Конспект занятия "Слова-предметы"
план-конспект урока по теме

Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-predmety.docx91.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова – предметы.

Цель: Ознакомление с понятием «слово-предмет», дать понятие «живой-неживой предмет», формирование умения выделять слова-предметы из речевого потока;  Дифференциация терминов «звук» - «слово»;  Развитие речевого внимания, памяти, мышления;  Различение близких по звуковому составу слов, состоящих из бездефектных звуков.

Оборудование: предметные картинки: аист, кубик, дедушка, лиса, карандаш, диван, заяц, котёнок, собака, стол, дом, игрушки: мяч, пирамида, кукла, лопатка.

Ход занятия:

1. Орг.момент. Сядет тот, кто повторит:

- «Телеграфисты» (отхлопать ритм) :  *  *,   **,   *  **,   **  *,   *  *  *,   ***,  

*  ***,   ***  *,  **  **.

- произнести громко-тихо: АУ, АВ, МУ, КО, КВА, МЯУ, БЕ.

- слова: мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дым-дом, ком-дом-гном. 

2.Повторение.

- К нам в гости пришла кукла Аня. Она ничего не знает о том, что такое звук и слово. Расскажем ей о звуках и словах?

- Что мы слышим вокруг себя? (звуки)

- Звуки бывают разные (речевые и неречевые). Из речевых звуков можно сложить слова.

3. Знакомство с новой темой.

а) Выполните, пожалуйста, просьбу куклы Ани.  

- Подайте, пожалуйста, предмет. Смогли выполнить просьбу? Почему?

- Подайте, пожалуйста, мяч,  куклу, пирамидку, лопатку, игрушки. Смогли выполнить просьбу? Почему?

                

Вывод: Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.

б) Дифференциация понятий звук-слово.

- «Кто больше»: Назвать предметы, которые находятся  вокруг.  Что мы сейчас произносили?  (произносили слова)

- «Слово или звук»: Если услышали, слово надо покачаться. Если услышали звук, стоим.

Вывод: Слова имеют смысл, значение, мы их понимаем. Звук значения не имеет.

в) «Живой-неживой». Предметы бывают живые и неживые. 

- Девочка Аня и кукла Аня выполняют движения.

Кто смог выполнить все движения? Почему?       (девочка Аня живая)

Кто не выполнил движения? Почему?     (кукла Аня неживая)

- Как спросим про девочку Аню? Про куклу Аню?

Кто это? – спросим о  живых предметах. Это люди, звери, птицы, насекомые.

Что это? – спросим о неживых предметах. Это остальные предметы.

г) Физминутка.    

- «1,2,3,4,5 будем листья собирать».

- «Живой-неживой». Поможем кукле Ане отобрать живые и неживые предметы.

Поймай мяч, если услышали слово, обозначающее живой предмет, не лови мяч, если услышали слово, обозначающее неживой предмет.

Аист, кубик, дедушка, лиса, карандаш, диван, заяц, котёнок, собака, стол, дом.

д) Подбор предметов к действию:

Мяукает–                        Стоит –                     Клюёт –

Лает –                             Летает –                   Греет –

Звенит -                          Отдыхает -               Светит –

Дует -                             Льёт -                        Опадает-  

е) «Четвёртый лишний».

4. Итог.

- Каждый предмет обозначается словом.

- Предметы бывают живые и неживые. Как мы их различаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...