Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Материал содержит описание приёмов на уроках литературы для подготовки к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Использование предложенных форм работы помогает формировать у учеников основной школы устойчивый навык аналитического (смыслового) чтения, а в дальнейшем -  умение вводить аргументы из художественной литературы в сочинения по русскому языку нравственной тематики без затруднений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С каждым годом модель контрольно-измерительных материалов для проверки знаний по русскому языку в 9 классах, на мой взгляд, становится сложнее. Очевидно, что сокращение тестовой части, давно переставшей быть классическим тестом, и одновременное расширение тематического охвата в каждом из заданий приводят к низким результатам наших учеников и поиску новых форм подготовки к экзамену. Не секрет, что каждый учитель русского языка работает на перспективу и точно знает цену каждой темы: любая неотработанная орфограмма или пунктограмма, непОнятый этап анализа словосочетания или предложения аукнется в 9, 11 классах при подготовке к экзамену. Я убедилась в том, что коллегами найдено множество оптимальных форм, предполагающих высокие результаты наших учеников.

Я же, будучи недавно членом муниципальной комиссии по проверке работ по русскому языку на репетиционном экзамене, увидела очевидные трудности в выполнении задания 9.3. И хотя наилучшие приёмы в подготовке к сочинению всеми уже отобраны, тексты девятиклассников не всегда соответствуют требованиям.  Поэтому я решила поделиться одной из форм подготовки к заданию 9.3.

Напоминать композицию сочинения не буду: не хочу отнимать время. Введение в тему сочинения 9.3 вопроса, конкретизирующего нравственное понятие, по-моему, облегчает получение 2 баллов по первому критерию. Отвечая на вопрос, выпускник неизбежно включает комментарий. Именно с комментарием, расширением понятия у многих девятиклассников возникали трудности. Теперь же важно научить формулировать чётко ответ на вопрос, то есть заявить тезис, который станет стержнем сочинения.

Проблем с подбором аргумента из текста, как правило, нет. Однако иллюстрация из жизненного опыта часто ставит учеников в тупик. Учу своих учеников, что жизненным опытом мы должны считать опыт общества: художественную литературу, жизнь учёных, писателей, художников, композиторов – известных людей. Это помогает девятиклассникам использовать знания по разным предметам и показывает, как важен широкий кругозор. Конечно, история о вовремя снятом с высокого дерева котёнке демонстрирует проявление заботы о братьях наших меньших, но, учитывая, что через несколько месяцев после получения аттестата за основную школу ребята уже начнут проявлять себя в сочинениях формата допускного, я стремлюсь ставить перед учениками планку другого уровня.

Для того чтобы показать связь изучаемых произведений по программе литературы с сочинением по русскому языку, провожу сочинения, интегрируя работу по литературе и подготовку к заданию 9.3. Произведение становится текстом, на основе которого нужно написать сочинение в соответствии с требованиями к композиции сочинения ОГЭ по русскому языку (из произведения нужно привести два аргумента для иллюстрации тезиса, а тезис должен стать стержнем сочинения с микровыводами и кольцевой композицией).

Так, по произведению «Слово о полку Игореве» были предложены темы:

  • Что такое любовь к Родине? Как проявляется любовь к Родине?
  • Что такое жизненный опыт? Что значит жизненный опыт для человека, имеющего власть?

При изучении комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» были написаны сочинения по темам:

  • Что такое любовь? Почему любовь бывает слепа?
  • Что такое цель жизни? Когда цель жизни человека вызывает презрение?

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Темы:

  • Что такое дружба? В каком случае невозможна настоящая дружба?
  • Что такое любовь? Почему любовь вызывает страдания?
  • Что такое эгоизм? Почему эгоисты обречены на несчастье?
  • Что такое эгоизм? Почему эгоисты делают несчастными окружающих?

В завершении обсуждения романа М.Ю.Лермонтова  «Герой нашего времени» составила следующие темы:

  • Что такое счастье? Почему люди бывают несчастны?
  • Что такое смысл жизни? Что значит для человека смысл жизни?
  • Что такое любовь? Почему любовь может заканчивать трагично?
  • Что такое понимание? Почему часто человек сталкивается с непониманием?
  • Что такое драгоценные книги? О чём задумываемся, размышляя о судьбе Григория Печорина?

После подобных письменных работ девятиклассники смело используют в качестве аргумента изученные на уроках литературы художественные произведения. Кроме того, думаю, после подобных заданий проще будет понять структуру допускного сочинения по литературе в 10-11 классах.

Планирую подобную практику использовать и для творческих работ в шестом и восьмом классах. Так постепенно будет пополняться копилка нравственно-этических понятий, а анализ произведений, подчинённый идее того или иного понятия, надеюсь, сохранит в памяти тексты, мысли, чувства.

Думаю, коллеги, объединившись, мы сможем преодолеть все трудности в подготовке ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 18 задание "Знаки препинания в СПП"

Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 18 задание "Знаки препинания в СПП"...

Контрольная работа по теме «Обособление обращений и вводных слов» (10 вариантов) в рамках подготовки к заданию № 10 ОГЭ Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Данная разработка поможет учителю -предметнику качественно подготовить учащихся к заданию № 10 ОГЭ. Контрольная работа может быть использована как в 8 классе после изучения тем "Обращение", ...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...

Подготовка к заданию 9.3. ОГЭ по русскому языку

Подготовка к заданию 9.3. ОГЭ по русскому языкуТаблица понятий и аргументов...

Подготовка к заданию 27 (сочинение -рассуждение по русскому языку)

Тексты для подготовуи к сочинению-рассуждению (задание 27 по русскому языку) и задания к ним...