конспект урока по русскому языку "Состав слова. Закрепление."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Попова Ирина Ивановна

Урок - закрепление по русскому языку "Состав слова. Повторение", 5 класс (для обучающихся коррекционной школы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку «Состав слова. Закрепление.», 5 класс (для обучающихся коррекционной школы)

Автор – составитель: Попова И.И.

Цели: - закрепить и обобщить знания о частях слова; проверить сформированность  понятий: корень, приставка, суффикс, окончание;                                                                                                                                                      - корректировать аналитико – синтетическую деятельность мозга с помощью определения частей слова;                                                                 - развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, правильно писать корни и приставки, отвечать на вопросы полными ответами;                                                                                                                  - воспитывать любовь к родному языку, аккуратность при письме, умение работать коллективно.

Оборудование: карта страны «Состав слова», «чудо – дерево», «цветок», ноут – бук (слайды с заданиями), письмо, «птичка» с заданиями, учебник.

                                                                  Ход урока:

1.Организационный  момент  (правильная посадка учащихся за партами).                                                                 Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, давайте улыбнемся друг другу для того, чтобы сегодняшний день принес нам радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть наш урок?                                                        Дети: Мы хотим видеть урок веселым, интересным.                                                                                                 Учитель: Успехов вам и удач. Ребята, нам пришло письмо от жителей одной страны, послушайте его:                                                         Привет,  друзья! Примите приглашенье.                                                                                                                                    В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем.                                                                                                                            Познаете вы много разных тайн.                                                                                                                                                           Части слова живут – и здесь и там.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Повторительно – обучающая работа.                                                                                                                                                      Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Состав слова. Эта страна интересна тем, что состоит из островов. Мы , конечно же, посетим эти острова и познакомимся и их жителями. Но сначала вспомним, из каких частей может состоять слово.                                                                               Дети: Слово может состоять из корня, суффикса, приставки, окончания.                                                            Учитель: Какая самая главная часть слова?                                                                                                                  Дети: Самая главная часть слова – корень.                                                                                                                                           Учитель: Как называются слова с одинаковым корнем?                                                                                                                                                                 Дети: Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.

4.Работа по теме урока.                                                                                                                                                                               1)Учитель: Итак, мы причалили к острову «Корень».                                                                                                                   Как – то много лет назад на этом острове посадили странный сад.                                                                                                                          Не был сад фруктовым, был он только словом.                                                                                                                            Это слово, словно корень, разрастаться стало вскоре                                                                                                И плоды нам принесло, стало много новых слов.                                                                                                       ( вешается плакат с изображением « чуда – дерева»; к корню прикрепляется карточка со словом сад )              ( ученики называют однокоренные слова и записывают их в тетради, выделяя корень слова, а учитель прикрепляет на дерево карточки  ( листочки ) со словами: рассада, посадка, садовник, садовод, садовый, посадить)

2) Релаксационная пауза ( гимнастика для глаз ): двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево; представить себе большой круг и обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки; зажмурившись, снять напряжение, считая до 10.

3) Учитель: А сейчас мы с вами вообразим, что опять находимся на нашем корабле, который плывет к следующему острову. Прислушайтесь, что с палубы кричит матрос: «При – плыли! При – чаливайте! В – ходите! Скорее, скорее на остров спешите!» Как вы думаете, на каком острове мы оказались?                                                   Дети: Мы оказались на острове «Приставка».                                                                                                                         Учитель: Почему вы так решили?                                                                                                                                                       Дети: Матрос говорил слова, выделяя приставки, чтобы мы догадались.                                                                                                         Учитель: Что такое приставка?                                                                                                                                           Дети: Приставка – это часть слова.                                                                                                                                        Учитель: Для чего служит приставка?                                                                                                                                                          Дети: Приставка служит для образования новых слов.                                                                                                            Учитель: Жители острова приставок приготовили для вас задание ( вешается «цветок» ).                                                              ( при помощи приставок от корня ход образовать и записать новые слова; приставки выделить ).                                                                Приставки: от-, при-, по-, вы-, за-, об-, под-, с-, в-, у-, пере-.                                                                                                            ( учащиеся записывают новые слова на доске и в тетрадях: уход, отход, переход, вход, подход, отход, сход, заход, выход, поход, приход ).                                                                                                                              4) Учитель: Молодцы! А теперь глаза закрыли. С вами дольше мы поплыли. Продолжается наше кругосветное путешествие.                                                                                                                                                        Водичка тепленькая. Погодка чудненькая.                                                                                                                    Вот птичка маленькая несет задание.                                                                                                                                                  Начинается наше собрание. Что за остров впереди? Мы не сбились ли с пути?                                                              Дети: Впереди остров «Суффикс».                                                                                                                                                      Учитель: Почему вы так решили?                                                                                                                                                 Дети: Слова были с суффиксами – еньк – (тепленькая, чудненькая, маленькая ), - к – ( погодка, водичка ).              Учитель: А что такое суффикс?                                                                                                                                               Дети: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием.                                          Учитель: Для чего служит суффикс?                                                                                                               Дети: Суффикс служит для образования новых слов.                                                                                                 ( задание на слайде )                                                                                                                                                                    Учитель: От заданных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Суффиксы выделите (самостоятельная запись в тетрадь).                                                                                                                    Слова: ключ, дед, зверь, солнце.                                                                                                                                           Суффиксы: - ик -, - ушк -,- ек -,- ышк -.                                                                                                                                                 Новые слова: ключик, дедушка, зверек, солнышко (несколько учеников зачитывают свои слова ).                         5) Физкультминутка ( Хомка ):                                                                                                                                                        Хомка, Хомка. Хомячок, полосатенький бочок.                                                                                                                             Хомка раненько встает, щечки моет, носик трет.                                                                                                                      Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.                                                                                                    Раз, два, три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.                                                                                                                                         Учитель: Какой же следующий островок?                                                                                                                          Дети: Островок «Окончание».                                                                                                                                       Учитель: Да, нас приглашает «Окончание», и у него для нас задание. А что такое окончание?                                            Дети: Окончание – изменяемая часть слова.                                                                                                             Учитель: Для чего служит окончание?                                                                                                                              Дети: Окончание служит для связи слов в предложении.                                                                                                   6)Упражнение ( запись на доске ):                                                                                                                                                У окна стоит деревянный стол. На ( стол ) лежит красивая скатерть. Света подошла к ( стол ). Она очень довольна своим ( стол ).   ( коллективная работа у доски )                                                                                                 ( дети раскрывают скобки и меняют окончания по смыслу, окончания выделяют )                                                                 7) Учитель: Жители страны приготовили для вас еще одно задание. Откройте учебник на странице 37 № 94. Разберите самостоятельно слова по составу.                                                                                                                      Пригорок, зимушка, переход, волна, перестрелка, перелетные (индивидуальная помощь учителя ).                                                           ( Проверка – слайд )                                                                                                                                                                         8) Работа по карточкам ( составить новые слова ) – коллективная работа.                                                                а) Корень от слова  лесной, приставка от слова перелет, суффикс от слова грибок – перелесок.                   б) Приставка от слова понес, корень от слова ходить – подход.                                                                                   в) Приставка от слова полет, корень от слова краски, суффикс от слова дочка, окончание от слова лапа – покраска.                                                                                                                                                                       г) Приставка от слова занос, корень от слова морозец, суффикс от слова горка, окончание от слова листочки – заморозки.                                                                                                                                                         д)  Корень от слова зори, суффикс от слова голенький, окончание от слова нога зоренька.                    

5. Итоги урока.                                                                                                                                                                            Учитель: Итак, нам пора возвращаться и говорить жителям страны «До свидания!» Что мы сегодня повторили?                                                                                                                                                                           Дети: Мы сегодня повторили части слова.                                                                                                                               Учитель: Из каких частей может состоять слово?                                                                                                                     Дети: Слово может состоять из корня, суффикса, приставки, окончания.                                                                                             Выставление оценок.                                                                                                                    

6. Домашнее задание: страница 37 № 93 ( разобрать слова по составу ).                                                                                        Учитель: Спасибо, урок закончен.                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Закрепление изученного по теме «Лексика»

Урок ставит своей цельюформировать умение использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением, употреблением синонимов, антонимов, омонимов....

конспект урока по русскому языку "Слова категории состояния"

конспект урока по русскому языку 7 класс по программе М.М.Разумовской "Слова категории состояния"...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить  знания об обособленных определениях и прил...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

Конспект урока по русскому языку "Слово и слог"

Тема: Слово и слогТип урока: открытие нового знанияЦель: создание условий для формирования  умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;Планируемые ...