Программа кружка по русскому языку
рабочая программа по русскому языку

Аверкина Наталья Александровна

Программа кружка по русскому языку.Рассчитана на 17ч в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ

имени Е.Г. Трубицына»

Рабочая программа

кружка по русскому языку

«Я люблю русский язык, полюби его и ты»

2021

Одобрена предметной (цикловой) комиссией гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № _____

от «_____»______________20____ г.

Председатель __________________

                                       А.В. Ковшик

Составитель: Н.А. Аверкина

Пояснительная записка

Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого студента в настоящее время  в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать студентов к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

Кружок по русскому языку в колледже- это объединение студентом под руководством преподавателя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с обучающимися  во внеурочное время.

Цель кружковых занятий - повышение уровня речевой культуры студентов.

Задачи  курса:

- привитие интереса обучающихся  к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

-развивать  умение обучающихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

-  способствовать повышению общей  языковой  культуры;

- развивать у обучающихся  стремление следить за правильностью речи, учиться   анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых студентов на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к обучающимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Организация работы кружка

   Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать  все желающие.

На одном из первых уроков русского языка обучающимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 студентов.

Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале июня. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в месяц, продолжительность занятий кружка - 60 мин.

В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

По данной программе в занимательной, доступной для студентов  форме повышается уровень речевой культуры. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого студента, формирует творческую личность обучающихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

1

Понятие культуры речи.

2

2

Типы речевой культуры.

3

3

Особенности устной публичной речи.

2

4

Ораторское искусство России

2

5

Оратор и его аудитория.

2

6

Произносительные нормы русского языка.

2

7

Основные требования к правильной речи.

2

8

Основные принципы риторики.

2

9

Интонация.

2

10

Ударение.

2

11

Типы орфоэпических ошибок.

2

12

Логичность речи

2

13

Правила художественной декламации.

2

14

Словарный состав русского языка.

2

15

Выразительность русской речи

2

16

Благозвучие.

2

17

Итоговое занятие

1

Содержание деятельности

1.Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший.

Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. Важнейшая закономерность культуры языка и мышления, значение культуры речевого поведения в жизни, формирование чувства уместности высказывания.

Форма занятия: лекция.

2. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека .

Форма занятия: проект.

3.Особенности устной публичной речи. Основа ораторского искусства. Публичная речь.

Форма занятия: беседа.

4. Ораторское искусство России.

Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского.

Форма занятия: устный журнал.

5. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора.

Форма занятия: турнир.

6. Произносительные нормы русского языка. Термин "орфоэпия". Основные черты русского литературного произношения. Полный и неполный стили произношения. Классификация стилей.

Форма занятия: игра.

7. Основные требования к правильной речи. Письменная речь. Правильная речь. Язык. Основные требования к правильной речи.

Форма занятия: интерактивный опрос "микрофон".

8. Основные принципы риторики. Принципы современной риторики

Форма занятия: лекция, практикум.

9. Интонация. Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке.

Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.

10. Ударение. Синтагматическое членение предложения. Логическое ударение.

Форма занятия: практикум.

11. Типы орфоэпических ошибок. Произносительные нормы устной речи.

Форма занятия: практикум.

12. Логичность речи. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности.

Форма занятия: дискуссия.

13. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации.

Форма занятия: беседа.

14. Словарный состав русского языка. Лексические пласты художественных произведений.

Форма занятия: семинар.

15. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

Форма занятия: лекция, тест.

16. Благозвучие. Важное свойство устной речи.

Форма занятия: практикум.

17. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка.

Список литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М., 2011.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2012.
  3. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. - 4-е изд., испр. – М., 2006.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2005.
  5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. - М., 2003.
  6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. - М., 2011.
  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М., 1993.
  8. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448 с.
  9. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2011.
  10. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М., 1998.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2010.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. -СПб., 2010.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп.- М., 2010.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2009.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. - 3-е изд., стереотипн. — М., 2010.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2011.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка.- М., 2010.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. –М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. - М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. - М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2011.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. - М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. - М., 2009.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. - М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. - М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по русскому языку "Язык-знакомый незнакомец" 5класс

цели занятий данного курса: -помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы - это то, что хранится в толстых к...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...

Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной  аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...

Рабочая программа кружка по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-1...

Учебно-методическое пособие по русскому языку. Программа кружка по русскому языку "Юный оратор"

Учебно-методическое пособие представляет собой Программу кружка по русскому языку «Юный оратор», в составе которой теоретический и практический материал, касающийся работы над голосом, ора...

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...