Рабочая программа "Русский язык +" (11 класс)
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Настоящая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Планируемые результаты освоения курса.

4. Содержание учебного курса.

5. Тематическое планирование.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_11-ab.doc25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 имени А.Г.Ломакина

                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(дополнительного образования для детей и взрослых)

«Русский язык+», 11 класс

                        

        Срок реализации – 2021-2022  учебный год

Учитель: Вишневецкая Галина Васильевна

                                        (Ф.И.О.)

г. Таганрог

2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Планируемые результаты освоения курса.

4. Содержание учебного курса.

5. Тематическое планирование.        

        Согласно Учебному плану МОБУ СОШ № 8 им. А.Г. Ломакина на 2021-2022 учебный год на проведение занятий платных образовательных услуг «Русский язык+»  в 11 классе отводится 2 учебных часа в неделю (из расчета 70 часов).

        Настоящий курс предназначен для учащихся, желающих повысить уровень образования по русскому языку, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Целью данного курса является более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, орфографических и пунктуационных норм; усиление речевой подготовки учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий: стилей, типов речи, текста.

Задачи курса: 

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, полный и комплексный анализ текста;

- совершенствовать умение создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания,

- расширить и углубить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка и правилах их использования.

        Исходя из целей и задач конкретного занятия, используются различные

- формы деятельности: беседа, комбинированное тематическое занятие, комплексная работа с текстом; лингвостилистический анализ текста; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами;  коммуникативные и игровые ситуации;

- виды деятельности: комментированное письмо; сочинение-рассуждение; редактирование текста; сжатое изложение; различные виды диктантов; решение тестовых заданий, словарная работа, создание текстов разных функционально-смысловых стилей и жанров.

        На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Используются современные технологии обучения: педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, проблемное обучение. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры письменной речи), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

В результате изучения курса «Русский язык+»  для учащихся 11-х классов учащиеся XI класса должны:

знать / понимать

- смысл понятий: речь письменная; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки  научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

- основные понятия лексикологии и фразеологии;

- принципы выделения частей речи, основные морфологические нормы;

- основные орфографические правила каждого раздела орфографии.

уметь

     - совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность;

    - расширять знания о тексте, совершенствовать навыки конструирования текста;

    - совершенствовать умение создавать тексты различных стилей и жанров, учитывая логичность и последовательность изложения материала;

    - расширять знания о стилях речи, их признаках, правилах их использования;

    - преодолевать типичные ошибки;

    - расширять и углубить  знания об изобразительно-выразительных средствах языка и правилах их использования.

        аудирование и чтение

- читать тексты разных стилей и жанров;

- использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи;

- определять научный, официально-деловой стиль речи;

- видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера;

- находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте;

- обосновывать место и выбор знака препинания;

- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

        говорение и письмо

- создавать тексты различных стилей и жанров;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением;

- писать сочинения, находить и устранять повторы-недочеты;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами;

- находить и исправлять ошибки;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностя национальной и мировой культуры;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному общению;

- использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Грамматика и морфология.

Преодоление типичных ошибок в фонетическом разборе.

Трудные случаи чередования гласных корня.

Типичные ошибки в употреблении гласных после шипящих

Функции разделительных знаков. Ь как показатель грамматической формы.

Типичные ошибки при написании приставок.

Колебания в роде имён существительных. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний. Окончание родительного падежа множественного числа существительных на ня, ья, ье.

Слова с редкими суффиксами.

Трудные случаи правописания сложных слов.

Употребление некоторых личных форм глагола. Варианты видовых форм.

Трудные случаи правописания Н – НН в словах разных частей речи.

Трудные случаи правописания НЕ-НИ в словах разных частей речи.

Формы деепричастий.

Синтаксис.

Понятие нормы применительно к знакам препинания. Гибкость современной русской пунктуации.

Типичные ошибки в простом предложении.

Согласование определений и приложений. Стилистические варианты падежных форм. Варианты беспредложных и предложных конструкций.

Порядок слов в причастном обороте.

Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом.

Нормативное употребление деепричастных оборотов.

Союзы и предлоги при однородных членах.

Ошибки в сочетании однородных членов.

Ошибки в сложных предложениях.

Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.

Речь.

Благозвучие речи. Плеоназм и тавтология. Плеонастическое повторение личного местоимения в роли подлежащего.  Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных.

Смысловой и стилистический отбор лексических средств.

Использование фразеологических средств.

Речевая недостаточность.

Создание текста.

Признаки и свойства текста. Смысловая и композиционная целостность текста.

Особенности художественного стиля. Особенности разных стилей речи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы и речевой ситуации.

Определение проблем, поставленных в тексте.

Комментарий текста.

Определение авторской позиции.

Аргументация собственной позиции.

Создание логически завершенного текста.

Устранение типичных ошибок при создании собственного текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Преодоление типичных ошибок в фонетическом разборе.

1

2

Фонетический принцип русской орфографии.

1

3-4

Чередование гласных корня. Трудные случаи.

2

5

Типичные ошибки в употреблении гласных после шипящих

1

6

Функции разделительных знаков. Ь как показатель грамматической формы.

1

7

Типичные ошибки при написании приставок.

1

8

Колебания в роде имён существительных.

1

9-11

Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний.

3

12

Окончание родительного падежа множественного числа существительных на ня, ья, ье.

1

13

Слова с редкими суффиксами.

1

14

Трудные случаи правописания сложных слов.

1

15

Употребление некоторых личных форм глагола.

1

16

Варианты видовых форм.

1

17-18

Трудные случаи правописания Н – НН в словах разных частей речи .

2

19-20

Трудные случаи правописания НЕ-НИ в словах разных частей речи.

2

21

Формы деепричастий.

1

22

Понятие нормы применительно к знакам препинания.

1

23-26

Типичные ошибки в простом предложении.

4

27

Гибкость современной русской пунктуации.

1

28

Согласование определений и приложений.

1

29-30

Стилистические варианты падежных форм.

2

31

Варианты беспредложных и предложных конструкций.

1

32

Порядок слов в причастном обороте.

1

33

Замена придаточных определительного предложения причастным оборотом.

1

34

Нормативное употребление деепричастных оборотов.

1

35

Союзы и предлоги при однородных членах.

1

36

Ошибки в сочетании однородных членов.

1

37-39

Ошибки в сложных предложениях.

3

40

Выбор оптимального варианта при комбинации знаков.

1

41

Благозвучие речи.

1

42

Плеоназм и тавтология.

1

43

Плеонастическое повторение личного местоимения в роли подлежащего.

1

44

Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных.

1

45-46

Смысловой и стилистический отбор лексических средств.

2

47

Использование фразеологических средств.

1

48

Речевая недостаточность.

1

49

Признаки и свойства текста.

1

50-51

Смысловая и композиционная целостность текста.

2

52

Особенности художественного стиля. Особенности разных стилей речи.

1

53-54

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

55-56

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы и речевой ситуации.

2

57-58

Определение проблем, поставленных в тексте.

2

59-61

Комментарий текста.

3

62-63

Определение авторской позиции.

2

64-65

Аргументация собственной позиции.

2

66-68

Создание логически завершенного текста.

3

69-70

Устранение типичных ошибок при создании собственного текста.

2

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Солганик Г.Я.

Стилистика русского языка для 10-11 классов школ России.

2000

М.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Розенталь Д. Э.

Справочник по литературной правке и правописанию

1996

М.: Рольф

2

Розенталь Д. Э.

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию

1994

М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для орга­низации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образо­вательных учреждениях с углублённым изучением французского языка  на баз...

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 6 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   6 класс....

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса .( Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 9 класс)

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса. Новый курс английского языка для российских школ. 5-й год обучения”. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык  9 ...

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса.Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык 7 класс.

Рабочая программа по английскому языку для 7 класса. Новый курс английского языка для российских школ. Базовый учебник - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева Английский язык   7 класс....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...