разработка урока по теме "Однозначные и многозначные слова" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

разработка урока по теме "Однозначные и многозначные слова" в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:        Однозначные и многозначные слова.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, омонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

6ЛР: опознавать омонимы по отличительным признакам, различать однозначные, многозначные слова и омонимы на основе  установления наличия/отсутствия сходства между признаками слов.

 3ЛР: наблюдать за использованием омонимов в языковых играх (загадках), художественной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Словарный диктант с взаимопроверкой.

Образ, метафора, вестибюль, воображение, пассивный, наверное,  маршрутный (лист), на досуге, капюшон, философия, шоссе.

2. Беседа­опрос:

– С какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке?  Оформите их на доске в виде схем. Подберите к этим схемам примеры.

– Употребите слова бронзовый, молния, зевать в прямом и переносном значениях. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)

3. Интеллектуальная разминка.

- Отгадайте загадку. (Смородина)

- Это черная?

-Нет, красная.

-А почему же она белая?

-Да потому, что еще зеленая.

- В каких значениях использованы прилагательные, обозначающие цвет?

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемы.

Проводится по предложенному плану или используется презентация (см. prezent_ rus_5kl_ ur20).  

1. Обращение к теоретическому материалу § 58.

Упр. 328 – наблюдение над словарными статьями многозначного слова и слов­омонимов.

Словарная работа: обоняние, экипаж.

2. Чтение названия темы урока.

Далее работа проводится по вопросам 329, 330. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и однозначных, формулируют  проблему урока .

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие нового знания.

1. Обращение к рубрике «Знаете ли вы, что…» на стр. 231.

2. Упр. 331-333

Работа проводится в парах по заданиям.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

V. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

– Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?

Учитель читает стихотворение.

        Норка вылезла из норки

        И пошла к знакомой норке.

        В норку норкину вошла,

        Норку в норке не нашла.

        Если в норке нету норки,

        Может, норка возле норки?

        Нет нигде. Пропал и след.

        Норка – здесь, а норки – нет!

                                      (А. Шибаев)

– Назовите слово, подходящее к теме урока. Это многозначное слово или однозначное? Докажите.

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание.

§ 58, упр. 334.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова"

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщающие слова" содержит конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС на тему: " Заимствованные слова".

Материал этой разработки можно использовать учителю  при подготовке к уроку русского языка по теме: "Заимствованные слова"; можно воспользоваться как планом к уроку, так и использовать ...

Урок - викторина "Однозначные и многозначные слова вокруг нас"

Урок - викторина "Однозначные и многозначные слова вокруг нас"....

Разработка урока русского языка "Способа образования слов", 6 класс

Разработка урока русского языка "Способа образования слов", 6 класс...