Урок в 6 классе "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Языкова Галина Николаевна

Разработка урока будет полезна учителям, работающим по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (под ред. Н.М. Шанского)

Урок ориентрован на работу с учебником «Русский язык. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Ла.А. Тростенцова", но может быть использован и как основа урока по данной теме при работе с другими методическими комплексами.

Данная разработка урока является авторским материалом. Урок был разработан в рамках защиты проекта на курсах повышения квалификации по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования в практику работы начальной и основной школы» и соответствует  требованиям, предъявляемым к уроку русского языка Стандартами нового поколения.

Весь дидактический материал, использованный на  уроке (кроме упражнений учебника и фрагмента текста из пособия Г.А. Богдановой (Г.Н. Богданова. «Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – с. 114) является авторским. В оформлении презентации использован шаблон «Книга» с официального сайта Microsoft Office.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ-лицей №2

г. Альметьевска

Республики Татарстан

учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории

Языкова Галина Николаевна

Тема урока

Разноспрягаемые глаголы

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели:

В области лингвистической компетенции: организовать наблюдение за изменением разноспрягаемых глаголов в речи, совершенствовать умение сопоставлять языковые явления, делать выводы на основе наблюдения. Сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи.

В области коммуникативной компетенции: развивать умение работать в паре, в группе, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, создать условия для свободного высказывания детьми своего мнения.

Прогнозируемый результат:

Результатами изучения темы урока является формирование следующих УУД:

  1. Регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; способность самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, прогнозировать и контролировать свою деятельность, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы других учеников.
  2. Познавательные: самостоятельно вычитывать текстовую информацию, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить рассуждения.
  3. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение, аргументировать его; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь одноклассникам;
  4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, слушать и слышать других, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы.

Оборудование

раздаточный материал (по 1 на стол), презентация PowerPoint, учебники, комплект индивидуальных карточек с заданиями по теме.

Раздаточный материал:

Задание: выпишите из текста глаголы, распределив их в 2 столбика в зависимости от спряжения (глаголы записывайте в неопределённой форме).

Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управиться поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.

Ход урока

  1. Организационный момент

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. С каким настроением начинаем урок? Оцените его по пятибалльной системе. Предлагаю вам сегодня представить, что все мы геймеры, а урок - многоуровневая игра. На прохождение каждого этапа отводится определённое время. Сумеем выполнить поставленную задачу за отведённый промежуток времени – уровень взят. Интересно, как далеко мы сможем продвинуться?

Дома вы выполняли у. 461. С какими трудностями столкнулись? Давайте посмотрим, как надо было выполнить эту работу (учащимся предлагается эталонный вариант упражнения, спроецированный на экран). Кто допустил ошибки?

Итак, задание первого уровня.

Объясните правильное написание слова, в котором вы допустили ошибку. (Учащиеся, объясняя выбор безударной гласной в окончании глагола, проговаривают алгоритм применения правила, разработанный на предыдущем уроке.) Молодцы, все сумели разобраться с ошибками. Уровень взят!

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-  Думаю, вы теперь быстро выполните задание 2 уровня. Перед вами на столах текст. Выпишите из него глаголы, распределив их в 2 столбика в зависимости от спряжения. Глаголы записывайте в неопределённой форме.

- Всё получилось? (Нет,  есть глаголы, которые трудно отнести к I  или II спряжению. Это глаголы бежать, хотеть, есть, дать.  Эталон выполнения задания проецируется на экран, на слайде глаголы распределены в 3 группы: I cпр., II спр., ? спр.)

- Объясните, в чём суть затруднения. (У глагола бежать в тексте одна форма имеет окончание I спряжения, а другая – II,  у глагола хотеть тоже окончания указывают на  разные спряжения. А у глаголов дать и есть в единственном числе вообще непонятные окончания).

-  Встречались ли раньше нам подобные явления? (Да, у разносклоняемых существительных тоже окончания отличались от тех, что присущи их склонению)

- Как бы вы назвали глаголы хотеть, есть, дать, бежать? (По аналогии с разносклоняемыми существительными -  разноспрягаемые глаголы.)

- Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели перед собой поставим? Чему научимся? (Учащиеся формулируют тему и цели урока. Тема урока проецируется на экран, записывается в тетрадях).

3. Первичное усвоение новых знаний.

- Молодцы! Уровень взят. Задание 3 уровня: Работаем в парах. Прочитайте о разноспрягаемых глаголах в учебнике (с. 197-198), составьте контрольный вопросник по теме (3-4 вопроса). (В течение отведённого времени читают учебник, записывают в тетрадях вопросы по теме (например: «Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?», «Какие окончания имеет глагол хотеть?», «В чём особенность глаголов  есть и дать?» и проч.)

- «Дуэль»! (Сидящие за партами поворачиваются друг к другу и обмениваются «выстрелами» - вопросами. Выстрел попал в цель, если соперник на него не ответил. Если же ответ дан правильно, то право «выстрела» переходит к другому).  

- Кто победил в дуэли? Поздравляю! Вы прошли на четвёртый уровень. Подойдите к столу учителя за индивидуальными заданиями. Проигравшие «отправляются на лечение»: изучают материал параграфа ещё раз, после чего, ответив на вопросы учителя, тоже переходят на 4 уровень.

4. Первичное закрепление.

Работа проводится индивидуально, по подготовленным учителем карточкам (на них либо указан определённый набор упражнений учебника, либо даны индивидуальные задания). Закончив выполнять задание, ученик проверяет свою работу по образцу, фиксирует количество ошибок, выставляет себе оценку по указанным критериям.

5. Рефлексия.

- С каким настроением пришли к концу урока? Что нового узнали? Чему научились?

- А теперь самое приятное. Выставляем себе оценки. Если вы прошли на четвёртый уровень, ваша оценка «4».   Если справились с индивидуальным заданием без ошибок – «5». Если же есть ошибки или вы не успели выполнить задание карточки, то вы можете закончить свою работу дома и получить за неё оценку на следующем уроке.

6.  Домашнее задание.

  • П. 81, у. 473 (тем, кто полностью выполнил программу урока)
  • П. 81, составить словарный диктант, включив в него слова, в которых были на уроке допущены ошибки, у. 474 (тем, кто не успел выполнить работу над ошибками)
  • П. 81. Закончить работу по индивидуальной карточке, сдать на следующем уроке тетрадь на проверку учителю (тем, кто не успел выполнить задания 4 уровня)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

Компетенции, формируемые на данном этапе

Организационный момент урока (1-2 минуты)

Организует класс

Проверяют, всё ли готово к уроку

Учебно-организационные

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

Предлагает выполнить задания в карточках

Самостоятельно выписывают глаголы в 2 столбика.

Познавательные: выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи.

Регулятивные: прогнозирование результата

Коммуникативные: постановка вопросов; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Лингвистические

Коммуникативные

-  Всё получилось?

- Нет, есть глаголы, которые трудно отнести к I или II спряжению.

- Что обнаружили?

 - Встречались ли раньше подобные явления?

- У одного и того же глагола окончания относятся к разным спряжениям.

- Да, у существительных. Разносклоняемые существительные.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: выявление проблемы, поиск и оценка способов решения, управление поведением партнёров (контроль, коррекция действий партнёров)

Знаково-символические: выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов, выдвижение гипотез и их доказательство

- Как бы вы назвали такие глаголы?

(Выслушивает ответы учащихся, подводит при необходимости к термину «разноспрягаемые».)

Предлагают версии

- Их можно назвать разноспрягаемыми.

- Сформулируйте тему урока

Разноспрягаемые глаголы

-Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

Учащиеся формулируют цели урока

Первичное усвоение новых знаний

Организует работу с учебником, при необходимости осуществляет индивидуальное консультирование

Изучают материал параграфа, составляют вопросы по теме (например: «Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?», «Какие окончания имеет глагол хотеть?», «В чём особенность глаголов  есть и дать?» и проч.)

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: смысловое чтение, извлечение информации, определение основной и второстепенной информации

Информационные

Первичная проверка понимания

Игра «Дуэль»

Сидящие за партами поворачиваются друг к другу и обмениваются «выстрелами» - вопросами. Выстрел попал в цель, если соперник на него не ответил. Если же ответ дан правильно, то право «выстрела» переходит к другому.

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка ответов

Коммуникативные

Первичное закрепление.

Предлагает учащимся, успешно ответившим на теоретические вопросы, выполнить письменные задания.

Проверяет знание материала у оставшихся учеников, предлагает им письменные задания меньшего объёма.

Выполняют задания, сверяют свою работу с эталоном, фиксируют количество ошибок, выставляют себе оценку по указанным критериям. Выполняют работу над ошибками

Познавательные: рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона

Информационные, коммуникативные, лингвистические

Рефлексия

Организует рефлексивную деятельность учащихся,  их самостоятельное оценивание собственных достижений

Подводят итог своей деятельности на уроке, выставляют оценку в зависимости от достигнутого результата

Познавательные: рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные,

Информация о домашнем задании

Даёт задание с учётом возможностей учеников и достигнутых на уроке результатов

Записывают одно из предлагаемых домашних заданий

организационные



Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ»

Карточка №1

Задание: запиши в тетрадь данные ниже глаголы в 3 столбика:

  1. глаголы I спр.; 2.  глаголы II спр.; 3. разноспряг. глаголы.

Иметь, прибыть, прибывать, пить, держать, задержаться, радовать, ценить, радоваться, дать, баловать, есть, желать, жалить, прибежать, хотеть, создавать, создать, нестись, наесться, бегать, бежать, брать, отдать, отдавать, притерпеться.

Сделай вывод: влияют ли приставки и суффикс –ся на спряжение глагола?

Сверь свою работу с эталоном учителя. Всё ли правильно? Проанализируй ошибки. С какой трудностью при определении спряжения ты столкнулся (лась)? С чем связана эта трудность?

_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Эталон к карточке №1

Глаголы I спряжения

Иметь

прибыть

Прибывать

пить

Радовать

радоваться

баловать

желать

создавать

нестись

бегать

брать

отдавать

Глаголы II спряжения

держать

задержаться

ценить

жалить

притерпеться

Разноспрягаемые глаголы

дать

есть

прибежать

хотеть

создать

наесться

бежать

отдать

Комментарий к заданию: выполняя это задание, учащиеся должны будут вспомнить способы определения спряжения глаголов, в том числе, у глаголов с ударными окончаниями (например, глагол «пить»). Выполнение задания даёт возможность детям ещё раз вспомнить глаголы-исключения. Отвечая на вопрос «Влияют ли приставки и суффикс –ся на спряжение глагола?», ученики придут к выводу, что спряжение глагола не зависит от приставки и наличия / отсутствия суффикса –ся. В задании представлены видовые пары глаголов, что также способствует более глубокому пониманию материала урока.

____________________________________________________________________________________

Карточка №2

Задание: подчеркни разноспрягаемые глаголы

        Хотеть, бегать, вбежать, объесться,  давать, раздаться, захотеть, забежать, задать, убегать, желать, нестись.

Сверь свою работу с эталоном учителя. Сделай вывод: что следует учитывать, определяя спряжение глагола.

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Эталон к карточке №2

Хотеть, бегать, вбежать, объесться,  давать, раздаться, захотеть, забежать, задать, убегать, желать, нестись.

Комментарий к заданию: Это задание учит ребят «видеть» разноспрягаемые глаголы, даже если у них есть приставки, учит отличать разноспрягаемые глаголы от их «двойников» - видовых пар. Выполнение этого задания требует меньше времени, чем задание карточки №2, а потому может быть предложено тем детям, которые не сразу перешли на 4 уровень.

____________________________________________________________________________________

Карточка №3

Задание: вставь пропущенные буквы, в скобках укажи спряжение глагола.

        Всё небо заволокло тёмными тучами. Покаж..тся (__) солнце, обдаст (___) блеском седой океан и вновь скро..тся (__) за тучами. Ветер во..т (__), свистит (__) в ушах, сотряса..т (__), гнёт (__) их. Матросы держ..тся (__) за них. Когда волна обдаёт (__) их брызгами, они отряхива..тся (__) от воды и смотр..т (__) на мостик. Там сто..т (__) капитан. Он не спал всю ночь, ему хоч..тся (___) отдохнуть, но он отдаёт (__) распоряжения. «Убрать паруса!» - приказыва..т (__) он. Матросы выполня..т (__) приказ. (По К. Станюковичу.)

Комментарий к заданию: это задание связано с предыдущими, закрепляет умение определять спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями, отличать разноспрягаемые глаголы от их видовых пар (например, дать-давать). Текст взят из книги Г.А. Богдановой (Г.А. Богданова. «Уроки русского языка в 6 классе». Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1998, с. 114), использован с некоторыми изменениями.

____________________________________________________________________________________

Карточка №4

Задание: рассмотри материал таблицы на с. 198, выполни задание у. 473а.

Комментарий к заданию: задание выводит детей на новый уровень, учит грамотному употреблению глаголов «есть – кушать» в речи, способствует формированию коммуникативной компетенции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе Языкова Г.Н., учитель высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №5» г. Альметьевска Разноспрягаемые глаголы

Слайд 2

Проверяем домашнее задание Цветёт ива. Вокруг неё лета ю т (на – ать , I спр .) шмели, порха ю т (на – ать , I спр .) бабочки, суетятся (уд. оконч ., II спр .) бестолковые мухи. Над лужицами вьются ( ударн . оконч ., I спр .) комары. Перелётные птицы тороп я тся (на – ить , II спр .) на родину, к своим гнёздам. Позже других направля ю тся (на –ять, I спр .) самые яркие и пёстрые птицы. Зимородок возвраща е тся (на – ать , I спр .) из Египта, а иволга прилета е т (на – ать , I спр .) из Южной Африки. Идём дальше!

Слайд 3

Вспомним ! Алгоритм определения спряжения у глаголов с безударным окончанием Это глагол-исключение? да нет Брить, стелить, зиждиться – I спр . Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и ещё дышать, смотреть, и зависеть, и вертеть – II спр . Глагол оканчивается на - И ТЬ? да нет Это глагол I спряжения Это глагол II спряжения

Слайд 4

Задание : выпишите из текста глаголы, распределив их в 2 столбика в зависимости от спряжения (глаголы выписывайте в неопределённой форме) Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управится поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.

Слайд 5

Проверьте себя! I спряжение II спряжение ? спряжение откусывать проседать уменьшаться Понимать уйти управиться Смотреть ( искл .) бежать Есть хотеть дать Почему у глаголов в 3 столбике нельзя однозначно определить спряжение? Встречались ли мы раньше с подобным явлением? Как бы вы назвали глаголы хотеть, есть, бежать, дать ?

Слайд 6

Сформулируем тему урока и его цели РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ Цели: научиться узнавать разноспрягаемые глаголы, правильно писать их окончания, грамотно использовать разноспрягаемые глаголы в устной и письменной речи. Идём дальше!

Слайд 7

«Дуэль»! Задание : Прочитайте о разно-спрягаемых глаголах в учебнике (с. 197-198). Составьте вопросник по теме (3-4 вопроса). Задайте вопросы сосе-ду по парте. Соблю-дайте «дуэльный ко-декс »! «Дуэльный кодекс» Право первого выстре-ла определяется заранее учителем. Выстрел попал в цель, если соперник на него не от-ветил . Он «тяжело ранен» и «отправляется на лечение» – повторно изучает материал параграфа. Победитель «дуэли» пере-ходит на 4 уровень игры.

Слайд 8

4 уровень игры. Индивидуальная работа по теме Критерии оценивания работы Оценка «5» выставляется, если работа полностью соответствует эталону учителя и ученик дал ответы на все вопросы карточки. Оценка «4» выставляется, если в работе ученика нет ошибок, но он не ответил на вопросы карточки или в работе допущены 1-2 ошибки, но даны ответы на все вопросы карточки. Оценка «3» выставляется, если в работе допущено более 2 ошибок и не дан ответ на вопрос карточки.

Слайд 9

Рефлексия С каким настроением пришли к концу урока? Оцените его по пятибалльной системе. Что нового узнали? Чему научились?

Слайд 10

Домашнее задание Тем, кто полностью выполнил программу урока : П. 81, у. 473 Тем, кто не успел выполнить работу над ошибками: П. 81, составить словарный диктант, включив в него слова, в которых на уроке были допущены ошибки, у. 474. Тем, кто не успел выполнить задания 4 уровня или не справился с ним: П. 81, закончить работу по инд. карточке, сдать на следующем уроке тетрадь учителю на проверку.

Слайд 11

Молодцы! Уровень взят! Переходим на 2 уровень! Идём дальше!

Слайд 12

Молодцы! Переходим на 3 уровень! Идём дальше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)

Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических  признаков глагола, его  синтаксической роли  в  предложении    и  правописания....

Презентация к уроку по теме "Глагол. правописание глаголов"

урок-повторение по теме "глагол" в вечерней школе...

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...