Повторение темы "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Постникова Ольга Александровна

Распространение педагогического опыта. Урок русского языка, 8 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение  темы  

«Словосочетание»

Урок  русского  языка

в  8  классе.

Учитель русского языка

Постникова Ольга Александровна. 

Цели.

Образовательная: повторить сведения о словосочетании, полученные школьниками в процессе изучения данной темы, отработать умения отличать словосочетание от предложения, различать в предложении словосочетание  и основу, определять способы связи в словосочетании.

Развивающая: закрепить умение подбирать синонимичные словосочетания как средства выразительности речи, обогащающие её и распознавать словосочетания, в которых имеются речевые ошибки.

Воспитательная: на большом лексическом материале урока формировать у учащихся навыки культуры устной и письменной речи.

ХОД  УРОКА.

1.Приветствие. Готовность к уроку.

2.Лексическая пятиминутка.

СЛАЙД  1.

Игра  «Допиши  словосочетание».

(Допишите фразеологизм, в котором недостаёт словосочетания на конце)

1.Согнуть  …

2.Буря  …

3.Перевернуть всё …

4.Не видеть как …

5.Вертеться как …

СЛАЙД  2.

1.Согнуть в бараний рог.

2.Буря в стакане воды.

3.Перевернуть всё вверх тормашками.

4.Не видеть как своих ушей.

5.Вертеться как белка в колесе.

3.ПОИСКОВАЯ  БЕСЕДА.

СЛАЙД  3.

( Устная работа )

--Что мы называем словосочетанием?

--Чем словосочетание отличается от предложения?

Найдите среди предложенных фраз словосочетания, объясните свою точку зрения:

а) мороз крепчал,                                               г) заревел и схватил,

б) шарф в клетку,                                               д) было холодно,

в) лекарственные растения,                              е) наступил вечер.

--Почему  основа  предложения  не  является  словосочетанием?

4. На какие виды делятся словосочетания?

( Именные, глагольные, наречные )

СЛАЙД  4.

Распределите словосочетания по видам, укажите их грамматическое значение.

( Змейка)

          Именные

       Глагольные

        Наречные

                                         

                                         

                                           

Верный друг, спел песню, громко кричит, слишком редко, весёлый турист, убери игрушки, бежит быстро, очень рано, чистая речка, крайне неразговорчивый.

СЛАЙД  5.

          Именные

       Глагольные

          Наречные

Верный друг (предмет и его признак),

весёлый  турист (предмет и его признак),

чистая речка (предмет и его признак).

Спел песню (действ. и предмет, на кот. оно переходит),

громко кричит  (действ. и его признак),

убери игрушки (действ. и предмет, на кот. оно переходит),

бежит быстро (действ. и его признак).

Слишком редко (признак признака),

очень рано (признак признака),

крайне неразговорчивый (признак признака).

5.Что мы должны помнить о синонимичных словосочетаниях?

(Они имеют разное грамматическое строение, но схожи по лексическому значению).

СЛАЙД  6.

Подберите к данным словосочетаниям синонимичные (письменно).

Змейка.

Воздух гор, заячья нора, морские волны, , клетчатый шарф, деревянный дом, кожаная куртка, полосатый костюм.

СЛАЙД  7.

воздух гор – горный воздух

заячья нора – нора зайца

морские волны—волны моря

клетчатый шарф—шарф в клетку

деревянный дом – дом из дерева

кожаная куртка – куртка из кожи

полосатый костюм --  костюм  в  полоску

6.Какие словосочетания мы называем стилистическими синонимами?

( Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения).

СЛАЙД  8.

Подберите к книжным словосочетаниям синонимичные просторечные

(письменно):

Дать пристанище, озадачить  сказанным, испортить дело, засидеться допоздна.

СЛАЙД  9.

дать пристанище – поселить у себя

озадачить сказанным – огорошить словами

испортить дело – всё смазать

засидеться допоздна – прошататься до ночи  

 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ПОИСКОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.   

Ребята, а всегда ли мы правильно выражаем свои мысли?  Ведь очень часто в употребляемых нами словосочетаниях можно встретить речевые ошибки.  Давайте найдём словосочетания с речевыми ошибками и не будем их употреблять в своей речи. (Устно.)

СЛАЙД  10.

Найдите словосочетания с речевыми ошибками:

восхищаться талантом – преклоняться перед талантом

вера в будущее – уверенность в будущем

прикасаться к стене – касаться стены

платить за проезд – оплатить проезд

СЛАЙД  11.

Запись в тетради по теории.

Запомню:   преклоняться перед  талантом

                     уверенность в будущем

                     касаться стены

                     оплатить проезд

8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

СЛАЙД  12.

9. Составьте с данными словами по два словосочетания, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, а в другом—в переносном.

Твёрдый, холодный, золотой, медвежий.

СЛАЙД  13.

Твёрдый лёд, твёрдый характер, холодное лето, холодный взгляд, золотая цепочка, золотое сердце, медвежий след, медвежья услуга.

СЛАЙД  14.

10. С данными словами составьте по две фразы, одна из которых будет являться словосочетанием, а другая—предложением.

Мороз,  петь,  прилететь,  солнце.

СЛАЙД  15.

Сильный  мороз (словосоч.).

Мороз  трескуч  (предл.).

Громко пели (словосоч.).

Дети   пели  (предл.).

Поздно   прилетели (словосоч.).

Прилетели  птицы  (предл.).

Яркое  солнце (словосоч.).

Светит  солце (предл.).

11. Какие виды связи в словосочетании вы знаете?

Ответы учащихся.

СЛАЙД  16.

Змейка.

Определите способ связи в словосочетаниях, укажите их грамматическое значение.

Воздвигать дом, бежать быстро, видимся редко, синее море, главный герой, весьма скучный, довольно вместимый, крайне любопытно, играл в футбол.

СЛАЙД  17.

Воздвигать дом (упр., действие и предмет, на кот. оно переходит), бежать быстро (прим., действ. и его признак), видимся редко ( прим., действ. и его признак), синее море ( согл., предмет и его признак), главный герой (согл., предмет и его признак) , весьма скучный (прим., признак признака), довольно вместимый (прим., признак признака), крайне любопытно (прим., признак признака), играл в футбол (упр., действ. и предмет на кот. оно переходит).

12. Синтаксический разбор словосочетаний.  ( Разбираются учащимися на доске.)

Змейка.

СЛАЙД  18.

Моя комната, беречь Родину, довольно смелый, очень секретно, покупал торгуясь.

13. Подведение итогов урока.  Выставление  оценок.

14. Домашнее задание.

Упр. 52, произвести синтаксический разбор 3-х словосочетаний, теорию повторить.

                                                     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...