"Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Усманова Лилия Хисатулловна

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни выпускников, требующий обдуманного выбора своего будущего, обобщения знаний по предмету и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к этому экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_podgotovki_k_ege_po_russkomu_yazyku.docx200.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни выпускников, требующий обдуманного выбора своего будущего, обобщения знаний по предмету и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к этому экзамену.

Подготовка к итоговой аттестации – это непрерывная система мероприятий, которую каждый учитель определяет для себя самостоятельно. Начинать готовить к выпускным экзаменам необходимо уже в среднем звене. Наряду с привычными формами контроля нужно использовать тестовые задания, уделять большое внимание урокам развития речи и т.п. Но всё-таки время основной подготовительной работы приходится на самый ответственный и трудный для школьника 11-й класс. За этот год ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и настроить себя на экзамен, на ту степень сконцентрированной ответственности и свободы в поиске ответа, решения, которая способна обеспечить успех.

Программа интенсивной подготовки к ЕГЭ по русскому языку, рассчитанная на 36 часов, включает в себя 3 модуля: теоретический, практический (тесты), сочинение. Трёхчастное построение курса предполагает свободный выбор обучающимися как всего курса, так и отдельных его частей.

Цель данного курса – способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Программа курса призвана способствовать решению следующих задач: обобщение, систематизация теоретических знаний по русскому языку; ликвидация имеющихся пробелов в знаниях обучающихся; умение работать с тестами по русскому языку; написание сочинения.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь: применять теоретические знания на практике; работать с тестами; писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Все лекции и практические занятия, несомненно, должны решить проблему подготовки к ЕГЭ. Но есть ещё некоторые «хитрости».

Во-первых, нельзя забывать о мониторинге. Если не отслеживать результат каждого ребёнка, можно не продвинуться вперёд, несмотря на все предпринятые меры. Стартовый мониторинг выявляет образовательный потенциал учащихся, их функциональные возможности, степень мотивации и успешности обучения. Составление таблицы по результатам следующих тестирований позволяет отследить, движется ли ученик вперёд или «стоит на месте».

Во-вторых, ученику нужно создать образовательную среду. Не секрет, что правильная русская речь звучит, наверное, только на уроках русского языка и литературы. Поэтому необходимо работать над грамматическими, орфоэпическими ошибками. Создаются памятки с правильным произношением чаще всего неверно употребляемых в обыденной речи слов и словосочетаний.

В-третьих, необходимо использовать и другие школьные предметы для успешной сдачи ЕГЭ. Рассуждая на уроках обществознания, истории, литературы, учащиеся работают над примерами, которые они потом могут привести в качестве аргументов в своих сочинениях по предложенному тексту. Кроме этого, выполняя домашние задания по многим предметам, ребята строят свои высказывания по схеме сочинения-рассуждения.

В-четвёртых, изучение орфографии и морфемики на основе морфологии. Прежде чем приступить к повторению правил написания слов или их состава и способов образования,

очень тщательно прорабатываются морфологические признаки всех частей речи. Такой подход позволяет установить причинно-следственные связи между написанием слова и его принадлежностью к определённой части речи.

Конечно, у каждого учителя свой стиль работы и свои секреты успешной подготовки

  • ЕГЭ. Но одно объединяет абсолютно всех – кропотливый совместный труд учителя и учащихся.

Сущность системы работы

Использование современных образовательных технологий: технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии индивидуальных образовательных траекторий, использование современной психолого-педагогической диагностики, создание условий для реализации креативных возможностей обучающихся, использование элементов блочно-модульной технологии, компьютерной технологии, технологии проблемного обучения, элементов развивающего обучения. Конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении. Усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса. Изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней. Реализуется уровневый подход в изучении русского языка, предполагающий организацию специальной работы по формированию деятельности учащихся, обучения их целеполаганию и планированию, организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Ведется работа над совершенствованием умений написания сочинений различных жанров; больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся. При изложении нового материала составляются опорные конспекты как учителем, так и учениками, используются методы самоконтроля и взаимоконтроля, учитываются индивидуальные особенности учащихся и применяется дифференцированный подход к организации их деятельности. Анализ результатов контрольных срезов даёт возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах.

Основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.).

Для достижения целей необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления. Это, прежде всего, работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными словарями. Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития ученика и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания; свободным и правильным выражением собственных мыслей в соответствии с нормами литературного языка. Важно обеспечить регулярное повторение ранее изученных разделов, наладить систему тестового тематического контроля. Следует создавать благоприятные условия для развития и совершенствования связной речи учащихся в работе с тестами разных стилей и жанров. Систематически поддерживать и совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки школьников с помощью различных тренировочных упражнений.

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ; пособия, включённые в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ; пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Программа интенсивной подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Программа рассчитана на 36 часов.

Программа включает в себя 3 модуля:

  • Модуль I. Теоретический.
  • Модуль II. Практический. Тесты.
  • Модуль III. Сочинение-рецензия.

Модуль I. Теоретический. Рассчитан на обобщенное повторение теории школьного курса русского языка.

Модуль II. Практический. Тесты. Рассчитан на выявление пробелов в знаниях обучающихся и ликвидацию их путем практических занятий, на формирование навыков работы с тестами по русскому языку.

Модуль III. Сочинение-рецензия. Рассчитана на формирование умений анализировать предложенный текст, выявляя его особенности, высказывать свое мнение и создавать сочинение-рецензию.

Трехчастное построение курса предполагает свободный выбор обучающимися как всего курса, так и отдельных его частей.

Цель данного курса – способствовать эффективной подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Программа курса призвана способствовать решению следующих задач:

  • обобщение, систематизация теоретических знаний по русскому языку;
  • ликвидация имеющихся пробелов в знаниях обучающихся;
  • умение работать с тестами по русскому языку;
  • создание сочинения-рецензии.

  • результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  • применять теоретические знания на практике;
  • работать с тестами по русскому языку;
  • писать сочинение-рецензию по предложенному тексту.

Учебно-тематический план

Название тем курса

Всего

Формы и методы обучения

Формы контроля

п/п

часов

1

2

3

4

5

1.

Введение. Структура

1

Лекция, ознакомление с

Устный опрос

ЕГЭ по русскому языку.

демонстрационными

материалами.

Модуль I. Теоретический (19 ч).

2.

Орфоэпия.

1

Лекция

Обобщающие таблицы,

работа со словарями

3-

Морфология.

6

Лекция

Обобщающие таблицы,

8.

Орфография.

работа со словарями

9.

Морфемика.

1

Лекция

Обобщающие таблицы,

Словообразование.

работа со словарями

10-

Орфография

2

Лекция

Обобщающие таблицы,

11.

работа со словарями

12-

Синтаксис и

5

Лекция

Обобщающие таблицы

16.

пунктуация.

17.

Текст и его признаки.

1

Лекция

Обобщающие таблицы,

работа со словарями

18.

Лексика и фразеология.

1

Лекция

Обобщающие таблицы,

работа со словарями

19.

Культура речи.

1

Лекция

Обобщающие таблицы,

работа со словарями

20.

Зачет.

1

Лекция

Зачет

Модуль II. Практический. Тесты (7 ч).

21.

Тесты по орфоэпии,

1

Тесты

Тестирование

фонетике, графике.

22.

Тесты по морфемике,

1

Тесты

Тестирование

словообразованию,

орфографии.

23.

Тесты по лексике и

1

Тесты

Тестирование

орфографии.

24.

Тесты по морфологии и

1

Тесты

Тестирование

орфографии.

25.

Тесты по синтаксису и

1

Тесты

Тестирование

пунктуации.

26.

Тесты по культуре речи.

1

Тесты

Тестирование

27.

Контрольное

1

Тесты

Тестирование

тестирование.

                                           Модуль III. Сочинение-рецензия (9 ч)

28.

Требования к

1

Лекция

Обобщающие таблицы

сочинению-рецензии.

29-30.

Средства художественной выразительности

2

Тесты

Обобщающие таблицы

31-33

Создание сочинений-рецензий

3

Конструирование, анализ

Эссе

34-36

Пробный экзамен в формате ЕГЭ

3

Содержание программы

  1. Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами.

  1. Модуль I. Теоретический.

Орфоэпия. Графика. Орфография. Ударение. Нормы произношения. Орфоэпические словари.

Морфология. Орфография. Самостоятельные и служебные части речи.

Морфемика. Словообразование. Орфография. Основные морфемы. Основные способы образования слов. Сложные слова, сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разборы.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетания, виды связи словосочетаний. Типы предложений. Члены предложения. Простые осложненные предложения. Сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический и пунктуационный разборы.

Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.

Лексика и фразеология. Орфография. Лексическое значение. Многозначность. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Орфография, связанная с омонимами, фразеологизмами. Лексические и фразеологические словари. Лексический разбор.

Культура речи. Нормы речи: орфоэпические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и пунктуационные, стилистические.

  1. Модуль II. Практический. Тесты.

Тесты по орфоэпии,, графике. Умение различать ударные слоги, соблюдать орфоэпические нормы.

Тесты по морфемике, словообразованию, орфографии. Умение членить слово на морфемы, определять способы образования слов. Правописание приставок. Правописание корней (орфограммы гласные и согласные). Правописание Ь и Ъ. Правописание сложных слов.

Тесты по лексике и фразеологии. Орфография. Умение различать лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Правописание слов-омонимов и паронимов.

Тесты по морфологии и орфографии. Умение различать самостоятельные и служебные части речи. Знать правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий

  • глаголов, правописание гласных и согласных в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных, деепричастиях. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи.

Тесты по синтаксису и пунктуации, по анализу текста. Умение выделять словосочетание, определять тип связи: согласование, примыкание, управлении. Умение выделять грамматическую основу предложения: способы выражения подлежащих и разных типов сказуемых, выделение второстепенных членов предложения. Типы простых предложений. Предложения, осложненные однородными членами предложения, вводными конструкциями и обращениями. Обособленные и уточняющие члены предложения. Пунктуация в простом осложненном предложении.

Виды сложных предложений. Пунктуация в сложном предложении. Прямая речь.

Цитирование. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

Умение определять тип, стиль текста, выразительные средства.

Тесты по культуре речи. Знать нормы современного русского языка, умение редактировать словосочетания и предложения.

Модуль III. Сочинение-рецензия.

Требования к сочинению-рецензии. Критерии и нормативы оценки сочинения-рецензии.

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, антитеза, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Умение выделять средства выразительности и определять их роль в тексте.

Создание сочинений-рецензий. Умение отражать и комментировать основные мысли автора предложенного текста, излагать свое мнение, называть языковые средства, характерные для анализируемого текста, объяснять их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста, использовать богатство и выразительность языка, соблюдать орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произведение. М., 1984.
  2. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., Просвещение, 1986 г.
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.

  1. Власенков А.И., Рабченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Стили речи. М., Просвещение, 2002 г.

  1. Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М., Московский лицей, 2005 г.

  1. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на ЕГЭ. М., Айрис – Пресс, 2007 г.

  1. Золотова Г.А., Дручинина Г.Б. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. М., Дрофа, 2002 г.

  1. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 1997 г.

  1. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ. М., Айрис – Пресс, 2007 г.

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., АСТ – ЛТД., 1998 г.

  1. Серия. Единый государственный экзамен. Русский язык. М., Экзамен. 2002-2005 гг.

  1. Серия. Подготовка к ЕГЭ. Домашний репетитор. Русский язык. М., Айрис – Пресс, 2005 г.

Разработка урока русского языка (10 класс)

Тема: «Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке»

Цель: обобщить знания, полученные в 5-9 классах по теме «Орфоэпия»; формировать орфоэпические навыки, навыки правописания; работать над культурой речи. Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: стенд «К уроку», опорные конспекты, бланк ответов, задания для самостоятельной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений.

  1. тестирование по теме «Фонетика»; ответы проставляются в бланке ответов № 1 ЕГЭ по русскому языку;

  1. самопроверка и запись дом. задания для тех, кто допустил ошибки (ответы записаны на доске; на бланке с заданиями справа есть рекомендации для тех, кто в каком задании допустил ошибку.

III. Усвоение темы.

  1. словарная работа (работа по словам на стенде «К уроку»)

Анаграмма (греч.) – слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, входящих в состав другого слова (сон – нос, ропот – топор) Анализ (греч.) – разбор.

Аналогия (греч.) – соответствие.

  • Составить предложения с данными словами.
  1. орфоэпическая разминка

Феномен, знамение, досуг, невролог, астролог, астроном, ходатайство, обеспечение, украинский, донельзя, задолго, сосредоточение, дремота, озвучение.

  • Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? ( ОРФОЭПИЯ)

  1. слово учителя

  • Обратим внимание на высказывание К.С.Горбачевича, которое послужит и эпиграфом к сегодняшнему уроку:

Трудно переоценить роль литературного произношения – одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.

К.С.Горбачевич

  • В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

  • Действительно, уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создаёт препятствия для эффективного общения. Поэтому существуют общие произносительные нормы, которые создают произносительную систему языка. В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы

автоматически запоминаем слова. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Вспомните, как вы начинали изучать иностранный язык: легче всего запоминались звуки, которые произносятся аналогично звукам родного языка. Зато звуки и их сочетания, не имеющие аналогов в родном языке, требовали от вас достаточных усилий.

Хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Твёрдости, чёткости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения можно уточнить по орфографическому или орфоэпическому словарям.

  1. Произнесите скороговорки, которые вы выучили к сегодняшнему уроку.

  1. – Некоторые учащиеся, объединившись в творческую группу, провели исследование произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и сегодня ознакомят всех с теми правилами, которые они разработали.

IV. Формирование навыков.

  1. Выполнение упр. 10 (II) (по учебнику Власенкова А.И. «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи»)– прочитайте слова сначала «про себя», а потом вслух, соблюдая правила произнесения.

  1. Инд. задание по карточкам

  1. - Измените слово или подберите родственное ему таким образом, чтобы ударение перешло сначала на один, потом на другой слог корня, обозначьте ударение (задание выполняется на доске и выглядит следующим образом)

Ст…р…на – стороны, сторонка П…л…са – полосы, полоска М…л…дая – молод, моложе Г…л…дать – голод, голодный В…сьмич…совой – восемь, час Н…б…са – небо, небесный

  • Какая особенность русского ударения помогает справляться с орфографическими трудностями при написании безударных гласных в слове?

(Русское ударение свободное, гласные под ударением произносятся отчётливо, и мы их пишем без сомнений.)

V. Итоги урока.

  1. беседа по вопросам:

  • Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

  • Что мы должны делать, чтобы наша речь была правильной, чёткой, понятной для окружающих?

  1. выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

  1. Подготовить связный ответ по теме урока.
  • 2) Упр. 25.

  • 3) Подобрать 2-3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответить на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?»

  1. Выполнить рекомендованные упражнения для устранения пробелов в знаниях по теме «Фонетика».

* Задания по выбору

Приложение 1

Нормы произношения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке

является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город  города  городов).

  • безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме У, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [ и ]. Например:

лес [ э ] - лесник [ и ]; грязь [ a ]  в грязи [ и ]; лист [ и ] - листок [ и ].

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ ы ], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произношния согласных звуков

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к] лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы

  1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].
  2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

  1. ЗЖ и СЖ произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным): сжать.

  1. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] ( на стыке морфем): счёт.
  2. ДЧ и ТЧ произносятся как [  ч ] ( на стыке морфем): отчёт.
  3. –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] ( в глаголах): подписаться.
  4. ДС и ТС произносятся как [ к  ] перед  К (в прилагательных): детский.
  5. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.
  6. ЧН произносится как [ ч н ]  - в большинстве слов, но произносится как [ шн ]  в

словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

  1. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].
  2. ГЧ произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.
  3. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

  1. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ  содержат непроизносимую согласную: солнце.

  1. Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука:

ванна, грипп.

  1. Во многих иноязычных словах после гласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], кафе [фэ]. Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед Е произносятся мягко: академия, декада, музей.

  1. В начале слов буквы Э и Е пишутся в соответствии с произношением ( экспорт, егерь, эхо, Ева ). После И, а также после согласных пишется буква Е (гигиена, диета, кашне, стенд).Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена

(Улан-Удэ).

Приложение 2

Индивидуальные задания на карточках

Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи

произношения согласных:

Свит…р [        ], компьют…р [        ], инт…рьер [        ], аст…роид [        ], жизн…обеспечение

[        ], мя…че [        ], лё…кий [        ], де…ский [        ].

Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Графика»

Вариант 1

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв?

( О буквах, обозначающих

1)

местная;

3) кость;

в некоторых позициях два

2)

заём;

4) семья.

звука ) с.11 упр.8 (6)

А 2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

( О твёрдых и мягких

1)

челюсть;

3) ряд;

согласных звуках ) упр.8 (2,3)

2)

жест;

4) колье.

А 3. В каком слове есть согласный звук [ д ]?

(О твёрдых и мягких соглас-

1)

будка;

3) поход;

ных звуках, об озвончении и ог-

2)

отбой;

4) дети.

лушении согласных) упр.8 (4,5)

А 4. В каком слове есть ударный гласный звук [ a ]?

(О безударных и ударных

1)

поляна;

3) заход;

гласных звуках) упр. 8 (1)

2)

подарить;

4) разъём.

  • 5. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1)

Бехтерев, Баранов, Базанин, Баев, Бодров;

(На знание русского алфа-

2)

Базанин, Баранов, Баев, Бехтерев, Бодров;

вита) – расставить фами-

3)

Баев, Баранов, Базанин, Бехтерев, Бодров;

ии одноклассников с твоего

4)

Баев, Базанин, Баранов, Бехтерев, Бодров.

Ряда по алфавиту.

Самостоятельная работа по теме «Фонетика. Графика»

Вариант 2

А 1. В каком слове звуков больше, чем букв?

( О буквах, обозначающих

1)

бульон;

3) горсть;

в некоторых позициях два

2)

пальцы;

4) еда.

Звука ) с.11 упр.8 (6)

А 2. В каком слове все согласные звуки мягкие?

( О твёрдых и мягких

1)

кость;

3) улей;

согласных звуках ) упр.8 (2,3)

2)

люк;

4) мёд.

А 3. В каком слове есть согласный звук [ в ]?

(О твёрдых и мягких соглас-

1)

ведро;

3) ковкий;

ных звуках, об озвончении и ог-

2)

норов;

4) повод.

лушении согласных) упр.8 (4,5)

А 4. В каком слове есть ударный гласный звук [ o ]?

(О безударных и ударных

1)

родить;

3) поставь;

гласных звуках) упр. 8 (1)

2)

отставка;

4) чёрный.

  • 5. В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

1)

Вешенский, Виляев, Вилкин, Воронов, Витин;

(На знание русского алфа-

2)

Вилкин, Виляев, Витин, Вешенский, Воронов;

вита) – расставить фами-

3)

Вешенский, Вилкин, Виляев, Витин, Воронов;

ии одноклассников с твоего

4)

Вешенский, Витин, Вилкин, Виляев, Воронов.

Ряда по алфавиту.

Ответы самостоятельной работы по теме «Фонетика. Графика»

Вариант 1

1. Б

2. А

3. Б

4. А

5. Г

Вариант 2

1. Г

2. В

3. Г

4. Г

5. В

Разработка урока русского языка (11 класс)

Тема: «Обучение написанию сочинения (задание части С ЕГЭ)»

Цель: обобщить знания, полученные в 5-10 классах по комплексному анализу текста;

формировать навыки правописания, владения учащимися монологической речью,

работать над культурой речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: стенд «К уроку», компьютерный проектор, раздаточный материал учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

  1. беседа по вопросам: - Что такое рецензия?

(Рецензия (с лат. «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.)

- В чём заключается задача рецензента?

(Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении или просмотре спектакля, рассказать о своих впечатлениях – но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения; общественного признания произведения.)

- Выделите основные виды рецензии?

(1) небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

  1. эссе; это в большой степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

  1. развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

  1. авторецензия, в которой излагается взгляд автора на своё произведение.)
  1. словарный диктант

Диспут, дискуссия, полемика, анализировать, довод, оппонент, аргументировать, полемист.

  • Проверьте, правильно ли вы записали слова (слова высвечиваются на экране).

III. Усвоение темы:

1) Слово учителя

  • Задание части С – задание с развёрнутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет реальное состояние практических умений выпускников (владение ими монологической речью, умение аргументированно излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры. Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции. Следовательно, прежде всего необходимо ещё раз перечитать текст и ответить на вопросы: о чём говорится? Какие вопросы ставятся? Уточнить авторское отношение к поднимаемым проблемам (оно может быть позитивным, т.е. положительным, негативным, т.е. отрицательным, нейтральным, двояким) и приводимые им аргументы в подтверждение этой точки зрения; выделить используемые языковые средства, позволяющие ему выполнить основную коммуникативную задачу; в рамках выбранного стиля передать содержание высказывания и своё отношение.

2) Работа по тексту

  • Внимательно прочитайте текст.

(Выразительное чтение текста учеником)

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к несчастным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в полной боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выводами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями – одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

Л. Павлова.

  • Определите тему текста.
  • Выделите ключевые слова текста.
  • Определите основную мысль.
  • Сколько раз предъявляется основная мысль автором?
  • Сколько манер спорить называет автор?
  • Что говорит  автор о первой манере спорить?
  • Что сказано о второй манере спорить?
  • В чём заключается суть третьей манеры спорить?
  • На чьей стороне автор?
  • Откуда вы узнали? Приведите примеры.
  • Попробуйте определить стиль текста. Докажите, аргументируйте свой ответ.
  • Определите тип речи.

  • Актуальна ли выдвинутая автором проблема?
  • Сопоставьте содержание текста со своим жизненным опытом.
  1. Подготовка к написанию сочинения

  • Вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Но сначала мы проанализируем готовое сочинение, написанное учеником на экзамене. Попробуйте дать оценку этой работе, исходя из критериев оценивания сочинений. (Критерии оценивания высвечиваются на экране)

  • прочитал текст А. Павловой. Хотелось бы отметить, что темы и проблемы затронутые в нем очень важны для любого человека. Тема взаимоотношений между людьми в обществе всегда была актуальна. Человек не может жить против «законов» общества или полностью изолировать себя от его воздействия, поэтому важно то, как человек себя ведет в той или иной ситуации. По поступкам определяется отношение к человеку. Нужно уметь себя вести в любой ситуации. Почему автор выбрал именно ситуацию полемики? Потомучто именно в горячем споре человек проявляет себя наиболее открыто.

Данный текст, несомненно, несет в себе определенную полезную для ученика информацию. Нужно заметить, что текст написан в публицистическом стиле, следовательно он не будет полностью пронизан различными средствам выразительности и литературными приемами. Но необходимо отметить самые яркие

и впечатляющие метафоры: «горе-спорщики», «оскорбительные выпады», «глубокое удовлетворение»; сравнение «как на войне». Хотелось бы отметить использование автором риторических вопросов, вводных конструкций и рядов однородных членов.

Разумеется данный текст оказал на меня благотворное влияние, я почерпнул из него много полезной информации, впредь я буду более внимательно и увожительно относиться к собеседникам.

  • Автор этого сочинения в целом верно понял авторскую мысль, но очень широко, увидев в тексте лишь призыв Л.Павловой научиться правильно вести себя в различных ситуациях. Отношение автора исходного текста к поднимаемым проблемам не выявлено и не проанализировано. Ученик выразил своё мнение о прочитанном тексте (текст оказал благотворное влияние), но не обосновал и не аргументировал его. Речевое оформление работы также не отвечает всем необходимым требованиям. В работе имеются нарушения связности и абзацного членения. Нужно было бы разделить на две части первый абзац,

начав с фразы: Почему автор выбрал именно ситуацию полемики? Можно разделить на части и начало второго абзаца (Нужно заметить,что текст написан в публицистическом стиле). Речь автора сочинения бедная, отличается лексическим и синтаксическим однообразием. Из огромного количества выразительных средств использован лишь риторический вопрос. В работе есть две орфографические ошибки (потомучто, увожительно) и три пунктуационные (…проблемы затронутые…; …следовательно он не будет…; разумеется данный текст…). Кроме того, есть грамматическая ошибка (не может жить против «законов» общества) и речевой недочёт. В целом работа очень слабая и свидетельствует о недостаточном развитии практических умений автора сочинения: слабом владении им монологической речью, неумении аргументировано излагать свою точку зрения, о недостаточном уровне его общей культуры.

IV. Формирование навыков:

1) - Напишите вступление к своему сочинению, учитывая все замечания и рекомендации к работе. На столе у вас имеются подсказки к сочинению (см. Приложение № 1).

(На экране высвечиваются пословицы о споре: В споре рождается истина.

В споре умнее тот, кто первый замолчит. Невежда непобедим в споре.

Чем выше тон, тем ниже уровень спора)

2) – Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются работы 2-3 учащихся)

V. Подведение итогов урока. VI. Домашнее задание.

  • Закончить начатое сочинение.

Приложение № 1

Советы учащимся

Получив пакет с КИМами по русскому языку, необходимо сразу прочитать текст, чтобы при повторном чтении он не казался таким трудным и непонятным. После выполнения заданий типа А и В необходимо ещё раз прочитать текст. На этом этапе работы с текстом необходимо:

  • постараться сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы); охарактеризовать его проблематику, способы освещения и решения проблем;

  • повторно прочитать трудные части текста, убедиться в правильности их понимания;

  • выработать собственное отношение к предмету речи, продумать аргументы для обоснования своей точки зрения;

  • соотнести прочитанное с другой известной информацией по той теме;
  • сформулировать собственные выводы на основе прочитанного текста.

Перед написанием собственного текста уточните свой замысел, ваше отношение к позиции автора текста. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры – доказательства в защиту выбранной позиции. Если нет, то аргументы, которые позволят возразить автору текста.

Продумайте композицию и речевое оформление своего сочинения. Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение. Ваш текст должен представлять собой толкование затронутых в исходном тексте проблем, их интерпретацию. Авторские мысли могут быть кратко вами переданы, пересказаны, процитированы, указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте либо обозначены при изложении собственной точки зрения. Аргументируя собственное отношение (собственную позицию), пишущий должен не только согласиться или не согласиться с автором исходного текста, но и убедительно аргументировать своё мнение.

Передавая позицию автора по той или иной проблеме, старайтесь не исказить исходную информацию, проследить ход авторской мысли и не выйти за рамки обсуждаемого вопроса. Нельзя подменять приводимые автором факты другими – это будет считаться наиболее грубой ошибкой.

Сочинение ваше может иметь традиционную для рассуждения композицию и состоять из вступления, главной части и заключения, а может иметь и другую, более свободную, но оно должно прежде всего отличаться цельностью и связностью.

Работая над сочинением, помните, что бедная речь, то есть речь, ограниченная объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием, снижает впечатление от работы и может привести к снижению оценки за неё. Пользуйтесь разнообразными синтаксическими конструкциями, слова старайтесь употреблять в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью.

Воспользуйтесь универсальным планом:

I. Проблема и Я.

II.  Проблема и АВТОР.

III. Актуальность проблемы.

IV. Проблема и ЛЮДИ.

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Разграничение частиц НЕ и НИ»

Цели: обобщить и систематизировать знания по разграничению частиц НЕ и НИ; формировать умения различать и правильно писать НЕ, НИ (с использованием дифференцированного обучения); воспитывать любовь и интерес к народным традициям и обычаям.

Оборудование: тетради, учебники, карточки для самостоятельной работы, текст для анализа, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфоэпическая разминка (устная) (слова выводятся на экран).

  • каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

1) Донизу, включена, лгала

2) Свекла, поручни, взято

3) Деспот, портфель, эксперт

4) Поняли, звонит, отняла.

  • каком ряду ударение падает на первый слог?
  1. Живность, овен, дзюдо
  2. Лечо, дефис, дралась
  3. Древко, созыв, оптовый
  4. Сливовый, бездарь, статуя
  • каком ряду ударение падает на второй слог?

1) Прибрала алфавит, аноним

2) Апостроф, одолжит, ожила

3) Прислала, ломота, израильский

4) Повторит, диалог, диспансер

III. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Никого не видел, недоумевая, нечем помочь, ни о чём не спросил, недисциплинированный ученик, ни на что не смотрел, проявить недоверчивость, ничем не рисковал, незадолго до встречи, не у кого узнать, незапоминающееся лицо, ни за что не отвечал, нечему радоваться, никем не замаскированный.

IV. Усвоение темы:

1) - Послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и запишите их.

Светило солнце в вышине

Ни бледно и ни ярко.

  • в результате было мне Ни холодно ни жарко.

  • доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом.

Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

  • Какие устойчивые словосочетания вы нашли? С какой частицей написали?
  • Посоревнуемся: кто последний назовёт устойчивое сочетание с НЕ или НИ, тот -

победитель!(ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни

свет ни заря…) - Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания? - Конечно, в разговорном стиле.

Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. А сейчас

обратимся к тексту и познакомимся с одной удивительной традицией.

  1. Работа с текстом.
  • Возьмите карточку №1. Прочитайте текст (текст и вопросы к нему выводятся на экране).

Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

(1)Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н…) чужие. (2)Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…) заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

(3)Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (4)Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. (5)Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (6)(Н…) раз обижался мастер на эту традицию

но (н… ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

  • Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

  • Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

  • 1) день ( предложение 2)

2) капюшон (предложение 3)

3) труженик (предложение 5)

4) радость (предложение 6)

  • В каком предложении есть производный предлог?

1)3        2)2        3)5        4)1

  • Какое устойчивое сочетание вы встретили?
  • Что оно обозначает?

  1. – На сегодняшнем уроке мы должны обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме «Различение частиц НЕ и НИ». У вас на столах имеется раздаточный материал, где напечатаны предложения, в которых употреблены частицы НЕ и НИ с пропущенными буквами. На экране будут выводиться условия употребления частиц НЕ и НИ; эти условия мы будем комментировать. Сразу же вы должны будете подобрать из раздаточного материала соответствующие примеры и записать их, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания.

Частица НЕ – отрицательная частица. Она служит для отрицания того, что выражено словом, к которому она относится.

Частица НИ – усилительная частица. Она служит для усиления как положительного, так

  • отрицательного смысла.

  1. У отрицательных местоимений и неопределённых местоимений и наречий под ударением пишется НЕ, без ударения – НИ:

никто не отвечал - некто ответил никогда не был - некогда прийти

  1. Если в предложении употреблены отрицательные глагол-сказуемое, причастие или деепричастие, то со всеми другими словами этого предложения употребляется НИ:

Не отзывался ни сторож, ни его помощник.

Гость, не сказавший ни слова, заговорил.

Он, не говоря ни слова, вышел.

  1. НИ может усиливать отрицание, которое подразумевается (отрицательное слово

пропущено):        На небе ни тучки (нет, не было).

Иногда НИ выражает отрицание вполне самостоятельно. В такой роли НИ

употребляетсяв восклицательных предложениях для выражения полного запрета или

настойчивой просьбы:

Ни с места!

Прошу, ни слова!

Но в вопросительно-восклицательных предложениях употребляется частица НЕ:

Кому не известно это произведение!        Вам ли не знать об этом?

  1. Если необходимо выбрать НЕ или НИ перед глаголом-сказуемым придаточного предложения, следует поступать по схеме:

  • подставить подходящий по смыслу вопрос от главного предложения к придаточному;
  • отвечая на него положительно, выбираем частицу НИ; отвечая отрицательно, выбираем

частицу НЕ:

(Когда я ни зайду к нему), [он всегда занят].

Захожу ли я к нему? Да. - Выбираем НИ.

(Когда я не зайду), [он беспокоится и звонит].

Захожу ли я к нему? Нет. – Выбираем НЕ.

  1. Если в предложении употреблено составное глагольное сказуемое, перед которым пишется частица НЕ, и нужно выбрать частицу перед неопределённой формой, то

поступаем по правилу:        пишем НЕ, когда перед нами одна неопределённая форма;

пишем НИ, когда неопределённых форм две или больше:

Он не мог не знать об этом.

Из-за болезни он не мог ни есть, ни пить, ни спать.

Обратите внимание:

  1. Следует различать сочетания ни один (никто) – не один (много);

ни разу (никогда) – не раз (много раз).

  1. Повторяющаяся частица НИ может использоваться как сочинительный союз при однородных членах и по значению равняться сочетанию И НЕ (запятая ставится между однородными членами):

На душе ни весело, ни грустно.

  1. Повторяющаяся частица НИ может употребляться в устойчивых оборотах (запятая между частями оборотов не ставится):

ни бе ни ме; ни больше ни меньше; ни днём ни ночью; ни себе ни людям; ни жив ни мёртв; ни пуха ни пера; ни туда ни сюда и др.

  1. Запомните обороты, в которых пишется НИ:

куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, что бы то ни было, в каком бы то ни было, что ни говори, что ни шаг.

  1. Запомните обороты, в которых пишется НЕ:

пока не, только не, едва не, едва-едва не, едва ли не, чуть не, чуть-чуть не, чуть ли не, уж

не.        6. Частица НЕ входит в состав сложных союзов:

не то…, не то

не только…, но и

не то чтобы не…, а

если не…, то

Предложения для анализа

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить запятые.

  1. (Н..)когда он (н..) стеснялся (н..)чьим пр..сутствием.
  2. Что (н..) говори а во..жи которыми правят люди сплет..ны из железа и золота.
  3. Мы (н..) смогли (н..) купат..ся (н..) заг..рать так(как) погода и..портилась и весь день лил

дождь.        4. (Н..) петухи (н..) лай собаки (н..) скрип ворот (н..) могли вывести его из

столбняка.        5. Он был (н..)обычайно пр..ветлив и радушен со всеми

своими подч..нё..ными какие(бы) посты они (н..) зан..мали.

6. Он (н..)раз помогал мне но (н..)разу (н..)предоставлял возможности ответить ему

тем(же).        7. Он был видимо взволнован но пил свой остывший чай

(н..)обращая (н..) (на) кого внимания.        8. Я уверен что это было (н..) что иное как

пр..творство.        9. Кто из охотников (н..)

волновался перед открытием сезона?        10. (От)куда

(н..)воз..мись налетел ветер который (н..)только мешал нашему продвижению (в)перёд но и нагнал на (пол)неба туч..грозящихнам (н..)то снегом (н..)то дождём.

V. Формирование навыков:

  • Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы (дифференцированное обучение).

Карточка №1 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №2 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Карточка №3 для тех, кому тема показалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.

Карточка № 2

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые

сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .

)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы

горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за

карнавальными масками.

Кто только

(н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н…) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками. Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё

сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз)обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Различение НЕ и НИ

(карточка-подсказка)

НЕ

НИ

Если опустить частицу, смысл

Если опустить частицу, смысл не изменится.

изменится на противоположный.

(Его не остановят ни горы, ни реки - Его не остановят горы,

(Не выучил- выучил)

реки)

В вопросительных и

В сложных предложениях с уступительным оттенком

восклицательных предложениях.

значения для усиления утвердительного смысла.

(Кто не слышал об этом?- Куда он

(Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. )

только не обращался!)

Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о

чём ни…, где ни…

С существительными в родительном падеже. (На небе ни

облачка. Не слышно ни шороха. )

В устойчивых выражениях

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера

и т. д. )

(не по себе, не в духе и т. д. )

VI. Итоги урока.

  • Для чего служит частица НЕ? А частица НИ?
  • Вспомните условия употребления частицы НЕ в простом предложении.
  • Как определить написание частиц НЕ и НИ в придаточном предложении?
  • Рассказать о написании частицы при составном глагольном сказуемом.

VII. Домашнее задание.

  1. вариант: написать мини-сочинение о татарских народных обычаях, традициях или праздниках, используя в предложениях частицы НЕ и НИ.

  1. вариант: написать мини-сочинение о Сабантуе, используя следующие конструкции:

Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни

жив ни мёртв.

Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...

Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ  по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . Автор-составитель...

Методика подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы  и знаки препинания.Текст 1В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-по...

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели  и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определ...

Методика подготовки к ВПР по русскому языку

Презентация можно использовать для выступлений на заседаниях методических объединений...

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языуц...