Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урваева Карина Анатольевна

Конспект урока по русскому языку для 5 классов. Тема: "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_prilagatelnoe_5_klass.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: "Имя прилагательное" (5 класс)

Учитель Урваева К.А. 

МАОУСОШ №8 г.Старая Русса

Тип урока: комбинированный

Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл. образовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2012).

Оценочные листы, карточки контроля понимания материала (красная, жёлтая, зелёная).

 Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении,  правильно употреблять прилагательные в речи.

Задачи:

обучающие: познакомить с ролью имён прилагательных в речи; развивать умение составлять художественный текст, используя прилагательные;

развивающие: развивать логическое мышление учащихся, монологическую речь;

личностный результат: внимательное отношение к слову.

Универсальные учебные действия:

      познавательные:

     -учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;

     - извлечение первичной и вторичной информации из текста;

     - создание ситуации для аргументированного выражения собственной точки зрения;

     регулятивные:

     - умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;

     - умение оценивать результат собственной деятельности и собственное продвижение;

      коммуникативные:

     - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

     - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

 (Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха)

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть весеннего дня.

 - Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех» (записано на доске).

  1. Орфографическая разминка (проверка опорных знаний)

 На доске записаны слова с пропущенными буквами:

к песн..

на экскурси..

в Сибир..

о праздник..

на ножк..

 - Внимательно посмотрите на данные примеры.

- Какую орфограмму мы будем повторять сегодня на уроке?

 - Определите карточкой контроля вашу готовность к выполнению данного задания.

(Дети поднимают карточки в зависимости от своей готовности: зелёная карточка – «я знаю», жёлтая карточка – «сомнение», красная карточка – «мне нужна помощь».  Отслеживается диагностика самооценки).

 - По какому алгоритму мы будем действовать, чтобы вставить правильную букву? (Алгоритм записывается на доске)

- Как правильно обозначается орфограмма графически?

- Определите теперь вашу готовность к выполнению задания.

(Обучающиеся выполняют орфографическую разминку: все в классе поднимают карточку с необходимой буквой, один ученик вписывает её на место пропуска, обозначает орфограмму графически и получает за ответ отметку в журнал).

  1. Отгадайте загадку

 На доске записана загадка:

«Сам … кафтан …»

– Почему вы её не поняли? Помогли вам данные слова догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Сам – алый, сахарный; кафтан – зелёный, бархатный. (Арбуз)

– Какие слова помогли отгадать загадку?

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

– О каких словах пойдёт речь на уроке?

– Сформулируйте тему урока.

Имя прилагательное

      - Откройте тетради.

-Что вы запишите в тетрадях сначала? (Дату)

- Запишите тему урока.

- Что мы уже знаем о прилагательном?

- Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока.

( Выяснить, зачем нам прилагательное? Научиться видеть имя прилагательное в тексте, использовать его в своей речи).

  1. Работа с учебником

 Страница 81, упражнение 565.

- Прочитайте текст упражнения таким, какой он дан в учебнике.

- Можно ли понять, какой гриб описан? Почему? Докажите.

- Вставьте устно в текст пропущенные слова (смотрите внизу упражнения слова для справок).

- Как вы можете оценить текст теперь? (Он стал более полным и понятным).

- Выполните письменное задание к упражнению. (Задания прописаны на доске)

За определенное время необходимо:

  1. Выписать словосочетания сущ.+прил.
  2. Обозначить пропущенные орфограммы
  3. Выполнить морфемный разбор слова «шляпка»
  4. Определить род, падеж, число прилагательного.

     После прочтения 1 пункта задания  проводится работа с карточками понимания материала. При необходимости обучающимися составляется алгоритм нахождения словосочетаний.

     После выполнения упражнения проходит взаимопроверка  по образцу.

     Ученики выставляют себе оценку в оценочный лист и отвечают на вопрос:

- почему за одно и тоже время я сделал  меньше других?

- почему я допустил ошибки?

(Рефлексия)

  1. Физкультминутка

 - Ребята, что-то мы с вами засиделись. Пришла пора немного подвигаться.

Вновь у нас физкультминутка,

      Наклонились, ну-ка, ну-ка!

      Распрямились, потянулись,

      А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

  1. Тест

- Выполняя упражнение 565, какие знания о прилагательном вы применяли?

- Мне кажется, что вы об этой части речи знаете больше. Давайте это проверим.

- Проведём работу в парах с тестом.

 1.   Имя прилагательное отвечает на вопросы:

- кто? что?

- какой? чей?

- что делать? что сделать?

2.  Имя прилагательное обозначает:

- признак предмета;

- признак признака;

- признак действия.

3. Имя прилагательное изменяется по:

- числам, падежам;

- родам, числам, падежам;

- родам, падежам.

4. Имя прилагательное может быть в формах:

- краткой и полной;

- простой и сложной;

- большой и малой.

5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:

- подлежащего и дополнения;

- дополнения и обстоятельства;

- определения и сказуемого.

 (Самопроверка по образцу).

 

  1. Работа с правилом 

- Прочитайте правило на странице учебника 85.

- Постройте в группе на основе правила алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.

- Ответ групп по желанию.

- Оцените работу группы.

  1. Работа по развитию речи

            - Где можно применить всё, что мы с вами повторили на уроке?

    (В нашей речи)

     Предлагается на выбор две работу:

  1. Заполнить контуры вазы прилагательными, которые могли бы её ярко охарактеризовать.
  2. Написать объявление о пропаже собаки. (Полистайте учебник, вы можете найти  в нём себе помощь (стр.90)).
  1. Домашнее задание
  1. Упр.573

- на «3»: выбрать подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день и составить с ними предложения;

- на «4»: составить предложения и разобрать их по членам;

- на «5»: составить текст на заданную тему.

2. Доделать работу, начатую на уроке: описать вазу или написать объявление (мини-проект – вазу можно раскрасить, к объявлению можно добавить рисунок собаки).

  1. Рефлексия

 Ребята, продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я …

  1. Оценивание

 Все ребята поработали сегодня хорошо. Поставьте себе отметку за урок. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...