Программа внеурочной деятельности по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку

Ольга Анатольевна Филиппова

Программа внеурочной деятельности по русскому языку  7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендована                                    Согласовано                                                 Утверждаю      

Рук. ШМО_________                   зам. дир. по УВР                                         директор школы                                                                                                                                                    

Протокол №________                 ________С.В. Пальцина ________А.Д. Фельдман          

От «___» _____20____г.            «____» _______20____г.                   Приказ № __________            

                                                                                                                     «____»______20___г.                                                                                                                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«В гостях у орфографии»

для обучающихся 7 класса

по направлению  общеинтеллектуальное

на 2021/2022уч.г.

РазработанаФилипповой О. А.,

учителем  русского  языка

и литературы

МБОУ «Семенниковская СОШ»

с.Семенниково 2021г.

1.1.Нормативно-правовые акты

НОО

ООО

СОО

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО;
  • Положение об организации внеурочной деятельности;
  • Рабочая программа воспитания МБОУ «Семенниковская СОШ»;
  • Авторские программы.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО;
  • Положение об организации внеурочной деятельности;
  • Рабочая программа воспитания МБОУ «Семенниковская СОШ»;
  • Авторские программы.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (10-11классы), утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
  • Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС СОО;
  • Положение об организации внеурочной деятельности;
  • Рабочая программа воспитания МБОУ «Семенниковская СОШ»;
  • Авторские программы.

1.Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи курса

  • повышение качества знаний по предмету,

  • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.

  • поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.

Для реализации цели следует решить следующие задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;
  • развивать умение  применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;
  • внедрение ИКТ в обучение.

Курс «Правила орфографии и пунктуации» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

   В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

1.3 Место курса «В гостях у орфографии»  в (учебном) плане внеурочной деятельности (Для реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Семенниковская СОШ» на уровне основного общего образования отводится  1 час. Рабочая программа курса внеурочной деятельности  реализуется из части, формируемой участниками образовательного процесса плана внеурочной деятельности.

1.4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  3. способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;
  4. достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности.

Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

- восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);

- восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными

видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

- понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

- способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

- отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию,

сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

- сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

- умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости

(сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

- определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

- соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

- владение монологической и диалогической формой речи;

- соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

- осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении;

- определение причин коммуникативных неудач;

- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-  умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

- участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.

  1. применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
  2. использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
  3. использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;
  4.  владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются следующие:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

1.5. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Формы учебных занятий

Виды деят-ти

Повторение изученного

Роль русского языка как средства   общения   в   межнациональном коллективе

Морфология

Правописание имен существительных.

Правописание имён прилагательных.

Правописание глагола.

Правописание наречия.

Правописание местоимений.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

6

Беседа

Практикум

Письменные работы

 Работа с текстом

Объяснительный диктант

Заполнить таблицу       «Части речи»     своими примерам Деформированный текст. Диктант    «Проверяю себя»

Причастие

Понятие о причастии

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Признаки прилагательного у причастия

Признаки глагола у причастия

Причастный оборот

Выделение причастного оборота на письме

Правописание НЕ с причастиями

Страдательные и действительные причастия

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Правописание гласных перед Н и НН

Краткие причастия

Правописание НЕ с краткими причастиями

Правописание НН в причастиях

7

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Выборочный диктант

Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение     с опорой на афористичное    определение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе        прилагательного»

Объяснительный диктант

Тест

Сообщение    о причастии      по плану

Объяснительный диктант

Составление таблицы «НЕ с причастиями»

Объяснительный диктант

Работа   по   индивидуальным карточкам

Выборочный диктант

Высказывание на лингвистическую тему. Составление  таблицы «Суффиксы причастий»

Свободный диктант

 

Деепричастие

Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

НЕ с деепричастием.

Деепричастный оборот.

Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.

Словообразование деепричастий. Употребление деепричастий в речи

2

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Конструирование предложений

Работа   с  деформированным текстом.

Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать      о них по плану

Элементарный анализ художественного  текста,   выявление особенностей употребления в нем  деепричастий.    Редактирование текста

Наречие

Понятие наречия. Правописание наречий.

Правописание приставок и суффиксов наречий.

НЕ с наречиями.

Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

Обобщение. Наречие.

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

7

Беседа

Практикум

Письменные работы

Работа   с  деформированным текстом

Выборочный диктант

Редактирование текста

Служебные части речи

Служебные части речи. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) — что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.

6

Практикум

Тесты

Письменные работы

Распределительный     диктант.    Творческое списывание.

Графический диктант.   Конструирование предложений по схемам. Составление     таблицы     «Отличие союзов от других частей       речи». Комментированное письмо. Тест. Составить связный   текст, употребив       в нем       глаголы повелительного наклонения     с частицами ПУСТЬ,        ДАВАЙТЕ. Предупредительный     диктант. Осложненное списывание. Анализ  текста. Работа   по   индивидуальным карточкам. устное  

высказывание      на
основе    таблицы о    группах    междометий.

Орфография, морфемика, морфология

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Корни с чередованием. Беглые гласные.

Орфограммы в приставках.

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

Орфограммы в суффиксах.

НЕ с разными частями речи.

6

Практикум

Тесты

Письменные работы

Диктант    «Проверяю     себя». Тест. Анализ  текста. Работа   по   индивидуальным карточкам. Работа  с  текстом, с отдельными    предложениями, орфоэпическим словарём. Редакторская правка.   Объяснить      причину появления ошибок

Резерв

1

1.6. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Форма проведения

Тема занятия

Сроки

1.

Повторение изученного

1

Беседа

Практикум

Письменные работы

Язык и речь. Дорога к письменности.

1 неделя

2.

1

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы.

2 неделя

3.

1.

Фонетика. Звуки и буквы. Орфография.

3 неделя

4.

1.

Орфоэпия.

4 неделя

5.

1

Морфемика и орфография.

5 неделя

6.

1.

Морфология и орфография. Глагол.

6 неделя

Причастие

7.

1

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Причастие.

7 неделя

8.

1.

Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий.

8 неделя

9.

1

Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

9 неделя

10

1

Краткие причастия и их правописание.

10 неделя

11

1

Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях.

11 неделя

12.

1

НЕ с причастиями.

12 неделя

13

1

Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного оборота.

13 неделя

Деепричастие

14

1

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Деепричастие. Деепричастный оборот.

14 неделя

15

1

НЕ с деепричастиями.

15 неделя

Наречие

16.

1

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Наречие.

16  неделя

17

1

Правописание наречий.

17  неделя

18

1

Правописание приставок и суффиксов наречий.

18 неделя

19

1

Не с наречиями.

19  неделя

20

1

.Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи.

20 неделя

21

1

Обобщение. Наречие.

21 неделя

22.

1

Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения.

22 неделя

Служебные части речи

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

23.

1

Предлог как часть речи.

23 неделя

24

1

Правописание производных предлогов.

24 неделя

25

1

Союзы.

25 неделя

26

1

Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание.

26 неделя

27

1

Слитное и раздельное написание союзов.

27 неделя

28

1

Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц.

28 неделя

Орфография, морфемика, морфология

29

1

Беседа

Практикум

Тесты

Письменные работы

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

29 неделя

30

1

Корни с чередованием. Беглые гласные.

30 неделя

31

1

Орфограммы в приставках.

31неделя

32

1

Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

32неделя

33

1

Орфограммы в суффиксах.

33 неделя

34

1

НЕ с разными частями речи.

34 неделя

35

Резерв

35 неделя

Контрольная работа в форме теста по теме «Причастие. Причастный оборот».

Вариант 1

Часть А.

Выполните тестовые задания. Выберите только ОДИН вариант ответа.

1. Укажите ошибочное утверждение.

1. Причастия обозначают проявляющийся во времени признак предмета по действию.

2. Причастия бывают настоящего и прошедшего времени.

3.Причастный оборот является одним членом предложения - определением.

4. Причастие обозначает действие предмета.

2.Укажите словосочетание «причастие + существительное»:

1. Летучие семена

2. Известнейший поэт

3. Выучивший правило

4. Звёздные скопления

3. Укажите действительное причастие настоящего времени.

1. Сгибаемый

2. Приносящий

3. Охваченный

4. Прочитавший

4. Укажите действительное причастие прошедшего времени.

1. Давший

2. Волшебный

3. Невидимый

4. Закрытый

5. Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1. Лечащий

2. Оклеенный

3. Опекаемый

4. Ранний

6. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

1. Превратившийся

2. Клюквенный

3. Скошенный

4. Выросший

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1. ПОнятый

2.НАчавший

3. НачАтый

4. ПоднЯтый

8. Какое слово неправильно разбито на морфемы:

1.торжеств-енн-ый
2. у-стро-ен
3. с-верк-а-вш-ий 
4.стар-ин-а

9. Какое слово состоит из пяти морфем?

Слышится

Зажаристая

Подсвечивать

Разбросанный

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1. О поступивш..м сообщени..

2. О помогавш..м сын..

3. С бьющ..мся сердц..м

4. О притаивш..йся мыш..

11. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1. Чу..вший

2.Кле..вший

3. Увид..вший

4. Услыш..вший

12. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я?

1. Пен..щийся

2. Бор..щийся

3.Бре..щийся

4. Мо..щий

13. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1. Замеш..нный в преступлении человек

2. Постро..нный дом

3.Выкач..нный из шины воздух

4. Засе..нное поле

14. В каком слове пишется одна буква н?

1. Сломле(н,нн)ые прутики

2. Сея(н,нн)ые вчера озимые

3. Девушка образова(н,нн)а

4. Печё(н,нн)ые яблоки

15. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.

В одном месте горная речка пробила (?) встававший отвесной каменной стеной (?) скалистый берег.

1. Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.

2. Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.

3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.

4. Причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Степной воздух(1) наполненный тысячами разных птичьих свистов(2) был жарким (3) а в высоком небе неподвижно стояли ястребы(4) распластавшие свои крылья.

1,2,3,4

1,2,3

1,3,4

2,3,4

17.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1.Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов.

2. Со всех сторон красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами.

3. В железной печи близ закрытой двери, мерцающей толстым инеем, давно погас огонь.

4. Песок бросаемый ветром на скалы, постепенно обтачивает их.

Часть В.

Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-4. Ответами к заданиям 1-4 являются слово или несколько слов.

(1)Старый пруд был затянут ряской. (2)Мы спустились сюда из сада, спугнули плескавшихся здесь диких уток. (3) Неожиданно одна из них тяжело плюхнулась в пруд и поплыла.(4) Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами.(5)Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.(6) Мы прошли вдоль берега пруда. (7) Наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты. (8) Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.

Выпишите из данного текста действительные причастия прошедшего времени.

Укажите вид причастия из предложения (2).

Укажите синтаксическую роль слова «затянут» из предложения (1).

Укажите время причастия заброшенного из предложения (8).

Контрольная работа в форме теста по теме «Причастие. Причастный оборот».

Вариант 2

Часть А.

Выполните тестовые задания. Выберите только ОДИН вариант ответа.

1. Укажите ошибочное утверждение.

1. Причастия обозначают признак предмета.

2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

3.Причастный оборот является одним членом предложения - определением.

4.Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму.

2.Укажите словосочетание «причастие + существительное»:

1. Развешанные картины

2. Вкуснейший пирог

3. Ветреный день

4. Бабушкин сундук

3. Укажите действительное причастие настоящего времени.

1. Обточен

2. Серебряный

3. Спускающийся

4. Потрёпанный

4. Укажите действительное причастие прошедшего времени.

1. Строящийся

2. Капризный

3. Неслышимый

4. Закрывший

5. Укажите страдательное причастие настоящего времени.

1. Окружённый

2. Записан

3. Осенний

4. Оберегаемый

6. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

1. Соломенный

2. Угощавший

3. Найденный

4. Покачивающийся

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1. ПрИбывший

2.НачАвший

3.ВзЯта

4. СоздАн

8. Какое слово неправильно разбито на морфемы:

1.по-краш-енн-ый
2. стекл-янн-ый
3. о-кайм-л-ённ-ый 
4.дорож-к-а

9. Какое слово состоит из пяти морфем?

Просохла

Книжный

Подслушивать

Оттаявшая

10. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1. О меняющ.. йся окраск..

2. В открывш..йся двер..

3. С пахнущ..м перц..м

4. О развевающ..мся знамен...

11. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1. Спрят..вший

2.Проветр..вший

3. Ненавид..вший

4. Зате..вший

12. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Я?

1. Щебеч..щий

2. Люб..щий

3.Пряч..щийся

4. Леч..щий

13. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?

1. Выуч..нный параграф

2.Зате..нная игра

3.Выстир..нный свитер

4. Увенч..нный славой

14. В каком слове пишется одна буква н?

1. Взвеше(н,нн)ые конфеты

2. Плетё(н,нн)ый мастером

3. Женщина взволнова(н,нн)а

4. Кова(н,нн)ые гвозди

15. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.

Только с одного дерева прыснули во все стороны (?) напуганные этим зрелищем (?) птицы.

1. Предложение с причастным оборотом, запятые не нужны.

2. Предложение с причастным оборотом, запятые нужны.

3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не нужны.

4. Причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые нужны.

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Воробей (1) неожиданно взлетевший (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.

1,2,3,4

1,2,3

1,3,4

2,3,4

17.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1.Ямщик посвистывал и лениво переговаривался с женщиной, принёсшей ему хлеб и сыр, завёрнутые в тряпицу.

2.На небе, очистившемся от облаков сияло солнце.

3. Была переходящая в зиму осень.

4.Люба была в туго запахнутом халате, перетянутом поясом.

Часть В.

Прочитайте текст и выполните к нему задания 1-4. Ответами к заданиям 1-4 являются слово или несколько слов.

(1) Картина ещё занавешена полотном. (2)Все ждут художника, который покажет своё творение народу. (3)А вот он, роскошно одетый, в сандалиях с блестящими пряжками, со сверкающим венком на голове.(4)У него вид избалованного славой человека.(5) Приковывает внимание его взгляд.(6)Вот художник медленно приподнимает полотно, и горожане видят изображение Прометея. (7) У него лоб испещрён морщинами. (8)Люди с восхищением рассматривают картину.

Выпишите из данного текста страдательные причастия прошедшего времени.

Укажите вид причастия из предложения (4).

Укажите синтаксическую роль слова «испещрён» из предложения (7).

Укажите время причастия сверкающим из предложения (3).

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Вариант 1

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

(Не)ожиданно подул ветер. Он прош_лся (в)доль берега зарябив зерк_ло воды и обломав сухие ветви. Солнце послав на землю последний луч спряталось в серую мглу. Вся природа затаив дыхание зам_рла в ожидании чего(то). Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бе_шумно пош_л снег засыпая все (не)ровности на земле. Снежный ковёр изм_няя обычный наряд леса лёг на ветви берёз осин елей. Снег погл_тил все звуки и создав бе_конечные группы белых фигур погрузил лесное царство в мир безмолвия и покоя.

  1. Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
  1. Выпишите из текста  любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Волки (1) завязая по брюхо (2) отошли в поле (3) и легли (4) повернувшись мордами к деревне.

  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

 Днем волки (1) свернувшись в клубки (2) дремали (3) а она вскакивала (4) кружилась (5) утаптывая снег (6) и будила стариков.

  1. Укажите верное продолжение предложения.

Отправляя важную телеграмму,

1) всегда указывается обратный адрес.

2) обязательно укажите обратный адрес.

3) мне не хватило денег.

4) без обратного адреса её не примут.

  1. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1)     Подойдя к воротам, мне стало страшно.

2)    Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

3)     Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

4)     Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  1. Она стояла, слегка запрокинув голову, и щурясь от яркого света
  2. Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу.
  3. В эту минуту отворилась дверь, и в комнату, робко озираясь вошла девушка.
  4. Где-то каркали вороны, перелетая с ели на сосну, и сбрасывали с ветвей снег.


Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Вариант 2

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Засев однажды в шалаше и уютно устроившись я был уд_влен (не)обычайным зрелищем. Стая лебедей  покружившись над заливом стала садит(?)ся на воду. Я с_дел на маленьком островке и затаив дыхание слушал и наблюдал. Изогнув дли(н,нн)ые шеи лебеди близко плавали вокруг островка. (Не)замечая меня они купались переговаривались.  Я мог бе_шумно наблюдать этих чудес(?)ных птиц. Потом по какому(то) знаку брызгая водою лебеди вдруг стали подниматься и собравшись в стаю пот_нулись дальше на север. Выдерживая строй птицы (в)скоре пр_вратились в темные точки.

  1. Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
  1. Выпишите из текста  любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Боясь поверить своей догадке (1) он медленно повернул голову (2) и (3) увидев белого медведя (4) потянулся к ружью.

  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

 Радуясь оттепели (1) стрекотали сороки (2) а галки (3) перелетали с яблони на яблоню (4)  садились на крышу (5) дергая черными хвостами (6) и переговаривались с сороками.

  1. Укажите верное продолжение предложения.

Потрогав воду,

1) она показалась мне очень холодной.

2) мне расхотелось купаться.

3) я передумал купаться.  

4) её температура была слишком низкой.

7. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1)    Входя в помещение, здоровайся всегда первым.

2)    Порывы ветра сдувая листву и ломая хрупкие ветки.

3)    Подавая для приветствия руку, с нее снимается перчатка.

4)    Витя вспомнив о забытом мяче и отправился за ним.

      8. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

1) Надвигалась гроза, и туча набирая силу поднималась из-за леса.

2) Сдвинув на затылок косынку, и опираясь на швабру, девочка прибирала комнату.

3) Собака залилась громим лаем, но, узнав знакомого человека, успокоилась.

4) Залюбовавшись птицами, я забыл о еде и заворожённо сидел в шалаше.

Контрольная работа по теме «Деепричастие»

Вариант 3

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Из ельника прямо мне (под)ноги выкатился медвеж_нок. Малыш(?) склонив голову набок стал с уд_влением меня разглядывать. Я пок_зался медвеж_нку безобидным. Он засопел почёсываясь. В его (тёмно)бурой шубке причиняя боль торчали еловые иголки. Я погладив малыша  стал вытаскивать их из шёрстки. (Не)уклюжий приятель сопел от удовольствия.  Вдруг (с)права призывно урча вывалилась злющая медведица.

      Прижался я к стволу лиственницы стараясь (с,з)держать дыхание. Спас меня малыш(?). Медвеж_нок увидев в зар_слях какую(то) птицу  кинулся в чащу её дог_нять. Медведица развернувшись ринулась за ним

  1. Выпишите из текста по одному деепричастию совершенного и несовершенного вида, письменно докажите, что вы правильно выписали эти деепричастия.
  1. Выпишите из текста  любые три деепричастия, добавив к ним частицу НЕ.
  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Стаи уток (1)  вытянув шеи (2)  высоко взлетали (3) и(4)  покружившись (5) опять опускались (6)  на воду.

  1. Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами.

Тропинка (1) извиваясь (2) шла вдоль высокого обрыва (3)  а в тени (4)  столетних маслин (5) резко поворачивая (6) уходила к деревне.

  1. Укажите верное продолжение предложения.

Увидев красный сигнал светофора,

1) водитель затормозил.

2) автомобиль остановился.

3) машина была остановлена.

4) движение на дороге прекратилось.

  1. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1)    Машина поворачивая и проезжая по проселочной дороге.

2)    Мальчики сев в лодку и отчалили от берега.

3)    Проезжая мимо деревни, на меня напал Белый гусь.

4)    Оставив вещи, мы вышли на улицу.

  1. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

1)    Осенний ветер, нагоняя тучи, и, сдувая листья с деревьев, принес холода.

2)    Между небом и землей, замирая, звенели трели жаворонков.

3)    Солнце осветило горы, выделяя их на посветлевшем небе.

4)    Березки, шелестя  золотой листвой  слегка покачивались и сверкали на солнце.


Критерии оценивания

Номер задания

Критерии

Баллы

1

в соответствии с нормами проверки письменных работ  за

отсутствие орфографических пунктуационных ошибок

отсутствие пунктуационных ошибок

5 баллов

5 баллов

2

Правильно выписано деепричастие, определен его вид и записан вопрос, на который деепричастие отвечает

2 балла

3

Правильно выписаны три деепричастия и написаны раздельно с НЕ

3 балла

4

Указаны верно все цифры, на месте которых стоят запятые при деепричастном обороте

1 балл

5

Указаны верно все цифры, на месте которых стоят запятые при деепричастном обороте

1 балл

6

Указано верно продолжение предложения

1 балл

7

Указано верно предложение, в котором нет грамматической ошибки в употреблении деепричастного оборота

1 балл

8

Указаны верно два предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания

1 балл

«5» - 20-19 баллов

«4» - 18-16 баллов

«3» - 15-10 баллов

«2» - 9-0 баллов

Ответы на тестовую часть работы

Задание

1 вариант

2 вариант

3 вариант

2

По выбору учащихся

3

По выбору учащихся

4

124

134

1245

5

1256

156

1256

6

2

3

1

7

2

1

4

8

13

12

14

Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.

I вариант

1.Наречие – это

А) часть речи, обозначающая действие предмета

Б) часть речи, обозначающая признак предмета по действию

В) часть речи, обозначающая признак действия

2.По значению наречия можно разделить на два  разряда: (указать какие)

3. Укажите наречие:

А) рожь        Б) пустошь         В) настежь     Г) съешь.

4. Наречия:

А) изменяются по числам;     Б) изменяются по лицам;        В) не изменяются.

5.  От какого слова образовано наречие трудно?

А) трудный         Б) труд           В) трудиться           Г) трудность

6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

А) слепой            Б) толковый              В) местный         Г) торопливый

7. Укажите слово, называющее признак действия:

А) чтение вслух      Б) читать вслух

8. Найдите слово, называющее признак признака:

А) совершенно тихий         Б) произведение совершенно

9. Определите разряд наречий: назло, напоказ, нарочно

А) места       Б) времени        В) причины       Г) цели

10. Определите разряд наречия в предложении: «Сладко цокают в полночь копыта по торцовой сухой мостовой»

А) меры и степени           Б) образа действия

11.  Установите соответствие:

1.  Поступить (не)лепо                      3.  Совсем  (не)интересно

2.  Говорить (не)искренне                 4.  Пишет (не)брежно

А) Слитно               Б)  Раздельно

12. Укажите наречия с буквой О на конце:

А) накрепк…; засветл…; насух…          

Б) издавн…; досыт…; справ…

13. В какой цепочке слов пишется НН?

А) беспрепятствен…о, зачарован…о, умышлен…о

Б) бесследн…о, прекрасн…о, известн…о

14. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)нашему       Б) (по)короче         В) (по)твоему заданию

15. Найдите случай дефисного написания

А) (в)третьих, это неправильно       Б) (в)третьих рядах засмеялись

16. Как пишутся данные наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

А) слитно      Б) раздельно     В) через дефис

17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

А) во всё горло          Б) хоть пруд пруди        В)  во все лопатки       Г) спустя рукава                       Д) за тридевять земель     Ж) при царе Горохе     З) в час по чайной ложке

И) из рук вон        К)  как убитый        Л) время от времени       М) рукой подать.

18. Выпишите наречия из предложения: Вначале мы ни о чём не говорили, а на следующий день наперебой начали обсуждать случившееся.

19. Составьте предложения с парами слов: вовремя – во время

20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.

Тест по русскому языку по теме "Наречие". 7 класс.

II вариант

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета

Б) признак действия

В) признак предмета по действию

2. По значению наречия можно разделить на два  разряда: (указать какие)

3. Укажите наречие:

А) дрожь        Б) помощь         В) наотмашь     Г) спрячь.

4. Наречия:

А) изменяются по лицам;

Б) изменяются по числам;

В) не изменяются.

5.  От какого слова образовано наречие пусто?

 А) пустота         Б) пустой            В) пустеет          Г) пустошь

6. Определите, от какого прилагательного не образуется наречие.

 А) плотный           Б) щедрый              В) крестьянский         Г) медлительный

7. Укажите слово, называющее признак действия:

А) ходьба вразвалку      Б) ходить вразвалку

8. Найдите слово, называющее признак признака:

А) гармонично вписалось        Б) гармонично развитый

9. Определите разряд наречий: тотчас, рано, накануне

А) места       Б) времени        В) причины        Г) цели

10. Определите разряд наречия в предложении: «Кот втихомолку слопал полсосиски, добравшися до миски»  

А) меры и степени        Б) образа действия

11. Установите соответствие  слитного-раздельного  написания НЕ с наречием

1) Яблоко от яблони (не)далеко падает.

2) (Не)мудрено взять, а мудрено дать.

3) (Не)правдой нажитое впрок не пойдет

4) (Не)в службу, а в дружбу

А) Слитно               Б)  Раздельно

12. Укажите наречия с буквой О на конце:

А) направ…; запрост…; влев…        

Б) изжелт…; добел…; справ…

13. В какой цепочке слов пишется одна Н?

А) нечаян…о, медлен…о, торжествен…о

Б) безжалостн…о, сильн…о, трепетн…о.

14. Найдите случаи использования дефиса:

А) (по)больше        Б) (по)царски        В) (по)моему мнению

15. Найдите случай слитного написания:

А) (в)крутую сваренные яйца         Б) (в)крутую попал переделку

16. Найдите предложение с наречием, пишущимся слитно:

А) Если в апреле земля перепреет, значит, (во)время май посеет.

Б) Не разговаривай (во)время еды – наделаешь беды!

17. Замените каждый из фразеологизмов одним словом (наречием)

А) во всё горло          Б) хоть пруд пруди        В)  во все лопатки       Г) спустя рукава                       Д) за тридевять земель     Ж) при царе Горохе     З) в час по чайной ложке

И) из рук вон        К)  как убитый        Л) время от времени       М) рукой подать.

18. Выпишите наречия из предложения: Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода и земля гулко звенит под ногами.

19. Составьте предложения с парами слов: навстречу – на встречу

20. Объясните значение слова тщетно, подобрав к нему наречия – синонимы.

Ответы:

I вариант

II вариант

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

1.

В

1.

Б

2.

Определительные

Обстоятельственные

2.

Определительные

Обстоятельственные

3.

В

3.

В

4.

В

4.

В

5.

А

5.

Б

6.

В

6.

В

7.

Б

7.

Б

8.

А

8.

Б

9.

Г

9.

Б

10.

Б

10.

Б

11.

1А, 2А, 3Б, 4А

11.

1А, 2Б, 3А, 4Б

12.

А

12.

А

13.

А

13.

Б

14.

А

14.

Б

15.

А

15.

А

16.

В

16.

А

17.

А) громко

Б) много

В) быстро

Г) неохотно

Д) далеко

Ж) давно

З) мало

И) плохо

К) крепко

Л) редко

М) близко

17.

А) громко

Б) много

В) быстро

Г) неохотно

Д) далеко

Ж) давно

З) мало

И) плохо

К) крепко

Л) редко

М) близко

18.

Вначале, наперебой

18.

Ещё, по-осеннему, гулко

19.

19.

20.

Напрасно, бесполезно, безрезультатно

20.

Напрасно, бесполезно, безрезультатно

7 класс

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

1 вариант

Часть А

1. Выберите ошибочное утверждение.

     1) Частица – служебная часть речи, которая придает смысловые оттенки словам и предложениям.

     2) Частица – второстепенный член предложения со значением признака предмета

     

2. В каком предложении все слова пишутся СЛИТНО?

  1. Имейте (в)виду: правила дорожного движения (не)обходимо соблюдать (не)укоснительно.
  2. (В)связи с (не)прибытием самолёта рейс откладывается.
  3. (В)следствие обильного снегопада на улицах образовались автомобильные пробки.
  4. (По)середине дороги двигался снегоочиститель.

3. Укажите сочинительный союз

     1) словно   2) зато   3) потому что   4) хотя

4. В каком предложении есть частица

     1) Даже солнце сегодня светит ярче.

     2) Из окон мне было видно море.

     3) Бабушка крепко держала меня за руку.

     4) Я люблю смотреть, как падает снег.

5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

     1) Благодаря дождя   2) наперекор обычаю   3) согласно графику   4) вопреки  предсказанию

6. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно.

     1) Он перевел деньги (на) счет в банке.

     2) Изменить ( в) роде, числе, падеже.

     3) Дождь продолжался (в) течение недели.

     4) (В) следствие какой-то задержки мы отстали от группы.

7. В каком ряду все частицы пишутся РАЗДЕЛЬНО?

  1. Посмотрел(бы), больно(же), скажи(ка)
  2. Дай(ка), хорошо(ли), объяснил(бы)
  3. Напугал(то), угадай(ка), замолчи(же),
  4. Встретить(бы), далеко(ли), страшно(же)

8. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся раздельно

     1) (не)мог сделать, враг (не)доумевал

      2) (не) написанное мною письмо, (не) зная бедности

     3) (не)кем заменить, (не) благодаря за угощение

     4) ему (не)спалось, (не)здоровый вид

9. В каком предложении во всех словах пишется НЕ?

  1. Н.. дождь, н.. снег, н.. склонять н.. способны испортить мне настроение.
  2. Где бы я н.. бывал, всегда тосковал по дому.
  3. Где я только н.. бывал!
  4. Он н.. ризу н.. был в Петербурге.

                               

Часть Б

Прочитайте текст и выполните задания.

 (1) Река шла причудливыми изгибами. (2) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами. (4) Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как будто медные литые мосты.(6) Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. (7)Лишь кое-где на берегах стояли шалаши и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (По К.Паустовскому)

1. Определите стиль текста.

2. Из предложения 2 выпишите предлоги с существительными.

3. Напишите номер предложения с подчинительным союзом

4. Выпишите все частицы из этого текста.

5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.

                               

                                   

7 класс

Контрольная работа по теме «Служебные части речи»

2 вариант

Часть А

1. Выберите ошибочное утверждение.

     1) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи слов в словосочетании и предложении.

     2) Предлог – служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения.

2. В каком предложении используется не производный предлог, а существительное с предлогом?

  1. Мы хотели бы поговорить (на)счёт оформления реферата.
  2. (В)виду болезни преподавателя уроки отменяются.
  3. (На)встречу выпускников старался прийти каждый.
  4. Купи, пожалуйста, ряженку (в)место кефира.

3. Укажите подчинительный союз

     1) тоже   2) что   3) или   4) однако

4. В каком предложении нет  частицы.

     1) Вот уже кое-где мелькают деревья.

     2) Понравилась ли тебе музыка?

     3) Бежит и бежит вдаль дорога.

     4) Ты же сам написал мне письмо.

5. Укажите ошибку в употреблении служебных частей речи.

     1) оплатить за билет   2) указать на недостатки   3) вера в правоту   4) согласно графику

6. В каком предложении выделенное слово пишется слитно.

     1)На лыжах (по) этому полю мы шли впервые.

     2) Что (бы) подарить другу на день рождения.

     3) (В)начале апреля к нам вернутся птицы.

     4) Это событие нас  то(же) удивило.

7. В каком ряду оба слова с НЕ пишутся слитно.

    1) ничем (не) нарушаемая тишина, (не)большое озеро

     2) (не)легко решить, (не)смотря на предсказания

     3) путь (не) окончен, (не)стерпимая боль

     4) (не) на кого надеяться, (не) знакомец

8. В каком предложении ТАК(ЖЕ) пишется раздельно?

  1. Мы долго гуляли по городу, заходили в Эрмитаж и Русский музей, так(же) в Казанский собор.
  2. Так(же), как и моя подруга, я хочу поехать в Прагу.
  3. На празднике дети пели, танцевали, играли, а так(же)читали стихи.
  4. Миша, Вова, а так(же) Коля приняли участие в городской олимпиаде по литературе.

9. В каком предложении перед союзом И должна быть запятая?

  1. Тем утром было тепло и солнечно и мы решили пойти купаться на наше озеро.
  2. На школьных праздниках и концертах всегда выступают старшеклассники и малыши.
  3. Они посмотрели все фильмы с участием этого актёра и прочитали все интервью, которые он давал в различных журналах и газетах.
  4. Снег плотно укрыл землю своим белоснежным одеялом, накинул пушистые муфты на ветви деревьев и кустарников и надел снежные шапки на крыши домов.

Часть Б

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Я люблю северный лес за торжественную тишину которая царит в нем.(2) Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога. (3) Лишь между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. (4)Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками.(5) Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями.(6) Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. (7)Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.  (По Д. Мамину-Сибиряку)

1. Определите стиль текста.

2. Из предложения 3 выпишите предлоги с существительными.

3. Напишите номер сложного  предложения с сочинительным союзом

4. Выпишите все частицы из этого текста.

5. Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой.

                                   

       Ответ

1 вариант

2 вариант

Часть А

1 -2

2- 3

3-2

4-1

5-1

6-3

7-4

8-2

9-3

Часть А

1-2

2-3

3-2

4-3

5- 1

6-4

7-2

8-2

9-1

Часть Б

1-художественный

2- над водой, с берега, на берег, в вышине

3- 5

4 почти, не,  лишь

5 - 7

Часть Б

1-художественный

2-между стволами, в течение десятилетий

3- 6

4- лишь. точно

5 -1

Контрольная работа по морфологии, орфографии, морфемике.

Вариант 1

  1. Назовите самостоятельные части речи. В скобках после названия каждой части речи приведите по три примера.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по группам: 1) проверяемые гласные; 2) непроверяемые гласные в корне слова: уб…ждение, прод…лжение, в…сёлый, об…гащать, т…рритория, раз…единять
  2. Расставьте ударение в словах, обозначьте звуки на месте подчёркнутых букв: включит, принял, партер, звонит, индекс;
  3. Записать одно из правил правописания глаголов, проиллюстрировать его примерами.
  4. Сделайте письменный фонетический разбор слов: поешь


Контрольная работа по морфологии, орфографии, морфемике.

Вариант 2

  1. Назовите служебные части речи. В скобках после названия каждой части речи приведите по три примера.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя слова по группам: 1) проверяемые гласные; 2) непроверяемые гласные в корне слова: ср…жение, др…знить, вообр…зить, изд…лека, л…нейка, к…пуста
  2. Расставьте ударение в словах, обозначьте звуки на месте подчёркнутых букв: повторит, не жил, шоссе, яичница, тире
  3. Записать одно из правил правописания глаголов, проиллюстрировать его примерами.
  4. Сделайте письменный фонетический разбор слов: поешь


 Промежуточная  аттестация

7 класс

Задание №1. Прочитайте текст,  вставьте  пропущенные орфограммы и знаки препинания, где нужно.

(1) Он ра(с/з)двинул кусты жимолости и с..рени и скрылся в зелени под стеной часовни. (2)Я послед..вал за ним и очутился на плотно утоптан(?)ой площадке скрывающейся в зелен(и/е).      (3) Между стволами черёмухи я увид..л в земле большое отверстие с землян(?)ыми ступенями ведущими (в)низ. (4) Валек спустился туда пр..глашая меня за собой, и через (не)сколько с..кунд мы оба очутились в темноте.  (5) Взяв мою руку Валек повёл меня по какому(то) у(з/с)кому сырому к(а/о)ридору, и, круто повернув (в)право мы вдруг вошли в просторное подз..мелье. (6) Я остановился у входа, пор..жённый (не)виданным зрелищем.  

                                                                                                            (По В. Короленко)    

Задание №2. В каком предложении текста есть объяснение, какое впечатление произвело на мальчика подземелье? Напишите номер этого предложения.

Задание №3. Определите стиль и тип речи. 

Задание №4. Выберите из предложенного списка художественный приём, который используется в предложении №6 («невиданным зрелищем»), выпишите его.

  1. сравнение
  2. эпитет
  3. метафора
  4. олицетворение
  5. гипербола

Задание №5. Какая смысловая частица попала в группу формообразующих частиц? Выпишите её.

  1. пусть
  2. давай
  3. неужели
  4. бы
  5. более

Задание №6. Из предложения №1 выпишите грамматическую основу.

Задание №7. Укажите, сколько деепричастных оборотов встречается в предложении №5. Ответ напишите цифрой.

Задание №8. Из предложения №5 выпишите все наречия.

Задание №9. Разберите по составу слово утоптан(?)ой из предложения №2.

Задание №10. Из предложения №2 выпишите причастия. Укажите их вид и время.

Задание №11. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Отключив телефон, он лёг спать.

2) Благодаря слаженной работе всего коллектива аварию удалось предотвратить.

3) Отправляйтесь на урок согласно расписания.

4) Меня не раз охватывал смех, читая комедию «Ревизор».

Задание №12. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота допущена ОШИБКА?

1) Вернувшись с прогулки, мы сели пить чай с баранками.

2) Выставка, открывшаяся сегодня в Доме художника, посвящена европейской живописи начала ХХ века.

3) Тиха и торжественна земля, покрытая первым снегом.

4) Ожидая результатов экзамена, у Ольги даже повысилась температура.

Задание №13. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

1) (По)истечени.. срока действия лицензия была отозвана.

2) Это надо иметь (в)вид...

3) Дожди шли (в)продолжени.. всего лета.

4) (В)последстви.. Фёдор хорошо научился разбираться в марках автомобилей.

Задание 14. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Я зашёл, что(бы) обсудить важную проблему.

2) Света выучила то(же) стихотворение, что и Максим.

3) Встретиться им так и не удалось, (за)то они часто перезванивались.

4) Мы устали (и)так замёрзли, что решили вернуться домой.

Задание 15. Из данного предложения выпишите слова, в которых на месте указанных цифр пишется буква И.

В заброшенную беседку н(1)кто н(2) ходит н(3) летом  н(4) зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6-7 класса "Кладовая Буквоеда"

 Программа призвана помочь учащимся  войти в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово   изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности,  повысить мотивацию к об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

Программа внеурочной деятельности учащихся "Русские подвижные игры" 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Русские подвижные игры» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...