Урок русского языка «Состав слова» для учеников с задержкой психического развития
план-конспект урока по русскому языку

Коганкова Виктория Александровна

Урок относится к разделу «Состав слова» в тематическом планировании. Он демонстрирует уровень информационной и коммуникационной компетентности школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

Когда педагог разрабатывает урок, он учитывает особенности учеников с ЗПР: им тяжело концентрироваться и переключать внимание, у них неустойчивая эмоционально-волевая сфера. Чтобы активизировать их внимание и разнообразить формы работы, учитель использует на уроке игровые моменты, частую смену видов деятельности, наглядность.

Скачать:


Предварительный просмотр:



xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"

xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">

href="Урок%20русского%20языка%20«Состав%20слова»%20для%20учеников%20с%20задержкой%20психического%20развития.files/filelist.xml">

href="Урок%20русского%20языка%20«Состав%20слова»%20для%20учеников%20с%20задержкой%20психического%20развития.files/themedata.thmx">

href="Урок%20русского%20языка%20«Состав%20слова»%20для%20учеников%20с%20задержкой%20психического%20развития.files/colorschememapping.xml">

Урок

русского языка «Состав слова» для учеников с задержкой психического развития

mso-border-alt:solid #DEDEDE .5pt;mso-border-top-alt:solid #DEDEDE 2.25pt;

padding:0cm 0cm 0cm 0cm;margin-top:14.4pt;margin-bottom:24.0pt'>

115%;background:white'>

color:black;display:none;mso-hide:all'>Участники

margin-left:36.0pt;text-align:justify;line-height:115%;background:white'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;display:none;

mso-hide:all'>Ученики с ЗПР

115%;background:white'>

color:black;display:none;mso-hide:all'>Цель

margin-left:36.0pt;text-align:justify;line-height:115%;background:white'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;display:none;

mso-hide:all'>Научить называть морфемы слова, распознавать части морфем,

анализировать и классифицировать слова по типу орфограммы в морфемах слова,

определять роль частей слова

115%;background:white'>

color:black;display:none;mso-hide:all'>Задачи

margin-left:36.0pt;text-align:justify;line-height:115%;background:white'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;display:none;

mso-hide:all'>Активизировать внимание учеников и разнообразить формы работы,

научить оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

115%;background:white'>

color:black;display:none;mso-hide:all'>Материалы

margin-left:36.0pt;text-align:justify;line-height:115%;background:white'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;display:none;

mso-hide:all'>Презентация, кроссворд «Части слова», бумажные шапки, на которых

нарисованы части слов, эталон-диктант, схема разбора слова по составу, фрагмент

мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки, веревка, воздушные шары,

листы самооценки в таблице Google-сервиса

115%;background:white'>

color:black;display:none;mso-hide:all'>Оборудование

margin-left:36.0pt;text-align:justify;line-height:115%;background:white'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;display:none;

mso-hide:all'>Музыкальная аппаратура, ноутбуки

115%;background:white'>

color:black;display:none;mso-hide:all'>Примерное время

margin-left:36.0pt;text-align:justify;line-height:115%;background:white'>

style='mso-fareast-font-family:"Times New Roman";color:black;display:none;

mso-hide:all'>40 мин

data-phrase-id=2>Урок относится к разделу «Состав слова» в тематическом

планировании. Он демонстрирует уровень информационной и коммуникационной

компетентности школьников с задержкой психического развития (ЗПР).

data-phrase-id=3>Когда педагог разрабатывает урок, он учитывает особенности

учеников с ЗПР: им тяжело концентрироваться и переключать внимание, у них

неустойчивая эмоционально-волевая сфера. Чтобы активизировать их внимание и

разнообразить формы работы, учитель использует на уроке игровые моменты, частую

смену видов деятельности, наглядность.

data-phrase-id=4>ЭТАП

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

"Times New Roman"'>3 мин

Учитель

создает положительный настрой учеников на активную и продуктивную работу на

уроке, развивает умение оценивать готовность к деятельности, устанавливает

контакт между обучающимися.

1. Прием

«Улыбка». Под песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)

ученики выполняют инструкции учителя: улыбаются соседу справа и слева, желают

успехов в работе на уроке и садятся на свои места.

2. Мотивация.

Учитель приветствует школьников и проверяет готовность к уроку, мотивирует к

учебной деятельности.

Вот теперь

проверь, дружок,

Ты готов

начать урок?

Ноутбуки

все в порядке,

А учебники,

тетрадки?

Ручки и

карандаши?

Так

работать поспеши!

3. Оценка.

Учитель настраивает обучающихся оценить готовность к уроку с помощью смайлика.

Ученики рисуют в тетради в зависимости от настроения улыбающееся, серьезное или

грустное лицо.

data-phrase-id=15>ЭТАП

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ


"Times New Roman"'>5 мин

href="https://onedrive.live.com/view.aspx?resid=81696D3652EEC28A!116&ithint=file,pptx&app=PowerPoint&authkey=!ACuO3e1UH-WACMY"

target="_blank" data-anchor="/document/37/124/dfasgaoez3/" data-dfa=dfasgaoez3>Презентация

«Картинный диктант»

 src="https://onedrive.live.com/embed?cid=81696D3652EEC28A&resid=81696D3652EEC28A%21116&authkey=AKowDoc3zTWH22Q&em=2"

 width=700 height=400 frameborder=0 scrolling=no>

Педагог выявляет знание правописания изученных слов с непроверяемой безударной

гласной в корне.

1. Метод

ассоциаций. Учитель организует словарную работу через презентацию

«Картинный диктант». Обучающиеся записывают самостоятельно слова по картинкам.

Далее вместе с учителем объясняют их написание с помощью слов-образов и

применяют ассоциации, чтобы запомнить слова с безударной гласной, которая не

проверяется ударением.

2. Взаимопроверка.

Учитель предлагает провести взаимопроверку, помогает обсудить критерии оценки

словарного диктанта, которые определяют школьники: «5» – без ошибок; «4» – одна

ошибка; «3» – две ошибки; «2» – более двух ошибок.

3. Оценка.

Проводят взаимопроверку: проверяют работы соседа по парте и оценивают их.

Заносят оценки в тетрадь.

data-phrase-id=21>ЭТАП

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

"Times New Roman"'>8 мин

mso-border-alt:solid #DEDEDE .5pt;mso-border-top-alt:solid #DEDEDE 2.25pt;

padding:0cm 0cm 0cm 0cm;margin-top:14.4pt;margin-bottom:24.0pt'>

data-phrase-id=22>Вам

понадобится:

data-phrase-id=23>Кроссворд

«Части слова»

1. Кроссворд.

Учитель создает условия, чтобы возникла внутренняя потребность включиться в

учебную деятельность. Предлагает разгадать кроссворд, чтобы определить тему

урока. Ученики выходят к доске, разгадывают кроссворд «Части слова».

Обучающиеся по ключевому слову определяют тему урока.

2. Прием

«Живая схема». Учитель предлагает школьникам поиграть в «Живую схему».

Обучающиеся надевают бумажные шапки, на которых нарисованы части слов. Ученики

выходят к доске и становятся по порядку: приставка, корень, суффикс, окончание,

вниз садится основа. Остальные ученики подбирают слова по «живой схеме» и

записывают их в тетрадь. Они выделяют морфемы и орфограммы, объясняют их.

Обучающиеся

предлагают свои варианты работы со схемой: убирают морфемы и записывают слова

по новым схемам, например: приставка, корень, окончание; корень, суффикс,

окончание; корень, окончание.

3. Оценка.

Учитель совместно с обучающимися разрабатывает критерии оценивания:

     

  •      l1 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«5» – принимал активное участие в работе с кроссвордом

         и игрой, без ошибок, в том числе орфографических;

  •  

  •      l1 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«4» – допустил одну ошибку;

  •  

  •      l1 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«3» – допустил две ошибки;

  •  

  •      l1 level1 lfo1;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>«2» – сделал три и более ошибок.

Оценки

школьники заносят в лист самооценки, сравнивают их с оценками учителя.

4. Вывод.

Учитель предлагает подготовленному ученику прочитать наизусть

стихотворение-вывод, сравнить его с правилом в учебнике.

Получили

мы о слове много разных новостей.

И узнали

мы, что слово собирают из частей.

Корень,

суффикс и приставку мы должны отлично знать,

Чтобы

слово по составу без ошибок разбирать.

Ученики

работают с электронной формой учебника на ноутбуках. Перед началом работы

педагог и школьники повторяют правила безопасности при работе на компьютере:

нельзя трогать соединительные разъемы кабелей, прикасаться к проводам, работать

влажными руками и др.

Обучающиеся

слушают выразительное чтение наизусть учеником, вспоминают правила,

сопоставляют ответы с информацией в учебнике, приводят примеры, делают выводы и

обобщают изученный учебный материал: какие существуют морфемы и для чего служит

каждая морфема в слове?

data-phrase-id=37>ЭТАП

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

"Times New Roman"'>5 мин

mso-border-alt:solid #DEDEDE .5pt;mso-border-top-alt:solid #DEDEDE 2.25pt;

padding:0cm 0cm 0cm 0cm;margin-top:14.4pt;margin-bottom:24.0pt'>

data-phrase-id=38>Вам

понадобится:

all'>

data-phrase-id=39>Разбор

слова по составу

1. Работа

со схемой разбора слова по составу. Учитель предлагает вспомнить алгоритм

морфемного разбора слова. Ученики объясняют порядок разбора слова по составу и

проверяют себя по схеме.

2. Игра

«Соотнеси схемы и слова». Учитель организует игру в парах по трем уровням

сложности в презентации. Уровень сложности ученики выбирают сами. Игру проводят

на ноутбуках. Школьники выполняют задание тренажера «Соотнеси схемы и слова»,

разбирают слова по составу и подбирают соответствующую схему.

3. Физкультминутка.

Ученики повторяют движения за учителем: быстро поморгать, закрыть глаза и

посидеть спокойно, медленно посчитать до пяти – повторять 4–5 раз;

крепко

зажмурить глаза, посчитать до трех, открыть их, посмотреть вдаль и сосчитать до

пяти – повторять 4–5 раз; вытянуть правую руку вперед, следить глазами, не

поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой

руки влево и вправо, вверх и вниз – повторять 4–5 раз; в среднем темпе

проделать три или четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же

в левую сторону, расслабить глазные мышцы и посмотреть вдаль на счет от одного

до шести – повторять 1–2 раза.

data-phrase-id=44>ЭТАП

5. ВКЛЮЧЕНИЕ ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ И ПОВТОРЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ

"Times New Roman"'>5 мин

1. Активный

метод обучения «Выход за пределы». Педагог создает проблемную ситуацию

через фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков» со встроенным голосом

учителя. Герою Вите Перестукину, чтобы попасть домой, нужна помощь. Он не может

решить, какую букву вставить в суффиксы «-ек» и «-ик».

Учитель

приостанавливает мультфильм на этом месте и предлагает школьникам записать

слова в тетрадь, вставить гласные «е» или «и». Ученики объясняют орфограммы с

помощью метода ассоциаций: в слове «замочек» пишем «е», так как в родительном

падеже буква исчезает из слова, она круглая и может выкатиться; в слове

«ключик» в родительном падеже буква «и» остается, она состоит из двух крючков и

цепляется ими.

Когда

школьники выполнили задание, педагог включает мультфильм, где герой радуется,

что ученики помогли ему выбрать букву и формулирует правило правописания

суффиксов «-ек», «-ик».

2. Прием

«Лови ошибку». Когда останавливается мультфильм, учитель может предложить

школьникам готовый вариант решения проблемы. Он намеренно допускает ошибки.

Обучающиеся опровергают версию учителя, объясняют верное написание суффиксов.

3. Оценка.

Учитель проговаривает критерии оценки работы. Оценку «5» в оценочный лист

выставляют ученики, которые верно вставили буквы. Если ученик ошибся, клетка в

оценочном листе остается пустой.

data-phrase-id=50>ЭТАП

6. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ

"Times New Roman"'>7 мин

1. Работа

по карточкам. Учитель организует работу в парах по карточкам, предлагает

распределить слова – нос, глаз, носы, глаза, носик, глазик – в три столбика.

Первый столбик – слова в единственном числе, второй – во множественном, третий

– слова с уменьшительно-ласкательным значением. Дети определяют в них

орфограммы (правописание безударной гласной, парного согласного в корне,

суффиксов «-ек» и «-ик»), объясняют правописание. Учитель задает вопрос о том,

на какое правило не хватает слова. Предлагает подобрать пример. Ученики

обнаруживают, что отсутствует слово с суффиксом «-ек», формулируют правило с

примером.

2. Самооценка

парной работы по карточкам. Оба ученика выставляют себе одинаковые оценки.

Критерии:

правильно распределили слова по группам, определили правила для групп,

правильно сформулировали правило для первой группы, правильно сформулировали

правило для второй группы, правильно сформулировали правило для третьей группы,

подобрали недостающее слово, определили орфограмму недостающего слова. Оценки:

«5» – выполнены все семь критериев; «4» – выполнены шесть критериев; «3» –

выполнены четыре или пять критериев; «2» – выполнено меньше четырех критериев.

3. Диктант

с самопроверкой по эталону. Учитель диктует предложения обучающимся.

Разрабатывает совместно с учениками критерии оценки: «5» – диктант выполнен без

ошибок; «4» – допущена одна или две ошибки в диктанте; «3» – допущено три или

четыре ошибки; «2» – допущено более четырех ошибок.

Предложения

для диктанта:

1. Птенчик

крохотный из гнезда упал.

2.

Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка.

3. Под

горой за рекой хуторочек стоит.

4. Только

уселась команда косая, весь островочек пропал под водой.

5. Бугров

откусил кусочек сахара и жадно выпил чай.

6. Мы

спустились в город и свернули в узкий кривой переулочек.

data-phrase-id=62>ЭТАП

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

"Times New Roman"'>3 мин

Прием

«Выбор задания». Учитель помогает определить дальнейшие перспективы: что

нужно повторить, закрепить или чем новым поделиться с одноклассниками? Предлагает

задания на дом по выбору из учебника.

Учитель

комментирует домашнее задание.

data-phrase-id=65>ЭТАП

8. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


"Times New Roman"'>4 мин

Прием

«Гирлянда». Педагог организует рефлексию пройденного материала и работы

учеников на уроке, получает обратную связь от учащихся. Помогает прикрепить

воздушные шары к веревке и демонстрирует итог урока цветной гирляндой:

     

  •      l0 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>красный шар – все на уроке было понятно, успел

         выполнить все задания, доволен своей работой, урок в целом удался;

  •  

  •      l0 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>желтый шар – большая часть пройденного материала

         понятна, выполнил практически все задания, работа не доставила особых

         проблем, были непонятны один или два момента;

  •  

  •      l0 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt'>

         "Times New Roman"'>белый шар – много непонятного, с большинством заданий

         не справился, работой недоволен, урок не понравился.

Учитель

формулирует конечный результат работы на уроке. Подводит итоги, выставляет

общую оценку за урок, сравнивает с оценкой учеников.

mso-border-alt:solid #DEDEDE .5pt;mso-border-top-alt:solid #DEDEDE 2.25pt;

padding:0cm 0cm 0cm 0cm;margin-top:14.4pt;margin-bottom:24.0pt'>

data-phrase-id=69>Список

материалов:

all'>

data-phrase-id=70>

href="https://onedrive.live.com/view.aspx?resid=81696D3652EEC28A!116&ithint=file,pptx&app=PowerPoint&authkey=!ACuO3e1UH-WACMY"

target="_blank" data-anchor="/document/37/124/dfasuqsug4/" data-dfa=dfasuqsug4>Презентация

«Картинный диктант»

mso-hide:all'>

data-phrase-id=71>Кроссворд

«Части слова»

mso-hide:all'>

data-phrase-id=72>Разбор

слова по составу

mso-hide:all'>

line-height:115%;font-family:"Arial","sans-serif";mso-fareast-font-family:"Times New Roman"'> 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Состав слова"

Данный урок поможет раскрыть смысл понятия "состав слова"...

конспект урока по русскому языку "Состав слова. Закрепление."

Урок - закрепление по русскому языку "Состав слова. Повторение", 5 класс (для обучающихся коррекционной школы)...

Статья по теме: «Занимательная этимология исторических фразеологизмов русского языка на занятиях с учащимися с задержкой психического развития».

В статье даются определения понятий этимология и фразеология, кратко описываются особенности усвоения фразеологизмов учащимися с задержкой психического развития и объясняется возникновение ряда  ...

Рабочая адаптированная образовательная программа по английскому языку для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития

Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с ЗПР владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, п...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...

Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития

Особенности обучения английскому языку в начальной школе детей с задержкой психического развития...

Конспект урока по русскому языку _ Состав слова_

Конспект урока по русскому языку _ Состав слова_...