Рабочий лист "Простое глагольное сказуемое"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)
8 кл теория и практикаМатериал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list._prostoe_glagolnoe_skazuemoe.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист. Простое глагольное сказуемое
Теория
Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?
У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:
- лексическое - что говорится о подлежащем (смысл)
- грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода
Простое глагольное сказуемое
В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов).
Способы выражения ПГС | |
одним словом | сочетанием слов |
1. Глаголом в форме одного из наклонений: Брат читал книгу. (Изъяв. накл.) Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.) Брат, прочитай книгу. (Повелит. накл.) 2. Глагольным междометием: Он бряк со стула. 3. Инфинитивом: Как заиграла музыка, так он сразу плясать. | 1. Сложным будущим временем: Мы будем учиться в школе. 2. Повторением глагольной формы: Он всё читает и читает. 3. Повторением глагольной формы с частицей ТАК: Он сказал так сказал. 4. Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов: Читать не читаешь, а книгу в библиотеку не сдаёшь. Мы ждём не дождёмся гостей. 5. Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой: Он возьми да согласись. 6. Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия): Пойду прогуляюсь по берегу. 7. Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ: Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили. 8. Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п. Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился). Он вышел из себя (= разозлился). |
Упражнения
Упражнение 1
В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?
1. Я взял себя в руки и остался на месте.
Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.
2. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.
Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.
3. Ты упустил из виду самое главное.
Я не удержал в руках птичку и упустил её.
4. Мой спутник словно сквозь землю провалился.
Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.
Упражнение 2
Подчеркните сказуемые.
- С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.
- Пусть каждый узнает об этой новости.
- Люди пахать, а мы руками махать.
- Наша команда открыла счёт в соревнованиях.
- Эта мысль привела её в ужас.
- Он выходит из себя по любому поводу.
- Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.
- Дети приняли участие в выставке художественного творчества.
- Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.
- На кону стояла жизнь человека.
Упражнение 3
Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
- Всё утро я ловлю рыбу.
- Во всех звуках есть что-то вечернее.
- Старуха бросилась было за сыном.
- Вот я возьму и уйду из дома!
- Его слова задели меня за живое.
- Я пойду позову маму.
- А ты и плакать сейчас же.
- Брат вступился было за меня.
- Ещё я долго буду петь.
- Ваша ложь стоит у меня поперек горла.
- Первые недели плавания принесли разочарование.
- Малыш прыг с крыльца и убежал.
- Пускай он оставит письмо в почтовом ящике.
Упражнение 4
Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные нечленимые сочетания: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь право.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовимся к ОГЭ
Формулировка тестового задания 2
«Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов»
ИЛИ «Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов».
Задание 1
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.
- Закат пылает, золотит (предложение 1)
- Луч солнца касается (предложение 2)
- Мыши заглядывают (предложение 3)
- Тлеет, кричит (предложение 4)
- Озеро (предложение 5)
Задание 2
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
- Он бродил (предложение 1)
- Рыба уплывала (предложение 2)
- Он радовался (предложение 3)
- Ихтиандр нес её (предложение 4)
- Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)
Задание 3
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.
- Мы разбрелись (предложение 1)
- Мы наелись (предложение 2)
- Обед нужен (предложение 3)
- Маруся расстелила (предложение 4)
- Съели и растянулись (предложение 5)
Самостоятельная работа
Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.
(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простое глагольное сказуемое
Конспект урока для 8 класса по учебнику "Русский язык. 8 класс." Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др....
Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.
Данная презентация содержит следующие разделы: "По следам домашней работы" (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); "Словообразовательная разминка"; "Теория по простому г...
презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....
Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....
Рабочий лист "Составное глагольное сказуемое"
для 8 кл Материал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)...