Полные и краткие имена прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кривилева Светлана Николаевна

формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polnye_i_kratkie_imena_prilagatelnye_2.docx125.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

УМК: В.В.Бабайцева.

Учитель; Кривилева С.Н.

Тема урока: Полные и краткие имена прилагательные.

Цель урока: формирование представлений о краткой форме имени прилагательного: грамматических особенностях, написании и употреблении в речи.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование интереса к урокам русского языка, ответственности, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников;
  • воспитание внимания и активности учащихся на уроке;
  • умения обобщать и делать выводы;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные: Регулятивные:

  • умение ставить цель, планировать свою работу, ориен- тироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку, формулировать цель на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё дей- ствие в соответствии с поставленной задачей, вносить не- обходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

  • осуществлять поиск и сбор информации;
  • умение работать в коллективе;
  • умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • эффективно сотрудничать в совместном решении задачи;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

 Познавательные:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся за- пас знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: Образовательные:

  • научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах.

Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно находить в словах изу- чаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к русскому языку;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Средства обучения: проектор, экран, карточки, учебник.

Формы работы обучающихся: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемая УДД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: психологический настрой учащихся, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут  внимание, находчивость и смекалка.

- На ваших столах лежит текст. Прочитайте, скажите, о каком животном идет речь.

    Он стоит в лучах яркого  весеннего солнца! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно- бурый, а на ногах, словно белые, чулки.

– Кто же это?

- Кто из вас, ребята, уже видел лося?

 

    Беседа.

Вовлекаются в пространственную деятельность на уроке.

Слушают внимательно текст.

Лось.

Беседа.

П - извлечение. информации из текста

Л – самоопределение на уроке, нравственно – этическое. оценивание усваиваемого содержания.

Р – планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: вспомнить ранее изученный матери- ал по прилагательному, уметь быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное с целью осмысления и применения этой информации.

- Какие слова помогли вам узнать этого животного?

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное?

  • В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
  • задание выполнено правильно, ставьте !;
  • задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
  • С чего начнем наше познание нового?
  • Давайте выпишем эти слова вместе с существительными, распределив их по признакам и выделив окончания.

Работа с классом (работа в паре).

Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный;

огромные корни-рога.

Слова, описывающие животное, относятся к прилагательному.

С повторения, что знаем по теме: «Имя прилагательное».

Выписывают прилагательные вместе с существительными, распределив по признакам.

Таблица высвечивается на экране (учащиеся проверяют).

П: извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ Р: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения

М.р. ед.ч

ж.р. ед.ч

Ср.р.

ед.ч

Мн.ч

К: формулирование понятных высказываний, используя тер- мины, в рамках учебного диалога.

Облик

(какой?) своеобразный, гигант (какой?) лесной

сам (какой?) тяжёлый, грузный конь (какой?)

скаковой

морда

(какая?) длинная, горбоносая

солнце

(ка-

кое?) яркое, весен- нее,

рога

(какие?) огромные ноги (какие?) высокие,

стройные чулки (какие?) белые

-ой (-ый)

-ая

-ое

(-ее)

-ие (-ые)

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники. Кто хочет стать консультантом?

  • Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
  • Какие знания вы применяли при заполнении

таблицы?

 Один из учеников проверяет выполнение и говорит: «Задание выполнено верно».

Делают вывод.

Материал усвоен на достаточном уровне.

Прилагательные ставятся в том же

роде, числе, что и существительные.

III. Выявление места и причины затруднения в проблемном учебном действии.

Цель этапа: работа с информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к

«новому».

- Запишем пословицу.

 Корень учения горек, а плод сладок.

  • Докажите, что это пословица.
  • Как вы думаете, какие ключевые слова помогают понять смысл пословицы?

-Эта пословица строится на примере антонимии. Назовите две пары антонимов.

  • Какой частью речи, по-вашему, являются слова горек и сладок?
  • Но где у них падежные окончания? И на вопрос какой? (какая? какое?) они не отвечают. У кого какие мнения по этому вопросу?

Пишут предложение.

Краткость, афористичность, ее смысл имеет отношение ко всем людям, эта мудрость  любого народа.

Антонимы: корень – плод, горек – сладок.

Слова горек и сладок являются прилагательными.

Отвечают на вопросы.

П: анализ, построение логической цепи рассуждений Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

К: учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; достижение согласования общего решения; осознание ответственности за общее дело.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: работа с информацией, систематизация и наглядное графическое представление существенных признаков кратких прилагательных.

-Сравните прилагательные: ГОРЕК - ГОРЬКИЙ СЛАДОК - СЛАДКИЙ

- Все ли прилагательные одинаковы?

- Как вы думаете, почему их так назвали «полные» и «краткие» прилагательные?

- Какова же цель нашей дальнейшей работы?

- Ребята, определите тему нашего урока. Запишите её.

-Что нужно сделать, чтобы изучить краткие прилагательные?

Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?

 Работа с учебником.

2.Мини – исследование.

 Выполнение упражнения (упр.245).

Нет. В первом столбике-краткие прилагательные, а во втором-полные.

Мы должны научиться различать полные и краткие прилагательные,

определять их роль в предложении.

Тема урока: полные и краткие прилагательные.

Для того чтобы изучить краткое прилагательное, надо провести наблюдение, сравнить его с полным прилагательным по всем признакам.

Главное понятие нашего урока - краткие прилагательные.

П: анализ, син- тез, извлечение из текста необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний.

К: учёт разных мнений, выражение мыслей; аргументация своего мнения.

- Подбираем глаголы, с помощью которых мы вый-

Учащиеся предлагают глаголы:

П: анализ , срав-

дем на понятие «краткое прилагательное».

отвечает, образуется, изменяется,

нение, классифи-

является.

кация; извлече-

Получается запись:

ние информации

Краткие Отвечают на        прилагательные          

        Являются

- каков (а, о, ы)?        сказуемым

Письменно выполняют упражнение 245, проводят наблюдения, работая в группе.

из текста; использование знаково-символических средств;

подведение под

        

Размышляют над заданием.

Учатся работать в группах:

понятие; осознанное

построение

определяют функции каждого

члена группы. Учатся слушать

речевого

высказывания.

мнения сверстников, планировать

Р: контроль,

(Возможные вопросы):

свою работу. Выполняют

самооценка, кор-

-Были ли у вас затруднения?

взаимопроверку.

рекция, волевая

-Если один из признаков у вас не определён, то

Работают с информацией учебника,

саморегуляция в

какие способы решение вы можете предложить?

систематизируют её.

ситуации затруд-

-Предлагаю группам поменяться своими работами.

нения

-Можете ли вы согласиться с ребятами другой

К: учёт разных

группы?   (устные ответы)

мнений, исполь-

Краткое прилагательное связано с

зование критери-

- А теперь вопрос трудный, но интересный: почему

подлежащим.

ев для обосно-

краткие прилагательные не имеют падежных форм?

вания своего

(если дети затрудняются в ответе, то можно пред-

мнения.

ложить ступенчатую работу по предложению):

- С каким членом предложения в первую очередь

связано краткое прилагательное?

- А в каком падеже стоит всегда подлежащее?

- Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и сказуемому не нужны падежи.

- Таким образом, различия П и К прилагательных: к К прилагательному ставится краткий вопрос

– каков? К не изменяются по падежам, а в

предложении являются только сказуемым.

Подлежащее всегда стоит в име- нительном падеже – и только.

Полные прилагательные – это такие прилагательные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменяются по чис- лам, падежам и родам. В предложе- нии являются определениями или сказуемыми.

V. Реализация построенного проекта.

1.Задание. - Посмотрите, на доске стихотворение А.С. Пушкина. Это отрывок из поэмы «Полтава».

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо.

Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух.

Чуть трепещут

Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над белой церковью сияет…

  • Найдите прилагательные и задайте вопросы к ним.

- Были ли трудности при выполнении задания?

  • Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока.

2. Распределительный диктант.

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

- Выделите окончания, определите род, число прилагательных

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ночь украинская (какая?)

ночь тиха (какова? Тополей сре- бристых (каких?) небо прозрачно (каково?)

церковью белой (какой?)

Нет, мы с ним легко справились.

Если сомневаемся в произноше- нии слов, необходимо обратиться к орфоэпическому словарю, спросить у знающего человека, задать вопрос в Поисковике.

П: структуриро- вание знаний, анализ, аналогия; рефлексия спо- собов действия в ситуации.

К: следование в произношении слов по речевым нормам.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: про- говаривание и за- крепление нового знания, выявление пробелов первич- ного осмысления изученного мате- риала.

3. Орфоэпическая минутка:

- Ребята, в кратких прилагательных, состоящих из 1-2 слогов, ударным, как правило, является окончание женского рода, в остальных случаях ударение падает на основу.

-Образуйте формы кратких прилагательных. Поставьте ударения.

Правый – прАв, прАво, прАвы, правА Юный – Юн, Юно, Юны, юнА

- Какая орфограмма в слове «юный» присутствует?

- Придумайте и запишите свои примеры произно- шения кратких прилагательных. (Примеры)

-Если вы сомневаетесь в произношении слов, как вы должны поступить?

Вывод: в К прилагательных, состоящих из 1-2 слогов, ударение на окончание падает только у прилагательных женского рода. Не знаешь, как произнести слово - посмотри в словарь, спроси у

учителя.

 

Правый – прАв, прАво, прАвы, правА.

Юный – Юн, Юно, Юны, юнА.

Если сомневаемся в произноше- нии слов, необходимо обратиться к орфоэпическому словарю, спросить у знающего человека, задать вопрос в Поисковике.

Физминутка

VII.Этап самосто- ятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: отработка навыка правильного упо- требления в речи кратких прилага- тельных;

переход к другому виду деятель- ности; развитие активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятель- ности у учащихся, самостоятельности мышления.

1.Игра «Корректор»

- Ребята, вам предложены карточки с предложения- ми, которые, возможно, нуждаются в корректиров- ке (изменении).

- Прочитайте эти предложения и дайте правильный вариант его написания. Подчеркните грамматиче- ские основы предложений.

Карточка:

«Неправильно»        « Правильно»

П: анализ, син- тез, сравнение

К: использование критериев для обоснования сво- его суждения

Р: оценка своей деятельности

День был светл, тёпл. Лис хитр.

День был светел, тёпел. Лис хитёр.

День был светел, тёпел. Лис хитёр.

Он обязаннный это делать. Мы очень радые.

Он обязан это делать. Мы очень рады.

Он обязан это делать. Мы очень рады.

Наш край известный своими степями.

Вася больной гриппом.

Наш край известен своими степями.

Вася болен гриппом.

Наш край известен своими степями.

Вася болен гриппом.

Ксюша и Катя счастливые и здоровы!

Алина осторожная и

внимательна.

Ксюша и Катя счастливы и здоровы.

Алина осторожна и

внимательна.

Ксюша и Катя счастливы и здоровы.

Алина осторожна и внимательна.

-Да, ездили на автобусе, на трамвае.

-При необходимости задайте вопрос.

Вывод: будь внимательным к словам в своей речи.

2.Диалог – ситуация

- Вы ездили по городу на автобусе? На трамвае? Особенно в час пик?

  • Как пишутся эти слова? (Картинки этих средств передвижения: автобус, трамвай.)

М.р. ед.ч

ж.р. ед.ч

Ср.р. ед.ч

Мн.ч

Облик (какой?) своеобразный, гигант (какой?) лесной

сам (какой?) тяжёлый, грузный конь (какой?)

скаковой

морда (какая?) длинная, горбоносая

солнце (какое?) яркое, весеннее,

рога(какие?) огромные ноги(какие?) высокие, стройные чулки (ка- кие?) белые

-ой (-ый)

-ая

-ое (-ее)

-ие (-ые)

Полные

Краткие

Красивый, вы-

Недобр, низок,

сокий, богатый,

зол, светел,

темный, горячий,

колюч, краток,

краткий,

могуч, красив.

  • Представим себе ситуацию: автобус полон людь- ми, а вам нужно продвигаться к выходу, впереди еще много пассажиров, не выходящих на вашей остановке. Как вы к ним обратитесь с просьбой, используя данные слова.

Будьте добры! Будьте любезны!

Будьте внимательны! (Проигрывание ситуации)

- Зачем нам нужны такие слова?

  • Есть ли здесь прилагательные? Докажите.
  • Какие «добрые» слова вы ещё знаете?

Вывод: Относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе.

-Это словарные слова, с непрове- ряемой гласной в корне. (Автобус, троллейбус, трамвай.)

Работая в группах, в парах ре- шают типовые речевые задания. Рассуждают. Доказывают, что предложенные слова являются прилагательными. Делают вывод по этому виду работы.

-Будьте добры! Будьте любезны! Будьте внимательны!

- В данных предложениях встреча- ются краткие прилагательные. Они отвечают на вопрос каковы?

П: осознанное и произвольное

построение рече- вого высказыва- ния; сравнение. К: рефлексия способов и ус- ловий действий; учебное сотруд- ничество

Л: следование в поведении мо- ральным нормам и этическим требованиям

П: аналогия, доказательства Р: волевая саморегуляция в ситуации затруд- нения.

VIII.Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Упражнение.

- Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок.

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

«Весна идёт! Весна идёт! Мы          

весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи

          стали.                        небесная лазурь. Солнышко с неба луч                                разливает. Сугробы не так уж                 , как зимой. Воз- дух                и         .                                теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё         . А всё-таки на душе

          и         , потому что «весна          

повеяла крылом».

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.

- Найдите полные и краткие имена прилагательные, выделите окончания и подчеркните как члены предложения.

Взаимопроверка (эталон на доске).

 

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи короткие стали.

Чиста небесная лазурь. Солнышко с неба луч золотой разливает. Воздух свеж и прозрачен. Влажным теплом подувает ветер с полей.

Утро ещё прохладно. И всё-таки на душе светло и радостно, потому что «весна душистая повеяла крылом».

Дифференциа-ция по уровню сложности.

IX. Итог урока. Рефлексия. Цель этапа:

развивать умение соотносить полу- ченный результат с поставленной целью и оценивать результат учебной деятельности.

- Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими?

  • В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?
  • Каким членом предложения являются   полные прилагательные?
  • Какими членами предложения являются краткие прилагательные?
  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • Как вы считаете, достигли мы этой цели?

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

- Ребята, составьте синквейн по теме урока.

Различия П и К прилагательных: к К прилагательному ставится крат- кий вопрос – каков? К не изменя- ются по падежам, а в предложении являются только сказуемыми.

Мы должны были научиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.

Самооценка.

Выражают своё настроение.

Составляют синквейн.

П: анализ, реф- лексия способов и условий дей- ствия.

Л: самооценка на основе критерия успешности; са- моопределение.

К: общение в процессе учеб- ной деятельно- сти.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание

Цель этапа: информировать учащихся о домашнем задании, предложить дифференцированное задание.

Четыре уровня домашнего задания (на выбор учащихся):

1. § 34 , упр.248.

2.Подобрать 6-7 пословиц с краткими прилагательными.

3.Написать рассказ, включая в текст имена прилагательные.

4. Мини-сочинение «Мой друг» с употреблением полных и кратких прилагательных.

Выбирают вариант заданий по сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»

Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...

Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....