Мастер -класс. Выступление на РМО
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Байкова Дина Анатольевна

Мастер - класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

 

 

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в

своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

 

В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецптом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)

Цель: поделиться опытом работы по развитию читательской грамотности  пятиклассников.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом

Ожидаемые результаты:

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности младших школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Оборудование: компьютер, проектор, конверты с  заданиями для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые коллеги!

Поздравляем вас с  окончанием учебного года.

II. Анализ работ предыдущего учебного года.

   Но давайте ненадолго вернемся в предыдущий учебный год. Анализируя результаты Всероссийских проверочных работ,мы сталкиваемся с тем, что многие обучающиеся 5 класса мало читают, не все умеют работать с текстом, некоторые  школьники не дочитывают задание или вопрос до конца. Вот почему ребята затрудняются при выполнении некоторых заданий ВПР  (овладение основами логического и алгоритмического мышления; чтение и анализ несложных готовых таблиц; умение письменно изложить информацию, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы; умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; умение анализировать, делать вывод на основе проведенного опыта; умение сравнивать объекты, описанные в тексте). Мы пришли к выводу: высокий уровень читательской грамотности качественно подготовит пятиклассников к дальнейшему обучению на следующем образовательном уровне. Такие учащиеся уже почти не будут нуждаться в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Поэтому сегодня особенно востребованы слова К.Д. Ушинского: «Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот в чём главное». Следовательно, одним из  наиболее важных путей повышения эффективности образовательного  школьника.

И сегодня на  нашем мастер – классе «Читательская грамотность как основа эффективности учебного процесса» мы хотим вам предложить задания, которые  помогут в развитии читательской грамотности.

III. Знакомство с приемами и стратегиями.

Уважаемые коллеги! Просим вас занять почетные места – поработать в парах и группах.

   Первое наше задание называется «Мозаика». Откройте конверт №1. Вам даны отрывки, прочитайте их и сложите  в один единый текст. Получившийся текст прочитайте полностью. На выполнение задания вам дается 2 минуты. Время пошло, удачи! (Засекаем время)

Приложение 1

Текст.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю — пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слышно далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел — и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

— Ага, — думаю, — значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» — и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю — лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял — и домой.

Г. Снегирев

   Ваше время истекло. Группа №1 или №2  (которая быстрее справилась с заданием) прочитайте получившийся текст.

   Приступаем к выполнению следующего задания. Открываем конверт №2 . Обратите внимание! В нем находятся только шаблоны Тонких и Толстых вопросов (Прием «Толстый и тонкий вопрос»). Это задание выполняем в парах. Каждой паре (соседи по плечу) необходимо сформулировать и задать другой паре по два «тонких» и два «толстых» вопроса», связанных с текстом. На выполнение второго задания у вас всего 2 минуты. Приступаем к заданию.

Приложение 2

Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Как звали… ?

Было ли… ?

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

    Ваше время вышло. Пары сейчас по очереди  будут друг другу задавать и  отвечать на поставленные вопросы. Группа №1 вам предоставляем слово. Группа №2 теперь слушаем вас. Молодцы!

   Приступаем к следующему заданию. Задание №3 выполняем в группе. На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к заданию.

Задание 3.

 В 1970 году, в момент написания рассказа «Ука»,  в магазине цена на клюкву была не постоянна. (См.таблицу 1)

Таблица 1

месяц

январь

Февраль

март

апрель

май

Июнь

Стоимость (копейки)

65

20

60

40

60

45

В 1971 году цена на клюкву составляла следующие суммы (см. диаграмму 1)

Диаграмма 1

   https://lh6.googleusercontent.com/bWBVf7f8Od-PPIASnTnyXrECaOLZmWpbpI0tPK-W_wjBZyOwmAjO9nVQQBQ8BunECFMLB4GdGKodBYcfgOyT7P1FGOQGTGG1T-AONmQvYXbq0BKz4bcOywVnS05czmiCjE5_TRiOY68

   В какие месяцы клюква стоила в 1970  году меньше, чем в 1971  году?

Ответ: _______________________

   Ваше время истекло. Проверяем.

  Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить? Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. И мы переходим к самому интересному заданию, к стратегии «Идеал». Автор этой стратегии,  Джеймс Брэмсфорд,  назвал ее  «ИДЕАЛЬНЫМ» МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

 Каждая буква этого слова – это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации.

«Идеал»

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

1 этап. Интересно, в чем проблема?

Здесь мы определяем проблему и  формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.

2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».

•        Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.

•        Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы. Оговорить количество вариантов

3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?

Это – этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит.

Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.

4 этап. А теперь сделаем выбор!

На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.

5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?

Здесь учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план решения проблемы.

 Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы, составьте устный рассказ и т.д.

Давайте познакомимся со  стратегией «ИДЕАЛ» при работе с продолжением текста рассказа "Ука" Геннадия Яковлевича Снегирёва.

 (Задание 4. Стратегия «Идеал»)

И - «Интересно, в чем проблема?»

   Прочитайте отрывок. Определите и запишите ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.

Приложение 3

   В окнах у нас свет зажгли. Наверно, сели ужинать.

Пришёл я домой, дедушка меня спрашивает:

— Куда ходил?

— Ловил укалку.

Он не понимает.

— Что, — говорит, — за укалка такая?

Полез я в карман, чтоб её показать, а карман… 

Д - «Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»

 Записывайте все пришедшие в голову варианты решения проблемы (даже самые безумные).

Есть ли какие-либо хорошие решения?

    Отметьте в своем списке галочкой те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы.

А теперь сделаем выбор!

Проанализируйте свои записи и выберите наиболее оптимальный вариант решения проблемы.

Любопытно, как осуществить на практике?

Распишите возможный план действий по пунктам и изобразите его в виде схемы.

-

 Итак, что же у нас получилось?

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

IV. Результативность

   Благодаря целенаправленной системной работе по развитию  читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения  будут достигнуты определенные результаты - повышение эффективности образовательного процесса.

V. Рефлексия

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

 

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в

своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

 

В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Рецепт счастья

Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)

Спасибо большое, коллеги,  за Вашу активную работу!

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ

 И ПРОЯВЛЕННЫЙ ИНТЕРЕС!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Мастер классы, выступления , открытые уроки

«Диагностика развития УУД при изучении разделов «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства»...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Мастер класс выступление на конкурсе "Учитель года 2020"

Мастер класс выступление на конкурсе "Учитель года 2020"...