Конспект урока "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

Конспект по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova_6_kl.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: Состав слова

Место  урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

             плану в 6 классе. (Учебник  под редакцией Рыбченковой Л.М.

             Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,

             О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич.)

Цель: 

  • продолжить работу по изучению основных частей слов;
  • углублять понимание роли каждой морфемы, учить различать однокоренные слова и формы слова, словообразующие и формообразующие морфемы;
  •  развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
  • содействовать развитию орфоэпических, орфографических, пунктуационных навыков;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, схема морфемного разбора, таблица «Состав слова», дидактический материал.

Тип урока: развитие и применение умений и навыков.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • знают определение терминов морфемный состав слова, морфема, морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы, нулевое окончание;
  • объясняют роль каждой морфемы в слове;
  • умеют выполнять задания самостоятельно.

Личностные:

  • адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке;
  • проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес  к учебному материалу;
  • высказывают своё мнение.

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;

логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы);

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Ход урока.

  1. Оргмомент
  2. Актуализация опорных знаний

1) Проверка д/з (зачитать слова в паре с проверочными)

2) Терминологический диктант

Морфемика, словообразование, орфография, грамматика, синтаксис, лексикология, суффикс, приставка, окончание.

3) Задание на карточке.

Выполнить синтаксический разбор предложения (2 ученика)

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула.

Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи.

  1. Мотивация учебной деятельности

Давайте вспомним, что изучает морфемика. (морфемы). С сегодняшнего урока мы продолжим исследовать части слова и углублять наши знания о структуре слова.

  1. Определение темы и целеполагание

Узнать…

Вспомнить…

Научиться…

  1. Восприятие нового материала
  • Исследование теоретического материала (стр. 20)
  • Работа по таблице «Состав слова».
  • Назвать уже знакомую информацию, отметить то, что показалось новым.
  • Особое внимание обратить на то, что было непонятным.
  • Вопросы для осознания (вопросы написаны на карточках, учащиеся подходят к доске, выбирают карточку, зачитывают вопрос и дают ответ):

Что такое морфема?

Какая самая главная морфема в слове?

Какая морфема служит для связи слов в предложении?

С помощью каких морфем образуются новые слова?

Какие слова называются однокоренными?

У каких слов нет окончаний?

Какие морфемы стоят после корня?

Практическое закрепление. 

Распределительный диктант: формы слова и однокоренные слова.

Ягода, ягодный, ягодник, ягоду, ягодка, на ягоде.

  • Поясните свой выбор. С помощью какой морфемы образуются формы слова?
  • Если она образует формы, как бы вы ее назвали? (формообразующая)

Физкультминутка

 

Работа с учебником.

Упр. 27, определить значение каждого слова.

  • С помощью какой морфемы образуются эти слова?
  • Что общего у всех слов? (корень)
  • Как называются такие слова? (однокоренные)

Задание на карточках: с помощью приставок образовать как можно больше новых слов от данного слова (работа в парах)

1 пара: слушать;

2 пара: ехать;

3 пара: читать.

  • Какие морфемы помогали вам образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)
  • Как бы вы их назвали? (словообразующие)
  • С помощью схемы (стр. 22) определите, как ещё называют формообразующие и словообразующие морфемы (корневые и служебные)
  • Работа с текстом (упр. 22) (по предложенным заданиями)

Слабые ученики: задание 1, 2

Сильные ученики: задание 1 – 4

  1. Домашнее задание: повторить термины, упр. 29

Прочитайте задание, что необходимо повторить, чтобы его выполнить?(информацию про окончание)

  1. Итог урока. Рефлексия.

Метод незаконченного предложения:

Сегодня я узнал, что...

Теперь я знаю…

Сегодня у меня получилось…

Сегодня у меня не получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мерориятия "Слова-приятели"

Мероприятие разработано для внеклассного урока по русскому языку для классов ЗПР....

Конспект занятия "Слова-предметы"

Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы)....

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

Конспект урока "Слова категории состояния"

Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...

Урок конспект "Вводные слова"

Основная  цель  данного урока  - отработать навыки пунктуационной и орфографической зоркости....

Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».

План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....