«Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».
методическая разработка по русскому языку

Закирова Айсылу Юнусовна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass_rus_yaz.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  учителя русского языка и литературы

МБОУ «Апастовская СОШ»

Закировой Айсылу Юнусовны

Тема: «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».

Цель: Продемонстрировать использование  метода «Кроссенс» на уроках как  средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.

Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.

Эпиграф мастер- класса: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».                                              

                                                                                  Лев Николаевич Толстой

Добрый день,  уважаемые жюри,  конкурсанты и гости нашего мероприятия!

Я – Закирова  Айсылу Юнусовна, учитель русского языка и литературы Апастовской средней школы. Мы все с вами учителя и каждый из нас хочет быть хорошим учителем, мастером своего дела.

Свой мастер-класс я хотела бы начать с притчи.

Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них. Логика говорила:

- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа.

- Это ещё почему?

- Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках. Не будь меня, люди бы превратились в роботов.

Вот важность тоже, скажешь! Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

- Что это вы всё спорите?

- А ты кто такой?

- Я  -  Разум.

- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?

- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.

- Без кого же из нас человек не может обойтись?

- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?

-Нет.

- Может ли торговец обойтись без логики?

- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?

- Опираясь на разум.

В современной педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. И на примере одного  я бы хотела показать вам свой мастер-класс.

- А как вы считаете, логика нужна в повседневной жизни?

- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС.

Для решения данной задачи я выбрала из своей, пусть небольшой,  методической копилки те приемы и методы, которые будут одинаково интересны как учителям русского языка, так  и всем присутствующим сегодня в зале.

Чтобы разгадать тему моего мастер-класса, предлагаю вам  ответить на  несколько вопросов.  По начальным буквам слов-отгадок  вы скажете тему.

-Казань -Столица Республики Татарстан

-Республика – форма государственного правления

Озеро- естественно возникший водоем, окруженный сушей.

Свияга – река в Ульяновской области и Татарстане.

Свияжск – село в Зеленодольском районе Татарстана, на острове при владении Свияги в Волгу.

Елабуга- город, где родился И.И.Шишкин.

Нефть- природная маслянистая горючая жидкость.

Суверенитет – независимость государства.

Итак, по начальным буквам слов-отгадок  у нас получилось слово,..  какое? Кроссенс.

Тема моего мастер-класса – «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».

В последнее время учителя часто используют метод Кроссенс в свое        й работе. - Как  вы  думаете,  с  каким  другим  словом  ассоциируется  слово  кроссенс?  (Кроссворд.  Спасибо).

-Что  обозначает слово кроссворд ? ( пересечение  слов).………

Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

 Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Как же читать  кроссенс?

Существует 3 способа чтения кроссенса.

 На слайде показаны схемы чтения кроссенса. 

1 кроссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.

Во втором варианте кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями в данном квадрате.

И 3 способ чтения - можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем?

 А сейчас я предлагаю вместе поработать  над разгадкой следующего кроссенса. На слайде вы видите эти картинки.

Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

О чём этот кроссенс? (о ТАССР.) Спасибо большое.

А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам…

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную  связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

 Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем… на слайде…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 8-9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

(практическая работа – собрать кроссенс)

  1. Практическая отработка метода

Итак, от теории к практике.         Вы должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку

Задание первой группе:

1.Отгадайте при помощи кроссенса тему урока русского языка.

Второй группе:

  1. По содержанию стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые» составить кроссенс (а можно центральный квадрат оставить пустым и предложить самим догадаться, о чём должен быть рассказ).

……

Пока творческие группы работают, разберём ещё один кроссенс.

( работа с жюри)

- Уважаемое жюри, зрители, вам такое задание: составить рассказ обо мне

……….

………

- А теперь каждая группа представляет то, что у них получилось. Дайте обоснование своему выбору.

…….

Уважаемые коллеги, применение кроссенса в учебном процессе способствует логическому мышлению ученика, самостоятельности, инициативности и развития творческих способностей.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

- как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио и др.

Практическая значимость.

Кроссенсы с успехом могут использовать в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных…

Рефлексия

Тем, кому понравился приём «Кроссенс» и  кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку.

Тем, кто сомневается, что  будет применять данный метод, возьмите желтую  карточку.

Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите  красную карточку. 

Я хочу пожелать вам, уважаемые коллеги: «Творите, ищите, дерзайте, применяйте в своей работе метод кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления учащихся, учите так, чтобы в памяти ваших учеников остались результаты образования. Все в ваших руках.

Спасибо за внимание.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления"

При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучени...

МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...

Статья Использование метода кроссенс на уроках русского языка и литературы как средство развития логического и творческого мышления

В статье кратко рассказывается история появления кроссенса как головоломки и приводится алгоритм его создания. Возможность использования кроссенса в процессе обучения с целью развития логического и тв...

"Кроссенс" как метод развития познавательного и творческого мышления

Я думаю, что каждый из нас готовясь к уроку, подбирает методы, и формы подачи учебного материала опирается на три критерия:материал для ученика должен быть интересным - привлекательным, быть своеобраз...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Презентация "Кроссенс как метод логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...

Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».

Познакомить с понятием  кроссенс, раскрыть особенности  его построения и прочтения, рассказать о возможностях  применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...