по улице прихрамывая.

б) Если оно выражено наречием БЕЗ зависимого слова: сидя, стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, не спеша, не торопясь.

ПР: Он читал лежа. Он читал, лежа на диване.

в) фразеологизм с деепричастием

Он слушал раскрыв рот. Он работал спустя рукава.

Чаще всего уточняющими бывают

  • обстоятельства места (где? + где? именно):

ПР: В углу, за цветами, стоит наше любимое кресло.

  • Обстоятельство времени: (когда? + когда именно?)

ПР: С экскурсии ребята вернулись поздно, в двенадцать часов.

  • Определения (какой? + какой именно?)

ПР: Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

  • Члены предложения, присоединяемые союзами то есть, или = то есть 

ПР: Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.

  • Члены предложения со словами даже, главным образом, особенно, в частности, в том числе, например ит.д.

ПР: Незаметно я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. 

  • Дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, включая, за исключением, наряду с и др.

ПР: Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским.

Формулировка заданий: найти осложнение, выраженное

  • Однородными членами предложения
  • С обобщающим словом при однородных членах предложения
  • Обособленным приложением
  • Необособленным распространенным согласованным определением
  • Обособленным  согласованным определением
  • Несогласованным определением
  • Причастным оборотом
  • Обособленным обстоятельством,
  • обособленным распространенным обстоятельством
  • Однородными обособленным обстоятельствами
  • Обособленным уточнением

ПОМНИ: если определение выражено прил., мест., причаст., числ. и связано с главным словом согласованием – ОНО СОГЛАСОВАННОЕ

ПР: улыбающееся лицо, наш рассказ, второй том

если определение выражено сущ., сравн.ст. прил., инфинитивом и связано с главным словом управлением – ОНО НЕСОГЛАСОВАННОЕ

ПР: лицо с улыбкой, дом напротив, возможность прочитать, зима-чародейка, река-Москва

сложнения простого предложения, не являющиеся членом предложения

Теоретический минимум

обращение

вводные конструкции

вставные конструкции

междометия

Это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью

Чаще всего выражено СУЩ., стоит только в Им. п.

Это слово, словосочетание, предложение, которое выражает отношение автора к тому, о чем говорится в предложении.

Это предложения, содержащие дополнительные сообщения самого разного характера.

Это слова, выражающие различные эмоции: ох!, эй!, ну и т.п.

всегда выделяются знаками препинания

запятыми

скобки или тире

запятая

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения

ПР: Господа, вы свободны до завтрашнего дня. Отпусти ты, старче,  меня в море! Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

ВНИМАНИЕ!

  • Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение продолжается с большой буквы

ПР: Москва! Москва! Люблю тебя как сын.

  • Если перед обращением стоит частица О и сливается с ним в произношении, то запятой то него не отделяется

ПР: Как ты красив, о лес, в убранстве осени!

ПОМНИ! Что ты и вы – это местоимения и обращением не являются!

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Группы вводных слов по значению:

  • Уверенность: конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, действительно и т.д.
  • Предположение, неуверенность: очевидно, вероятно, кажется, может быть, наверное, должно быть и др.
  • Чувство радости, огорчения, удивления: к счастью, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.
  • Источник мысли: по-моему, по-твоему, по словам, говорят, по сообщению (кого-то) и др.
  • Порядок изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец  и др.
  • Связь данной мысли с предыдущей: итак, следовательно, значит, таким образом, например и др.
  • Вежливость, привлечение внимания собеседника: извините, простите, пожалуйста и др.

ПР: Словом, столкнулись две стихии. Бабушка, видимо, была прекрасной рассказчицей. Я думаю, скоро потеплеет.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. Вставные конструкции разъясняют, толкуют основное высказывание.

ПР: Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора. Булочники – их было четверо – держались в стороне.

Отделяются от членов предложения запятыми или восклицательным знаком:

ПР: Ах, это наивное  и благословенное детство, с которого начинается все…

Ах! Как хорошо! Боже мой, кого я вижу! Прогулка, увы, не удалась.

ПОМНИ! Если междометие употребляется в значении других частей речи, то знаки препинания ОТСУТСТВУЮТ

ПР: А воз-то бух в канаву. Далече грянуло ура.

ВНИМАНИЕ! Вставные конструкции и вводные предложения при подсчете количества основ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ! ПР:   То лето, я помню, пролетело незаметно.  Петров (мой одноклассник) занял первое место в соревнованиях.

Знаки препинания между частями сложного предложения 

Теоретический минимум

ШАГ 1: найти границу между простыми предложениями в составе сложного

ШАГ 2: определить разряд союза (ПЕРЕД НИМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЗАПЯТАЯ)

ШАГ 3: сделать вывод, если союз СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ, то СВЯЗЬ СОЧИНИТЕЛЬНАЯ;

                                         если союз ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ, то СВЯЗЬ ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ

сочинительные союзы

подчинительные союзы, союзные слова

  • Соединительные: и, да=и, ни-ни, не только – но и, как – так и, тоже, также

  • Противительные: а, но, да=но, зато, однако, же

  • Разделительные: или (иль), либо, то-то, не то- не то
  • Временные: когда, пока, едва, лишь, лишь только, с тех пор как, до тех пор пока
  • Причинные: потому что, так как, оттого что, ибо, почему, вследствие того что, благодаря тому что
  • Целевые: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, зачем
  • Условные: если, раз, если бы
  • Уступительные: хотя, несмотря на то что, пускай
  • Сравнительные: как, как будто, словно, точно
  • Следственные: так что, из-за того что
  • Изъяснительные: что, кто, чтобы
  • Определительные: какой, который, чей
  • Места: куда, откуда, где
  • Образа действия и степени: как, сколько, насколько, будто

ПОМНИ! Если союз сочинительный, то это может быть как простое осложненное предложение, так и сложное, сложносочиненное             

СМОТРИ НА КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ

ПОМНИ! Если союз подчинительный, то это предложение ТОЛЬКО                       сложное, сложноподчиненное

Сложносочиненные предложения:

Море шумело, и в тумане зарождался день.

То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

Сложноподчиненные предложения:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Мы не знали, что произошло.

Мы не знали, какое событие произошло.

Мы остановились в том доме, который стоял на пригорке.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Теоретический минимум

            Сложноподчиненное предложение – это сложное союзное предложение, части которого неравноправны по смыслу (от одной можно задать вопрос к другой) и соединяются подчинительной связью.

Сложноподчиненное предложение состоит из главной части (от которой задается вопрос) и придаточной (к которой задается вопрос).

Девочка рассказывала так хорошо, что ни у кого не было вопросов.    ;  Чтобы сократить путь, мы пошли через поле.

                                                                              

                    [ГЛАВНАЯ]                                  (ПРИДАТОЧНАЯ)                      (ПРИДАТОЧНАЯ)             [ГЛАВНАЯ]                                  

                                                                       

Мысль, что она не успеет, ужаснула меня.                                                                ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ

            В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ ИЛИ В КОНЦЕ ВСЕГО

 (ПРИДАТОЧНАЯ)                                                                                            ПРЕДЛОЖЕНИЯ

            [ГЛАВНАЯ]

ПОМНИ! Союз всегда находится ТОЛЬКО в придаточной части.

Придаточных частей может быть несколько. Они могут быть связаны последовательным, однородным или параллельным подчинением.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- подчинение, при котором каждая следующая придаточная часть зависит от предыдущей.

[       ], (       ), (      ).

[Дети рассказали],

                                (что нарвали цветов),

                                                                          (которые любит мама).

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (НЕОДНОРОДНОЕ)-подчинение, при котором несколько придаточных зависят от одной главной части и отвечают на разные вопросы.

(     ),  [       ],  (     ).

(Когда поднялось солнцне),

                                   [мы увидели картину],

                                                                      (которая удивила нас всех).

*Дорога, которой он шел,белела в сумерках, которые постепенно сгущались.

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- подчинение, при котором несколько придаточных зависят от одной главной части и отвечают на один и тот же вопрос..

[       ], (       ), (      ).

[Слышно было], (как в саду шагал садовник),

                                                                         (как скрипела его тележка).        

ВНИМАНИЕ! Если однородные ипридаточные соединены союзом И, то запятая не ставится

[       ], (       )  и  (      ).

[Лесник знал], (где живет белка)  и

                                                               (где ходят на водопой кабаны).

Сложное предложение с разными видами связи

Теоретический минимум

Сложноподчиненное  - (см. выше)

Сложносочиненное -   это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами

Бессоюзное -  это такое сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонацией, без союзов и союзных слов

Знаки препинания

  • Запятая перед  подчинительным союзом или союзным словом (см. выше)
  • Отсутствие запятой при однородном подчинении с союзом И (см. выше)
  • Запятая перед  сочинительным союзом (см. выше)
  • Отсутствие запятой перед союзом И, если:

1.в начале предложения есть общий второстепенный член (обстоятельство или дополнение)

ПР: У гуся крылья были растопырены и клюв раскрыт.

2. в начале предложения есть общее вводное слово

ПР: Вероятно, он был в затруднении и в его душе совершалась борьба.

3.Есть общее придаточное предложение (которое может стоять как в начале, так и в конце предложения)

ПР: Дождь уже перестал и начинало светать, (когда мы вернулись).

4.Союз и соединяет ДВА вопросительных, восклицательных, назывных предложений

ПР: Когда мы отправимся и где назначена встреча?

Ночь и огромная луна.

  1. Если перечисление фактов (мысленно можно подставить союз и)             ЗАПЯТАЯ

ПР: В лесу весело поют птицы, над цветами летают бабочки.

  1. Если перечисление фактов, но одна из частей предложения осложнена            ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ПР: В лесу весело и беззаботно пели птицы; над цветами порхали бабочки.

  1. Если между частями причинные отношения (мысленно можно подставить союз потому что)               ДВОЕТОЧИЕ

ПР: Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро.

  1. Если между частями отношения пояснения (мысленно можно подставить союз а именно)               ДВОЕТОЧИЕ

ПР: Мы увидели неожиданную картину: на поляне стоял лось.

  1. Если между частями отношения дополнения (мысленно можно подставить союз что именно)               ДВОЕТОЧИЕ

ПР: Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант.

  1. Если между частями отношения противопоставления (мысленно можно подставить союз а, но)               ТИРЕ

ПР: Он гость  я хозяин.

  1. Если между частями временные и условные отношения (мысленно можно подставить союз когда, если)               ТИРЕ

ПР: Ехал сюда рожь начинала колоситься

  1. Если между частями отношения вывода, следствия (мысленно можно подставить союз так что, что из этого следует)               ТИРЕ

ПР: Ласточки летают низко над землей  жди дождя.

  1. Если быстрая смена событий (за это время еще что-то произошло)               ТИРЕ

ПР: Сыр выпал  с ним была плутовка такова.

Внимание: в одном предложении могут встречаться различные комбинации союзной и бессоюзной связи.

Задание 9.1, 9.2,9.3

СОЧИНЕНИЕ-рассуждение = 70 СЛОВ

рассуждение

9.1: НАУЧНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ

(на лингвистическую тему по предложенной цитате)

*Стиль научный или публицистический

9.2: ОБЪЯСНЕНИЕ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА

( по цитате из текста)

*Стиль публицистический или художественный

9.3: ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

(на морально-этическую тему)

*Стиль публицистический или художественный

Читаем высказывание, подчеркиваем центральные слова, ищем пример 1 и 2 в тексте, делаем вывод

тезис

А) Вступление: автор… писал (цитата)

Б)Смысл высказывания: Это значит, что…; Думаю, писатель имел в виду следующее…; Я согласен(на) с писателем…

А) Вступление: автор текста считает…,  автор пишет…

Б)Смысл высказывания: мне кажется, автор считает, что…;.В высказывании говорится о…; Как отмечает писатель…,

А) Вступление (толкование слова): Слово… обозначает… 

Б)Смысл высказывания, т.е. комментарии: Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов, т.к….

переход

Обратимся к аргументам.

Почему же автор так думает? Почему автор делает такие выводы?

Обратимся к тексту.

Доказательства 1 и 2

В предложении №…. есть… (название языкового явления). Автор использует… (этот троп, средство выразительности, явление)  для создания…

Рассмотрим предложение №….В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Рассмотрим в качестве примера предложение №….

- это первый аргумент, поэтому еще раз сначала.

Попробую доказать эту мысль примером из текста. В предложении №…

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. В предложении №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №….

- это первый аргумент, поэтому еще раз сначала.

*для примера из текста

В тексте (автора, писателя….) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Так в предложении №… говорится о….

*для примера из жизни

Проявление…мы части встречаем в повседневной жизни. Например, мои родители (друзья, родственники)…

О проявлении…рассказано в книге…писателем… Так герой….

Пример…рассматривается писателем…в книге… Герой рассказа…

вывод

1)Итак, анализ предложений подтверждает правомерность высказывания (писателя, филолога, лингвиста)…,

2)следовательно, (писатель, филолог, лингвист) прав: …,

3)таким образом, можно сделать вывод:…, 4)значит…, действительно,…(цитата) . 5)проанализированные примеры из текста доказывают…

ПОМНИ: вводные слова выделяются запятыми

1)Не могу не согласиться с автором…;

2)Я поддерживаю мнение автора в том, что….

3) проанализированные примеры из текста подтверждают мысль автора….

1) таким образом, …. – это одно из тех слов, которое учит…

2)Итак, можно увидеть, что ….

3)Нам удалось доказать, что…

4) Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

5) В заключение (как видим),…хочется отметить, что рассмотренные нами примеры еще раз подчеркивают смысл слова…, показывают…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа предпрофильной подготовки по русскому языку в 9 классе.

Программа предназначена для проведения дополнительных занятий по русскому языку в 9 классе для более успешной сдачи ОГЭ....

Современные требования к подготовке по русскому языку и литературе выпускников основной и средней (полной) школы в условиях перехода на новые ФГОС

Эта статья предлагает некоторый анализ проблем при подготовке учащихся к ОГЭ курса русского языка и некоторые рекомендации по их решению.Необходимо уделять больше времени усвоению как можно большего л...

Манипулятивные тактики как предмет изучения в системе риторической подготовки учителя русского языка и литературы.

Манипулятивные тактики в педагогическом общении, несомненно, заслуживают пристального научного внимания и глубокого исследования.Несмотря на то, что есть работы, посвященные отдельным вопросам манипул...

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Программа курса профильной подготовки по русскому языку «Комплексный анализ текста» 11 класс...

Курс предпрофильной подготовки по русскому языку в 9 классе «Сочинение на ОГЭ»

          Данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов и направленных на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобре...

таблицы, обобщающие теоретический материал заданий ЕГЭ по русскому языку

таблицы, обобщающие теоретический материал заданий ЕГЭ по русскому языку...