Материалы к теме "Местоимение как часть речи" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Языкова Галина Николаевна

Материалы использовались на мастер-классе для учителей русского языка и литературы в рамках семинара "Научный текст на уроках русского языка".  Предлагаемый фрагмент можно использовать на уроках, посвященных изучению темы "Местоимение как часть речи".  Хочу поделиться с коллегами методическими приёмами, которые использую при работе с текстом научного стиля в 5-6 классах (различные виды чтения, восстановление пропусков в тексте, составление кластеров на основе текста), 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazykova_g.n._materialy_k_master-klassu_po_mestoimeniyam.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Языкова Г.Н.

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории МАОУ «Гимназия №5» г. Альметьевска

МАСТЕР-КЛАСС

«Научный текст на уроках русского языка

на примере темы «Местоимение», 6 класс

Цели мастер-класса: поделиться с коллегами методическими приёмами, которые используются при работе с текстом научного стиля в 5-6 классах (различные виды чтения, восстановление пропусков в тексте, составление кластеров на основе текста), обсудить с ними эффективность используемых приёмов.

Оборудование: раздаточные материалы (таблица «Виды и приёмы работы с текстом», текст о местоимениях (приложение 2), лист с кластером у каждого ученика по теме «Местоимение» (Д/З к уроку, см. приложение1), документ-камера.

Условия проведения: 15-минутный фрагмент урока для группы учащихся (16 человек) по теме «Местоимение как часть речи. Продолжение темы» в присутствии учителей русского языка и литературы.

План мастер-класса

  1. Оргмомент.

  1. Проверка Д/З у учащихся с помощью документ-камеры (рассказ учащегося о местоимении с опорой на составленный дома кластер)

  1. Вопрос классу:

- Все ли, что мы знаем о местоимениях, отражено в кластере? Насколько полным и правильным был ответ? (Учащиеся оценивают ответ одноклассника)

  1. Предварительная актуализация знаний о работе с текстом.

- Перед вами распечатки с текстами. Прежде, чем мы начнем работать с ними, давайте вспомним, какие приёмы работы с текстом нам известны. Для тех, кто забыл, на партах лежат справочные таблицы (1 минута на изучение таблицы).

- Какие виды чтения существуют?

- Какой вид чтения помогает решить, читать или не читать текст? (просмотровое чтение).

- На какой результат нацелено ознакомительное чтение? Какие приёмы при этом используются?

- Какой вид чтения необходим, чтобы понять текст?

5. Работа с текстом.

- Определите стиль текста (текст научного стиля, в нем содержатся точные факты, используются термины; его цель – сообщить знания по теме).

- Прочитайте задание к тексту. Что вам нужно сделать?

- Какой вид чтения вы будете использовать?

- Приступайте к работе.

(работа с текстом 2-3 минуты).

- Что вам уже было известно о местоимениях?

- Какую информацию вы отметили как новую для себя?

- О чём хочется спросить?

- Итак, автор статьи утверждает, что и непостоянные признаки местоимений (то есть, то, как они изменяются), и их роль в предложении зависят от того, вместо какой части речи местоимения используются.  Согласны ли вы с этим утверждением?

- Какие доказательства вы могли бы привести?

- Выполните 2 задание к тексту: заполните пропуски. Работаем в парах. Совещаться можно и нужно!

- Как вы выполнили задание? Кто представит свою работу?

- Вернитесь к своим домашним работам. Что вы изменили бы в своих кластерах с учетом новой информации, полученной на занятии?

(предлагаются варианты, зарисовываются на доске, обсуждаются)

- Удобно ли пользоваться кластером?

- Действительно, кластер не всегда подходит для информационной переработки текста. На следующем уроке я познакомлю вас с ещё одним способом краткого изложения информации. Но это будет завтра. А сейчас я прошу вас подвести итоги занятия:

- Что узнали нового?

- Чему научились?

- Чему хотите научиться завтра?

- Кто, по вашему мнению, заслужил оценки за работу?

- Мы учтем эти ответы на следующем уроке при выставлении оценок.

Д/З.

- Познакомьтесь с домашним заданием. Всё ли понятно? Задайте вопросы по заданию.

- Всем спасибо за работу. Молодцы.

Приложение 1.

Д/З, которое выполняли дети перед уроком, на котором проходил мастер-класс:

Приложение 2

  1. Прочитайте текст.

Отметьте на полях знаком «+» ту информацию, которая вам была известна ранее.

Отметьте знаком «-» то, что узнали впервые. 

Отметьте знаком «?» то, о чем хочется спросить (остались вопросы, не все понятно). Сформулируйте вопросы учителю.

  1. Вспомните, что вам известно о существительных, прилагательных и числительных. Заполните пропуски во второй части текста.
  2. Какие изменения вы внесёте в кластер?

Местоимения, как запасные игроки на футбольном

 поле или дублёры в театре, выходят на арену,

когда освобождают место знаменательные слова.

А.Реформатский.

1. Мир местоимений чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Часто думают, что местоимения так называются, потому что мы заменяем ими имена своих друзей, родных, знакомых: вместо Оля говорим «она», вместо папа – он, вместо одноклассники – они.

И правда, местоимение употребляется вместо имени. Но имени в его грамматическом понимании: вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного. Вот почему одни местоимения отвечают на вопросы «КТО? ЧТО?» (я, он), другие – на вопросы «КАКОЙ? ЧЕЙ?» (тот, мой), а третьи на вопрос «СКОЛЬКО?» (несколько, столько).

Местоимения, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?, указывают на лицо или предмет, местоимения, отвечающие на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? – на признак предмета, местоимения, отвечающие на вопрос СКОЛЬКО? – на количество. И непостоянные признаки местоимений, и их роль в предложении сходны с грамматическими признаками и синтаксической ролью существительных, прилагательных, числительных.

  1. Именно поэтому некоторые лингвисты подразделяют местоимения на местоимения-существительные, местоимения-______________________________,  __________________________ ____________________________________________ .

Местоимения-существительные изменяются по падежам, в предложении являются подлежащими, дополнениями, обстоятельствами. Местоимения-прилагательные изменяются ______________________________________________ _________________, в предложении выступают в роли определений. Местоимения-числительные изменяются _________________________, а в предложении образуют ______________________________________________________, которые могут быть подлежащим, дополнением, определением или обстоятельством.

  1. К местоимениям-существительным можно отнести _________________ местоимения, к местоимениям-прилагательным -  местоимения _________________ _____________________________________________________, а к местоимениям-числительным - _____________________________________ .

  1. Д/З: Дополните данный текст (3 часть) примерами-иллюстрациями.

Подготовьте рассказ о местоимениях на основе данного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка в 7 классе  по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"....

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

Педагогический проект Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников

Проект посвящен проблеме совершенствования орфографических умений и навыков при обучении русскому (родному) языку в старших классах средней общеобразовательной школы....