Рабочий лист "Простое глагольное сказуемое"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Абрамова Евгения Александровна

8 кл теория и практикаМатериал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list._prostoe_glagolnoe_skazuemoe.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист. Простое глагольное сказуемое

Теория

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения — лексическое и грамматическое:

  • лексическое - что говорится о подлежащем (смысл)
  • грамматическое - форма наклонения, времени, числа, лица, рода

Простое глагольное сказуемое

В простом глагольном сказуемом оба значения заключены  в одном глаголе (сочетании слов).

Способы выражения ПГС

одним словом

сочетанием слов

1. Глаголом в форме одного из наклонений:

Брат читал книгу. (Изъяв. накл.)

Брат прочитал бы книгу. (Условное накл.)

Брат, прочитай книгу. (Повелит. накл.)

2. Глагольным междометием:

Он бряк со стула.

3. Инфинитивом:

Как заиграла музыка, так он сразу плясать.

1. Сложным будущим временем:

Мы будем учиться в школе.

2. Повторением глагольной формы:

Он всё читает и читает.

3. Повторением глагольной формы с частицей ТАК:

Он сказал так сказал.

4. Повторением глагола в разных формах или однокоренных глаголов:

Читать не читаешь, а книгу в библиотеку не сдаёшь.

Мы ждём не дождёмся гостей.

5. Смысловым глаголом с вспомогательной глагольной формой: Он возьми да согласись. 

6. Двумя глаголами в одинаковой форме (один — для обозначения действия, другой — цели этого действия): Пойду прогуляюсь по берегу.

7. Глаголом с частицами ТАК, БЫЛО, ЗНАЙ СЕБЕ:

Я собрался было в поездку, да все билеты уже раскупили.

8. Фразеологизмом — нечленимым сочетанием, которое  нельзя разделить на действие и объект и можно заменить одним словом: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь право, изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, счесть необходимым и т.п.

 Я сгорел со стыда за свой поступок (= стыдился).

 Он вышел из себя (= разозлился).

Упражнения

Упражнение 1

В каком предложении из пары сказуемое(ые) выделено(ы) верно?

1. Я взял себя в руки и остался на месте.

  Он украсил себя стружками и взял в руки бубен.

2. Вдруг вперёд нас бросилось испуганное звуками стадо.

   Мне бросилось в глаза старое тряпьё в углу прихожей.

3. Ты упустил из виду самое главное.

   Я не удержал в руках птичку и упустил её.

4. Мой спутник словно сквозь землю провалился.

   Зверь провалился в яму, вырытую охотниками.

Упражнение 2

Подчеркните сказуемые.

  1. С завтрашнего дня вы будете гулять по утрам.
  2. Пусть каждый узнает об этой новости.
  3. Люди пахать, а мы руками махать.
  4. Наша команда открыла счёт в соревнованиях.
  5. Эта мысль привела её в ужас.
  6. Он выходит из себя по любому поводу.
  7. Растревоженный охотниками, лев впал в ярость.
  8. Дети приняли участие в выставке художественного творчества.
  9. Я буду иметь в виду ваше предложение о сотрудничестве.
  10. На кону стояла жизнь человека.

Упражнение 3

Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

  1. Всё утро я ловлю рыбу.
  2. Во всех звуках есть что-то вечернее.
  3. Старуха бросилась было за сыном.
  4. Вот я возьму и уйду из дома!
  5. Его слова задели меня за живое.
  6. Я пойду позову маму.
  7. А ты и плакать сейчас же.
  8. Брат вступился было за меня.
  9. Ещё я долго буду петь.
  10. Ваша ложь стоит у меня поперек горла.
  11. Первые недели плавания принесли разочарование.
  12. Малыш прыг с крыльца и убежал.
  13. Пускай он оставит письмо в почтовом ящике.

Упражнение 4

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых данные нечленимые сочетания: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь право.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Готовимся к ОГЭ

Формулировка тестового задания 2

«Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов»

ИЛИ  «Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов».

Задание 1

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

  1. Закат пылает, золотит (предложение 1)
  2. Луч солнца касается (предложение 2)
  3. Мыши заглядывают (предложение 3)
  4. Тлеет, кричит (предложение 4)
  5. Озеро (предложение 5)

Задание 2

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  (1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

  1. Он бродил (предложение 1)
  2. Рыба уплывала (предложение 2)
  3. Он радовался (предложение 3)
  4. Ихтиандр нес её (предложение 4)
  5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Задание 3

Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

(1)Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с дружкой. (2)Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта. (3)Однако обед все-таки нужен. (4)Маруся расстелила на траве сложенную вдвое газету, положила на нее хлеб, соль и яйца, сваренные вкрутую. (5) С аппетитом мы съели всё и растянулись на траве.

  1. Мы разбрелись (предложение 1)
  2. Мы наелись (предложение 2)
  3. Обед нужен (предложение 3)
  4. Маруся расстелила (предложение 4)
  5. Съели и растянулись (предложение 5)

Самостоятельная работа

Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простое глагольное сказуемое

Конспект урока для 8 класса по учебнику "Русский язык. 8 класс."  Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др....

Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.

Данная презентация содержит следующие разделы: "По следам домашней работы" (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); "Словообразовательная разминка"; "Теория по простому г...

презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"

Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....

Рабочий лист "Составное глагольное сказуемое"

для 8 кл Материал взят из группы в ВК ://vk.com/teach_workshop (Учительская мастерская Людмилы Крыловой)...