Преимущества и недостатки дистанционной работы на цифровых платформах Дневник.ру и Сферум
статья по русскому языку (6 класс)

Князев Максим Николаевич

Время от времени во время широкого распространения вирусных инфекций, а также во время ГИА в мае учителя, преподаватели образовательных организаций проводят учебные занятия на различных цифровых платформах дистанционно. В настоящей статье анализируются преимущества и недостатки работы на двух популярных российских цифровых платформах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМАХ ДНЕВНИК.РУ И СФЕРУМ

Князев М.Н.

Указом губернатора Воронежской области №184-у от 13 мая 2020 г. (в редакции от 10 октября 2021 г., указ губернатора Воронежской области №178-у [1]) продлевается на территории Воронежской области действие мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19). Настоящий указ, в частности, предписывает (ст.18) «продолжить сопровождение реализации образовательных программ начального общего, общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до конца учебного года в соответствии с учебными календарными графиками» [2]. В силу этого учителя, преподаватели образовательных организаций продолжили учебный процесс на различных цифровых платформах, позволяющих проводить обучение дистанционно.

В настоящее время таких платформ создано немало: онлайн с возможностью проводить видеоконференции и оффлайн с возможностью участвовать в чатах и пересылать выполненные задания обеспечивает функционал цифровых платформ Zoom, Skype, WhatsApp, Viber, ВКонтакте, Одноклассники, Дневник.ру. Даже непосредственно с рабочего стола Windows 10 сегодня возможно проводить видеоконференции. Но «минусом» всего этого является то, что педагоги как раз и используют все эти платформы для решения педагогических задач – кому как удобно и у кого где лучше получается, - и в этом хаосе совершенно забывают про обучаемого: в один день ему приходится переключаться на десятки цифровых платформ, и порою поиск и пересылка педагогу нужного задания превращается в настоящий квест.

В последнее время государство начало сужать круг используемых в педагогическом процессе цифровых платформ. Так, широко обсуждается в законодательных органах Российской Федерации возможность использовать только отечественное программное обеспечение. Результатом этого обсуждения во многом стало издание Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 19.09.2019 г. N 518 «О включении сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [3]. Позже компанией «Цифровое образование» (совместное предприятие «Ростелекома» и Mail.ru Group) была создана информационно-коммуникационная образовательная платформа «Сферум» и уже в новой редакции Приказа Минцифры РФ включена в реестр отечественного программного обеспечения, о чём «Ростелеком» сообщил 15 апреля 2021 года.

Таким образом, педагог может опираться на функционал двух цифровых платформ, в продвижении которых государство заинтересовано: Дневник.ру и Сферум. На обеих платформах предусмотрена возможность проведения видеоконференций и использование данного функционала в образовании. Именно на них, на их «плюсах» и «минусах» мы и остановимся в настоящей статье.

В прошлом учебном году я проводил видеоконференции в Дневнике.ру: на странице поурочного планирования размещается значок видеокамеры, и когда мы нажимаем на этот значок, пишут: «Урок проводится онлайн» и автоматически создаётся ссылка, эту ссылку видит учащийся в своём электронном дневнике. Уже во время работы оказалось, что платформа Дневник.ру не обеспечивает устойчивую видеосвязь, которую вроде бы можно было компенсировать функционалом чата, но и он не синхронизирован – страницы приходилось перезагружать, чтобы увидеть актуальные сообщения учащихся. В итоге мы пришли к заключению, что платформа Дневник.ру идеально подходит именно как база хранения и статистической обработки учебной документации, а учебное общение лучше перенести в Сферум.

Конечно, ни одна цифровая платформа не обходится без недоработок. В Сферуме их предостаточно, но самая существенная, на мой взгляд, недоработка – это отсутствие приватности: скопировав ссылку доступа на видеоурок, любой пользователь может передать её стороннему человеку, и  этот человек без одобрения администратора окажется на сеансе видеосвязи, также может читать сообщения, ему не предназначенные, может отключать микрофон, видео других пользователей, произвольно загружать медиаконтент, включить демонстрацию своего экрана и, в целом, мешать учителю проводить образовательное мероприятие. Более того, сторонний пользователь может произвольно удалять назначенные уроки из списка мероприятий и даже создать фейковый аккаунт, что-то наподобие «ввв Ха-Ха-Ха». Заявка на создание аккаунта при этом может быть принята любым зарегистрированным в Сферуме пользователем, и этот человек войдёт в сеанс видеосвязи. Получается, что особых прав у администратора вроде бы как и нет. В общем, поступки данного лица подпадают под действие ст.20.1 п.3 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» [4] или ст.20.3.1 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» [5], если пользователем является учащийся этой же школы. Если это совершенно сторонний человек, то его действия квалифицируются по ст.272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации» [6]. Так или иначе, пользователям нужно объяснять последствия возможных правонарушений в сети Интернет, поскольку в случае доказанности их вины законом за это предусмотрено достойное наказание.

Несомненным «плюсом» цифровой платформы Сферум, как я думаю, является стабильная многоканальная конференц-связь, позволяющая включать в общение – что, в целом, редкость для известных мне цифровых платформ – большую аудиторию слушателей без ущерба для самого мероприятия и иметь под рукой инструменты управления этой обширной аудиторией.

В Сферуме педагог заблаговременно создаёт урок-«событие», включает в него нужных участников, чат создаётся автоматически и ссылка на урок уходит в чат участникам мероприятия автоматически, но эта ссылка пока нерабочая, потому что не запущен урок. Затем за 5 минут до запланированного начала мы запускаем мероприятие, отключаем на время свой микрофон и видео, копируем ссылку на урок, открываем страницу класса в Дневнике.ру и размещаем повторно ссылку на урок. Теперь ссылка работает, все участники её видят и добавляются по этой ссылке. Затем со страницы класса переходим на страницу журнала класса и ещё раз возвращаемся на страницу класса и с неё открываем поурочное планирование, страницу класса закрываем, чтобы она нам не мешала. Таким образом, ведущий (спикер) работает с тремя окнами в браузере одновременно: в Дневнике.ру открывает поурочное планирование и журнал класса, открывает также видеотрансляцию урока в Сферуме (записывает в чате тему урока) и, если нужно, открывает файлы с содержанием урока на своём рабочем столе компьютера, включает микрофон и видео, начинает урок. Таким образом, педагог имеет возможность проверить присутствие учащихся на своём уроке поимённо и непосредственно во время урока выставить оценки а) за устный ответ; б) за активность в чате. Высвобождается большое количество времени.

До начала урока следует договориться, что слушатели выключают свои микрофоны и видео, а для коллективных вопросов и ответов пользуются функционалом Сферума – «поднятая рука» и чат. Индивидуальный устный ответ, конечно, осуществляется с включённым микрофоном и видео.

Следует предостеречь ещё вот от чего: педагог должен решительно пресекать во время сеанса видеоконференции попытки родителей некоторых учащихся вмешаться в урок, родителей, которые любят при детях поспорить с учителем, возразить, просить уточнить информацию, оценить проведённый урок,– для этого есть персонифицированный чат в Дневнике.ру, а урок проводится только для конкретной целевой аудитории.  

Если такая необходимость возникнет (например, для обратной связи, для контроля глубокого понимания проблемы, материала урока), педагог может попросить отдельных (!) учащихся (они называются в конце урока поимённо, оговаривается время выполнения поручения) переслать на личную страницу учителя в чат Дневника.ру (!) (не на стену!) фотографии страниц из тетради – домашняя работа, записи во время урока, сочинение и т.п.

Итак, на дистанционном уроке мы работаем параллельно с двумя цифровыми платформами, при этом блиц-опросы мы проводим в чате Сферума, а родительское общение и пересылка написанного в тетрадях материала осуществляется в Дневнике.ру. Отсюда следует, что для качественного выполнения указанного спектра дистанционных задач телефон (смартфон, айфон), планшетный компьютер, электронная книга не подойдут, только компьютер, желательно с LAN-разъёмом, обеспечивающим устойчивое интернет-соединение, или ноутбук. Последний, хотя и имеет функционал, похожий на компьютер, не может обеспечить устойчивое сетевое соединение из-за динамического адреса, получаемого им во время регистрации по wi-fi-сети. В процессе работы на ноутбуке, как, впрочем, и на всех перечисленных устройствах, кроме компьютера, будет «выкидывать» из сети при подключении нового пользователя или по истечении времени резервирования динамического адреса (желаемое время актуальности адреса, пароль доступа и прочее указывается в настройках роутера на сайте).

Вот очень кратко основные принципы дистанционного общения педагога и слушателя. Основные технические моменты работы в Сферуме изложены в моём мастер-классе.

Список использованной литературы

1. Указ губернатора Воронежской области №178-у от 10.10.2021 [Электронный ресурс]: база данных.- Режим доступа: https://pravo.govvrn.ru/content/указ-губернатора-воронежской-области-от-10102021-№-178-у

2. Указ губернатора Воронежской области №184-у от 13.05.2020 [Электронный ресурс]: база данных.- Режим доступа: https://pravo.govvrn.ru/content/указ-губернатора-воронежской-области-от-13052020-№-184-у

3. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ №518 от 19.09.2019 [Электронный ресурс]: база данных.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334055/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518

4. Консультант плюс, КоАП РФ ст.20.1 [Электронный ресурс]: база данных.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/74754240d170cc049cd7b313852fd5985eb0aafc

5. Консультант плюс, КоАП РФ ст.20.3.1 [Электронный ресурс]: база данных.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5488786953c91e4cfc6fce519cc71d4ddd707562/#dst8417  

6. Консультант плюс, УК РФ ст.272 [Электронный ресурс]: база данных.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/5c337673c261a026c476d578035ce68a0ae86da0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:...

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дистанционное образование начало широко обсуждаться в России в XX веке, в конце 90-х годов. В последнее время мы часто сталкиваемся с дистанционной формой обучения. Так как для нас педагогов это новая...

Преимущества и недостатки дистанционного обучения английскому языку.

Данная статься отоброжает современные тенденции обучения иностранному языку при помощи дистанционных технологий. В настоящее время дистанционные технологии и Интернет позволяют получать необходимые зн...

Дистанционное обучение математике: преимущества и недостатки

Статья раскрыает недостатки и преимущества дистанционного обучения...

Способы и техники работы с файлами материалов по русскому языку перед загрузкой на цифровую образовательную платформу «Дневник.ру»

В данной статье излагаются способы и техники конвертации файлов для их безопасной загрузки в информационную базу цифровой образовательной платформы «Дневник.ру»...

Платформа РСДО: преимущества и недостатки

В данной презентации представлены вопросы общего характера при работе с платформой РСДО, а так же  пути их решения....